МАРИАС Хулиан

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МАРИАС Хулиан

(p. 1914) – исп. философ. Ученик Ортега-и-Гасета, М., следуя его философии "рациовитализма", допускает, однако, наличие объективно существующей действительности ("Введение в философию" – "Introducci?n a la filosofia", 1947, 6 ed., 1959). Выступая против теории классовой борьбы, М. выдвигает реакц. идею "избранного меньшинства", призванного управлять "пассивной массой", и рассматривает историю как борьбу поколений, сменяющих друг друга ("Исторический метод поколений" – "El m?todo hist?rico de las generaciones", 1949; "Структура общества" – "La estructura social. Teor?a y m?todo", 1955). Te же взгляды отстаивает M. и в историко-филос. трудах, содержащих, однако, ценные частные наблюдения. Соч.: Obras, t. 1–6, Md., [1958–61 ]; Ortega y Gasset y la idea la rason vital, Md., 1948, нем. пер., Stuttg., 1952; Ortega y tres ant?podas, В. Aires, 1950; La escol?stica en su mundo y en el nuestro, Md., 1951; Filosof?a actual y existencialismo en Espa?a, Md., 1955; Filosof?a espa?ola actual, 3 ed., Md., 1956. З. Плавскин. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАРИАС Хулиан
1914, Вальядолид —1979) — испанский философ, ученик и сподвижник Ортеги-и-Гассета. Учился на факультете философии и литературы Мадридского университета (1931—36). В 1936 получил степень лиценциата, в 1951 — степень доктора философии. Совместно с Ортегой создал Институт гуманитарных проблем (1948). С 1965 постоянный член Испанской Королевской академии языка. Читал, в ранге свободного профессора, лекции в университетах США. Основные работы: «Мигель де Унамуно» (1943), «Введение в философию» (1947), «Исторический метод поколений» (1949), «Идея метафизики» (1954), «Биография философии» (1954), «Социальная структура. Теория и метод» (1955), «Ортега. Обстоятельства и призвание» (1960), «Испанцы» (1962), «Метафизическая антропология» (1970), «ЖенщинавХХ веке» (1980).
Мариас развивает антинатуралистическое учение Ортеги о жизни человека как лежащей за всеми интерпретациями «радикальной реальности»; она не имеет природы, но несет в себе историю, биографию. Однако биографическую составляющую, предпосылкой которой является «эмпирическая структура», Мариас считает лишь одним из измерений жизни. Так возникает его вариант «философской антропологии». Философское творчество, по Мариасу, вытекает из потребности человека найти точку опоры в исторических обстоятельствах, а история философии предстает полным драматизма процессом этого поиска. Идеи о социальной структуре мира Мариас связывал с учением Ортеги о «поколениях», смена которых, вызванная изменением идей и верований, приводит к возникновению нового «образа мира» и определяет движение истории. Политическим идеалом Мариаса является «социальный либерализм».
Соч.: Antropologia metafisica. Madrid, 1970; Filosofia espaftola actual. Madrid, 1973; Historia de la filosofia. Madrid, 1976; Introduccion a la filosofia. Madrid, 1960; La mujer en el siglo XX. Madrid, 1980; Onega. Sircunstancia y vocacion. Madrid, 1973.
Лит.: Руткевич A. M. Социальная философия мадридской школы. М., 1981. А. Б. Зыкова

Источник: Новая философская энциклопедия