МАРКСМАРКС В РОССИИ

МАРКС Карл Генрих

Найдено 4 определения термина МАРКС Карл Генрих

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

        Карл Генрих Маркс

нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир, Пруссия — 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель.  Окончив гимназию в Трире, К. Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но впоследствии увлекся историей и философией.         Основные сочинения: "К критике гегелевской философии права. Введение" (1843),  "Экономическо-философские рукописи" (1844), «Тезисы о Фейербахе» (1845) , "Святое семейство" (1844- 1845), "Немецкая идеология" (1845-1846),"Нищета философии: реплика на книгу Прудона "Философия нищеты" (1847), "Манифест коммунистической партии" (совместно с Энгельсом, 1848), "Классовая борьба во Франции" (1850), "Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта" (1852), "К критике политической экономии. Предисловие" (1859), "Господин Фогт" (1860), "Капитал" (тт. 1-3: 1-й том опубликован в 1867, 2-й - в 1885, 3-й - в 1894), "Гражданская война во Франции" (1871), "Критика Готской программы" (1875) и др          В «Тезисах о Фейербахе»  Маркс критикует весь предшествующий материализм за его пассивно-созерцательный характер, а идеализм — за понимание человеческой активности лишь как духовной деятельности. Тому и другому он противопоставляет понятие практики как деятельности предметной, материальной. По Марксу, общественная жизнь является «по существу практической». Так в философию вводится новая предметная область — сфера преобразовательной деятельности людей. Для Маркса идеальное - это отражение материального в голове человека, в сознании индивида и общества, это мысли, идеи сугубо земного происхождения, свойство высокоорганизованной материи.         Маркс подчеркивал особую роль  науки как производительной силы в движении социалистического производства в форме системы свободного кооперативного труда.        Свой метод мышления Маркс, ссылаясь на Гегеля, определял как диалектический. Создание клеточной теории строения растений и животных, открытие закона сохранения и превращения энергии, создание дарвиновского эволюционного учения явились убедительным свидетельством того, что природа развивается по законам диалектики.        Философия Маркса находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), т.е. он основоположник материалистического понимания истории. Излагая сущность материалистического понимания истории, Маркс писал: “Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное быте определяет их сознание”          Маркс в 1843 г. формулирует идею пролетарской революции как средства, при помощи которого можно разрушить все унижающие человека общественные институты         

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

МАРКС Карл Генрих

(1818—1883) — нем. философ, политэконом, полит. деятель, публицист. Род. в г.Трир, в семье адвоката еврейского происхождения, семья к-рого приняла протестантизм в 1824 г. Учился в Боннском и Берлинском ун-тах, где изучал теологию (см. Богословие), право, историю, философию и теорию иск-ва. Получив степень магистра права, в 1841 г. защитил докт. дис. по философии «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», но оставил академ. карьеру в 1842 г. и включился в либерально-демокр. движение Германии как публицист и редактор «Рейнской газеты» (1842—43). После закрытия газеты М. переехал в Париж, где основал совм. с А.Руге «Немецко-французский ежегодник» (1843— 44); там же познакомился с Ф.Энгельсом, под влиянием к-рого обратился к анализу положения рабочего класса и занялся изучением политэкономии. В 1847—48 гг. жил в Брюсселе, где вместе с Энгельсом примкнул к тайному об-ву «Союз коммунистов», по поручению к-рого они написали «Манифест коммунистической партии». С этого времени деятельность обоих связана со становящимся рабочим движением, организационными формами к-рого стали Союз коммунистов (1848—52), 1-й Интернационал (1864—71), а затем — нац. социал-демокр. партии. После недолгого пребывания в Германии, где М. был редактором «Новой Рейнской газеты» (1848—49), он вновь уехал во Францию. Скитания М. по странам Европы вызваны преследованиями властей Франции, Швейцарии и герм. гос-в. В 1849 г. он переехал в Лондон, где прожил до конца жизни, похоронен на Хайгейтском кладбище. Осн. соч.: «К критике гегелевской философии права. Введение» (1843—44), «Экономическо-философские рукописи 1844 г.»* (1844), «Святое семейство. Против Бруно Бауэра и Ко» (1845), «Тезисы о Фейербахе»* (1845), «Немецкая идеология, или Критика критической критики»* (1845—46), «Нищета философии» (1847), «Манифест коммунистической партии» (1848), «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850» (1850), «18 брюмера Луи Бонапарта» (1853), «Капитал. Критика политической экономии» (1867. 1 т.; 1885. 2 т.*; 1894. 3 т.*), «Гражданская война во Франции» (1871), «Критика Готской программы» (1875). [Соч., отмеченные *, при жизни М. не публиковались]. Филос. воззрения М. эволюционировали от первоначального увлечения гегельянством к младогегельянству и затем — к антропологич. материализму Фейербаха. С 1844 г. М. разрабатывает собств. концепцию, основанную на диалектико-материалистич. понимании природы, об-ва и истории. Филос. и науч. идеи М. не представлены в его работах в системной форме, что стало одной из причин расхождения в теор. и практ. интерпретациях его учения (наряду с вовлеченностью его идей в политико-идеологич. коллизии). Осн. моменты философии М. можно свести к 3-м теор. комплексам: 1) Соц.-филос. антропология, характеризующая человека с т.зр. его творческипроизводительных способностей, детерминированных об-вом и детерминирующих его отношение к природе, об-ву, культуре и самому себе. Согл. М., труд явл. не только основой существования человека в материальном плане, но и мерой его человечности: человек создает самого себя в процессе соц. опосредованного производства. Если система производства основана на отчуждении труда (трудящийся отчужден от средств и результатов своего труда, а также от др. людей, включенных в процесс производства), то человек оказывается в положении животного, исполняя свое специфически чел. предназначение. Преодоление отчужденного характера трудовой деятельности, т.о., есть способ утверждения человеческого в человеке. 2) Формационная модель об-ва, согл. к-рой все формы обществ. взаимодействия детерминированы, в конечном счете, способом производства, к-рый определяется диалектически противоречивым взаимодействием производительных сил (субъекты, средства, условия и технологии производства, составляющие его внутр. специфику) и произв. отношений (объективно складывающиеся и фиксирующиеся к.-л. формы отношений между людьми по поводу производства и распределения его продуктов). С этой т.зр., явления духовно-интеллектуальной сферы производны от «материально-техн. базиса» обществ. бытия («обществ. бытие определяет обществ. сознание»), т.е. представления людей о действительности детерминированы их местом и ролью в системе обществ. производства и, в силу ее исторически изменчивого характера, также явл. исторически изменчивыми. 3) Формационная модель обществ.истор. развития, представленная в двух версиях: а) как поступательная смена форм чел. взаимоотношений — от «эпохи личной зависимости» через «эпоху вещной зависимости» к «эпохе свободной индивидуальности»; б) как поступательная смена обществ.-экон. формаций (см. Формация социальноэкономическая), выражающаяся в схеме: первобытнообщинная формация — рабовладельческая формация — феодальная формация — капиталистич. формация — коммунистич. формация. Переход от одной формации к др. совершается по объективному з-ну обществ. прогресса, согл к-рому производительные силы развиваются более интенсивно, чем произв. отношения. Возникающий в результате этого конфликт рано или поздно достигает стадии антагонизма, что при наличии соответствующих соц.истор. условий (комбинация к-рых заранее непредсказуема) приводит к революционному скачку и возникновению новой соц. формации. Чем выше уровень развития производительных сил и уровень сложности произв. отношений, тем быстрее совершается цикл развития данной формации и ее переход в др. Все исторически существовавшие формации основаны на отчужденных формах обществ. производства, и потому их переход в более справедливую форму обществ. устройства неизбежен; исключение составляют формации, основанные на «азиатском способе производства», обреченные на стагнацию или циклический тип развития, и коммунистич. формация, преодолевающая соц. отчуждение во всех сферах благодаря обществ. форме собственности на средства производства. Несмотря на то, что мн. положения соц.-полит. доктрины и философии истории М. исторически ограничены в силу действия сформулированного им самим принципа соц.-истор. детерминации чел. мышления (включая его теор. формы, к-рые в отчужденном виде выступают как классовая или партийная идеология), созданные им концепции истор. и диалектич. материализма сохраняют принципиальное методол. значение в развитии совр. философии и соц.гуманит. наук. Соч.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 42 т. 2-е изд. М., 1955—1973. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

МАРКС (Маrх) Карл Генрих

1818— 83) — создатель (вместе с Энгельсом) научного мировоззрения — марксизма, включающего в себя диалектический и исторический материализм, политическую экономию и научный коммунизм, вождь международного пролетариата. Ленин писал, что в «марксизме нет ничего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации» (т. 23, с. 40). Марксизм возник в гл. русле течения всей мировой культуры и впитал в себя не только достижения предшествующей философской, экономической и социальной мысли, являющиеся гл. «прямыми и непосредственными теоретическими» источниками марксизма, но и в более широком плане — все достижения научной, этической, эстетической мысли человечества. С полным правом, следовательно, можно говорить и о худож.-эстетических предпосылках возникновения и развития марксизма. М., как известно, рос в высокоинтеллектуальной духовной атмосфере. С детства для него были близкими имена Гомера, Шекспира, Сервантеса, Вольтера и Руссо, Расина и Лессинга. Увлечение иск-вом, собственные поэтические и литературно-критические опыты благотворно отразились. на зрелых произв. М., сочетающих глубокую теоретическую мысль с блестящей худож. формой изложения. Развитие его худож. самосознания шло рука об руку с развитием политического самосознания. Мир свободолюбивого иск-ва побудил его стать на революционно-демократические позиции,а потом способствовал его переходу на позиции коммунизма. Переход этот начался еще в период сотрудничества в «Рейнской газете» (1842—43) и непосредственно проявился в статьях, опубликованных в «Немецко-французском ежегоднике» (1844), отмеченных темпераментом революционного борца и совершенным литературным стилем пламенного публициста. Литературно-худож., эстетический интерес представляют первые совместные произв. М. и Энгельса «Святое семейство» (1845) и «Немецкая идеология» (1845—46), изобилующие беллетристическими реминисценциями, содержащие язвительную, уничтожающую критику представителей мелкобуржуазных течений. Шедеврами литературного стиля, сочетающего четкую и образную научную мысль с литературно-худож. формой изложения, являются «Манифест Коммунистической партии» (1848), написанный вместе с Энгельсом, а также памфлет «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852). Словесная ткань даже такого строго теоретического творения М., как «Капитал» (1857— 83), пронизана метафорическими оборотами, сравнениями, аллегориями. Марксизм, следовательно, в своих истоках есть система как научно-теоретическая, так и худож.-образная, эстетическая. Причем худож.-сатирическое начало в произв. М. (как и Энгельса) не есть только литературная форма изложения, нечто «дополнительное», лишь внешне украшающее высказываемые мысли. Оно в какой-то мере и исток этих мыслей, живой бродильный фермент, помогающий рождению гениальных идей. М. живо интересовался иск-вом. Его высказывания об иск-ве носят разрозненный характер. Тем не менее в контексте всего его учения они представляют стройную систему эстетических взглядов, проникнутую научным мировоззрением. М. рассматривает иск-во не как нечто данное в себе, самоцельное, а конкретно-исторически, в связи с определенным способом производства той или иной общественно-экономической формации. Так, тайну совершенства, законченности, пластичности, человечности античного иск-ва, напр. скульптуры, что так восхищает нас и поныне, помогают понять фундаментальные положения, М. о существенных чертах самого античного об-ва. Он отмечает, что в древн. воззрениях богатство никогда не выступает как цель производства, для них важно, какая форма собственности обеспечивает государству наилучших граждан. Развивая лучшие традиции и преодолевая известную ограниченность классической эстетики (англ. и фр. просветителей XVII—XVIII вв., Канта, Гете, Шиллера, Гегеля и др,), М. рассматривает идейное содержание и общественную ценность эстетической теории, а также прогресс в искусстве с позиций последовательного материализма и историзма. Такой подход позволил вскрыть источник неувядаемой жизненной силы иск-ва античности и по достоинству оценить противоречивую худож. культуру совр. ему буржуазной эпохи. Иск-во древн. греков — это порождение «нормального детства» человечества, И как бы прекрасно и совершенно оно ни было, оно невозвратимо. «Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не находится.в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло. Наоборот, это обаяние является ее результатом и неразрывно связано с тем, что незрелые общественные условия, при ко-. торых это искусство возникло; и только и могло возникнуть, никогда уже не могут повториться вновь» (т. 46, ч. I, с. 48). Даже нек-рые жанры античного иск-ва бесследно и невозвратно исчезают. «Относительно некоторых форм искусства, например эпоса, даже-признано, что они в своей классической форме, составляющей эпоху в мвдровой история, никогда уже не могут быть произведены, как только началось производство искусства как-тиковое; что, таким образом, в области самого искусства известные значительные формы его возможны только на низкой ступени развития искусств» (там же, с. 47). Выдвинутый М. тезис об исторически противоречивых взаимоотношениях развития техники, материального производства вообще и эстетического развития человечества подвел к правильной оценке иск-ва эпохи капитализма. Классическая формула М- гласит: «...капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии» (т. 26, ч. I, с. 280). Эта формула не отрицает достижений буржуазного иск-ва. В частности, высокое развитие таких форм худож. творчества, как музыка, лирическая поэзия, литературная проза (особенно роман — жанр почти неизвестный в античности). Враждебность общественных условий капитализма иск-ву М. усматривает прежде всего в том, что победы цивилизации куплены здесь ценой потери морального качества (т. 12, с. 4). Гениальные худож. творения нового времени, к-рые выражали протест против меркантильности, бездушности, торгашества, ханжеской морали буржуазного об-ва, оказывались тем самым враждебными ему, хотя и были им порождены. Важнейшая особенность и традиция марксистской эстетики — подход к проблемам эстетического отношения к действительности во взаимосвязи с глубочайшими вопросами современности. М. и Энгельс не строили утопических^ схем насчет того,каким будет иск-во коммунистического об-ва, но подчеркивали гл.: культура этого об-ва перестанет быть отчужденной формой, монополией господствующего класса, а станет достоянием всех. В коммунистическом об-ве, где гармоническое, универсальное развитие человека станет самоцелью, этому будет служить •и иск-во.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Эстетика: Словарь

МАРКС Карл Генрих

5 мая 1818, Трир— 14 марта 1883, Лондон) — немецкий философ, экономист, публицист и политический деятель. Учился на юридических факультетах университетов в Бонне и Берлине. Доктор философии (диссертация «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», 1841). Сотрудничал в радикальных изданиях Германии, Франции, Бельгии, Англии, США, Австрии. С начала 50-х гг. жил в Лондоне как политический эмигрант. Играл значительную роль в развитии международного рабочего движения в 60—70-х гг. 19 века.

В философском наследии Маркса наиболее значимы идеи, относящиеся к антропологии и философии истории («Экономическо-философские рукописи», 1844, «Немецкая идеология», совместно с Ф. Энгельсом, 1844—45), служащие основанием его социологических и экономических концепций («Критика политической экономии», 1857—58; «Капитал», т. 1, 1867). По стилистике мышления и проблематике Маркс примыкает к традиции европейского гуманизма. Испытал большое влияние Гегеля и затем Фейербаха, вслед за которым он отказывается от признания разума в качестве специфической характеристики человека (как рода и индивида), усматривая его сущность прежде всего в практике, деятельности, изначально общественной по своей природе (человек есть «ансамбль общественных отношений», «Тезисы о Фейербахе», 1845). Маркс выделяет многообразные формы, исторические типы и способы организации практической жизни. Эти складывающиеся в общественном бытии устойчивые компоненты, «формы» и «отношения» — язык, возрастные и тендерные стереотипы, семейно-родственные связи, позиции в разделении труда и профессиональной деятельности («социальные роли»), моральные и правовые нормы, национальнокультурные традиции, религиозные ориентации и т. д. — существуют независимо от воли и желания отдельного человека и интериоризируются им. Они существуют и обособленно от индивида, в виде различных институтов, организаций, корпораций и т. д., но, включенные в «личностные структуры» людей, детерминируют индивидуальный внутренний мир, сознание, мораль. Т. о., «сущностные силы» человека как родового существа выступают по отношению к нему как индивиду как силы отчужденные, господствующие над его жизнью: отчуждение человека (Entausserung, Entfremdung) предстает как его самоотчуждение (Selbstentfremdung). Противоположный по своей направленности процесс самоосвобождения («эмансипации») человека понимается как освоение (Aneignung): человек должен освоить, сделать своим внутренним достоянием отчужденные от него силы.

Эта перспектива определила и философию истории Маркса, построенную на рефлексивном взаимоотношении понятий «отчуждение» и «освоение»: переход к «освоению» человеком своих «сущностных сил» базируется на преодолении «отчужденного труда», представленного в эксплуатации человека человеком и господстве частной собственности. Соответственно, история человечества истолковывается как последовательность трех основных эпох. Первая — эпоха господства отношений «личной зависимости» на ранних фазах истории, когда народы и цивилизации оторваны друг от друга, а индивид прочно «вписан» в пределы социальных организаций типа общины, касты, сословия и т. п. Практически под данную категорию у Маркса подводится вся история человечества до периода смены т. н. «традиционных обществ» современным «индустриальным обществом». Вторая ступень характеризуется господством отношений «личной независимости», чему соответствует «...система универсального общественного обмена веществ, универсальных отношений, всеобщих потребностей и универсальных потенций» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 46, ч. 1, с. 101). Речь идет об индустриальном обществе с единым мировым финансовым рынком, господством наемного труда и правовым обеспечением личной свободы индивида. Господство социального отчуждения на этой стадии принимает уже не личную, а вещную форму и наиболее наглядно выражено в деньгах. Личная независимость в сочетании с вещной зависимостью, «овеществлением» (Verdinglichung) определяет эту стадию общественного развития. Переход к третьей ступени, к стадии «освоения», означает ликвидацию господства отчужденных и овеществленных сил, подчинение их личностному развитию индивидов. На этой стадии должна господствовать «...свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной, общественной производительности в общественное достояние» (там же, с. 100). Становление этой новой исторической формы, которую Маркс называет «концом предыстории» человечества, он связывает с закатом эры наемного труда, неуклонным возрастанием «свободного времени» как пространства свободного развития личности, с переходом всей сферы «производящей практики» в ведение науки и т. д.

Социальная структура общества, концепция социального изменения, специфика общественных конфликтов — все это осмысляется им с позиции признания субстанциального характера производящей практики (труд, «инструментальная деятельность», промышленное производство) и типов его организации.

Социологический проект будущего представлен у Маркса в концепциях классового конфликта и социального изменения. Социальный (классовый) конфликт — не аномалия, а повседневная норма существования общества с классовой структурой. Общество, основную социальную структуру которого составляют наемные работники и капиталисты, Маркс называет капиталистическим. Фундаментальные интересы (осознанные и неосознанные потребности) этих классов полярно противоположны — прежде всего в сфере производства и распределения: один класс только производит, второй — только владеет. Управление, надзор, принуждение к наиболее эффективному и дешевому труду — одна из наиболее важных сфер деятельности капиталиста. С другой стороны, борьба за сокращение рабочего времени, улучшение условий труда, повышение оплаты, участие в прибыли, страхование различного ущерба, причиняемого работнику на производстве, пенсионное обеспечение, доступное образование и т. п. — таков комплекс требований со стороны наемных работников, включающий в себя норматив «социальной справедливости», прежде всего равенства в распределении и потреблении производимого продукта, что означает ликвидацию капитала, частной собственности и реорганизацию «производящей практики» на социалистических началах.

Общество, основывающееся на наемном труде и капитале, ведущее постоянную классовую борьбу (Маркс иногда называет ее «внутренней гражданской войной») крайне динамично сравнительно с предшествующими типами обществ. Специфика социальных изменений в данном типе общества понимается у Маркса как постепенное накопление «общественного богатства» (и материального, и сконцентрированного в самом человеке как развитие его способностей и многосторонних потенций), которое достигает некоей границы, с преодолением которой меняется общий характер производства с его полярностями труда и капитала. И то, и другое уходят в прошлое, заменяются свободным ассоциированным трудом. Началом перехода к данной исторической ступени Маркс считал политический переворот, завоевание людьми «наемного труда» государственной власти с последующими, преобразованиями в системе производства, распределения и потребления.

По Марксу, капиталистическая экономика базируется на существовании прибавочной стоимости, составляющей цель и условие всякого капиталистического производства. Наемный работник лишь часть рабочего времени работает «на себя», в остальное же время создает т. н. «прибавочный» продукт, денежное выражение которого («прибавочная стоимость») полностью принадлежит собственнику основных средств производства. Экономические стимулы, «движущие силы» эволюции производства и основывающихся на нем социальных отношений и институтов Маркс видел в деятельности капитала. Получение наивысшей прибыли как основная цель производства стимулирует не только сокращение издержек, но и совершенствование производственного процесса в целом. Экономический рост, расширенное воспроизводство, постоянный технологический прогресс — закон для такого типа производства. Принимая все новые формы, разрастаясь до планетарных масштабов, капитал с неизбежностью создает материальное богатство, позволяющее на его основе начать переход к коренным социальным преобразованиям — медленным или быстрым, революционным или реформационным.

Соч.: Marx К.. Engels F. Gesamtausgabe (MEGA), Abt. 1—4. В., 1975; — в рус. пер.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 1—50,2-е изд. М., 1955—81. ЛтлЛшшн Н. И. Молодой Маркс. 3 изд. М., 1986: HyppolileJ. Etudes MI] Marx et Hegel. R. 1955: ThierE. Menschenbild des jungen Marx. Gott., 1957: Allhusser L.. Lire Ie Capital. P., 1970; McLellan D. Marx betor Marxism. L., 1970.

А. Б. Баллаев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме МАРКС Карл Генрих — 0

Найдено научныех статей по теме МАРКС Карл Генрих — 0

Найдено книг по теме МАРКС Карл Генрих — 0

Найдено презентаций по теме МАРКС Карл Генрих — 0

Найдено рефератов по теме МАРКС Карл Генрих — 0