МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен
1750-1803) — франц. материалист и атеист, утопич. коммунист. В годы франц. революции — участник движения дехристшнизации. В трудах «Французский Лукреций», «Словарь древних и новых атеистов» и др. развенчивал Библию, миф о Христе, критиковал деизм. М. высказал мысль о создании орг-ции атеистов, подошел к идее бога как обоготворенного человека, связывал преодоление религии с коммунистич. преобразованием общества.

Источник: Атеистический словарь

МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен (1750—1803)
представитель плебейско-демократического крыла фр. материализма и атеизма. М. признавал вечное существование природы. Возникают и исчезают только ее конкретные проявления — “формы”. Бог — синоним природы. Под влиянием страха люди измыслили верховное существо и наделили его свойствами природы. Атеизм у М. более последователен, чем у энциклопедистов. Окончательное устранение религии связывал с революционным ниспровержением эксплуататорского строя и с установлением коммунизма. М. примкнул к движению бабувистов (Бабувизм), поднялся до утопического коммунизма. В учении о познании М.— сенсуалист. Осн. труд — “Манифест равных” (1794).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Марешаль Пьер Сильвен
 (1750—1803) — представитель плебейско-демократического крыла фр. материализма и атеизма. М. признавал вечное существование природы. Возникают и исчезают только ее конкретные проявления — «формы». В учении о познании М. — сенсуалист. Материализм М. — теоретическая основа его атеизма. Бог — синоним природы. Под влиянием страха люди измыслили верховное существо и наделили его свойствами природы. М. примкнул к движению бабувистов (Бабувизм), поднялся до утопического коммунизма. Осн. труд М. — «Манифест равных». По своим атеистическим взглядам М. стоял выше энциклопедистов. Окончательное устранение религии связывал с революционным ниспровержением эксплуататорского строя и с установлением коммунизма.

Источник: Философский словарь. 1963

МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен
15 августа 1750, Париж— 18 января 1803, Мон-Ру)— французский философ, публицист, драматург и политический деятель. Адвокат в Париже, затем библиотекарь. Испытал влияние философии Декарта, Монтеня, Руссо. Сочетал в своих трудах атеистический материализм и уравнительный коммунизм. Его «Отрывок из нравственной поэмы о Боге» («Fragment dun poeme morale sur Dieu», 1781) утверждал право народа на революцию и высказывал симпатии к республиканской форме правления. В философской поэме «Французский Лукреций» («Le Lucrece francais», 1781, окончательный текст 1797, отрывки в русском переводе «Стихи против Бога» в кн.: «Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой Французской революции», ч. 1. M., 1933) выступил с критикой всех форм религии, заявляя, что человек сам создает Бога по своему образу: «Боги неба — всегда дета Земли»; материя вечна, развивается по имманентным законам и порождает неисчислимое богатство форм; высшее существо для Марешаля — человек, в котором выражается все величие природы.
В 1784 Марешаль анонимно публикует пародию на Священное Писание «Книга, уцелевшая от потопа» («Le livre echappe au deluge»), в 1787 пишет «Альманах честных людей» («LAlmanach des honnetes gens»), в котором предвосхищает введенный позднее Национальным конвентом республиканский календарь, заменив имена «святых» именами «честных людей»: Демокрита, Аристотеля, Декарта, Гельвеция и других мыслителей. Здесь же на равных правах присутствуют Моисей, Христос и Магомет. Новое исчисление датируется годом выхода «Альманаха» (1788) — первым годом «царства Разума». По постановлению парижского парламента «Альманах» был сожжен, Марешаль заключен в тюрьму, а затем выслан из Парижа.
В годы революции Марешаль возглавил демократический еженедельник «Парижские революции» («Revolutions de Paris»), участвовал в движении дехристианизации. В период Директории сотрудничал с Бабефом, по поручению которого написал «Манифест равных», не принятый, однако, бабувистами. Позднее стал высказывать мысли о необходимости новой революции, уничтожении государства и частной собственности. После разгрома бабувистского движения отошел от политической деятельности. В 1798 выходит работа «Культ и законы общества безбожников» («Culte et lois dune societe dhommes sans Dieu»), в 1800 — «Словарь древних и новых атеистов» («Dictionnaire des athees, anciens et modernes»), a также «Путешествие Пифагора» («Voyages de Pythagore». 1—6,1799), в котором изложены принципы утопического коммунизма, в 1801 «За и против Библии» («Pour et contre la Bible»). В России «Путешествие...» было опубликовано без имени автора в 1804-10.
Соч.: Избр. атеистические произв. М„ 1958. Лит.: КиясовС. Е. Сильвен Марешаль. Саратов,

Источник: Новая философская энциклопедия

МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен

(15 авг. 1750 – 18 янв. 1803) – франц. философ, публицист и политич. деятель, теоретик революц. бабувизма (см. Бабеф). До 1789 работал библиотекарем. М. испытал глубокое влияние дореволюц. франц. просвещения и проникся опозиционными по отношению к монархии и церкви настроениями. В духе руссоизма он выступил против социального неравенства, деспотизма, отстаивая идеи бурж. демократии. В работе "Книга для всех возрастов, или Современный Пибрак" ("Le livre de tous les ?ges, ou le Pibrac moderne", 1779) M. бичевал феод. строй, возмущался тем, что богатство и власть находятся в руках тех, кто непричастен к общественно полезному труду. Здесь же М. развивал мысль о том, что король должен быть "рабом национального кодекса". В работе "Отрывок из нравственной поэмы о боге" ("Fragment d´un po?me morale sur Dieu", 1781) M. отстаивал республиканские идеи, право народа на революцию. В анонимно изданной "Книге, уцелевшей от потопа" ("Le livre ?chapp? au deluge", 1784) M. писал, что все сыны матери-природы рождены равными и свободными и могут обойтись не только без злых, но и без добрых королей. В отличие от мн. дореволюц. просветителей, М. нападал не только на королевский двор и аристократов, но и бичевал крупную буржуазию, "бесстыдных богачей", "аристократов без фамильных гербов", поклонников "золотого тельца". Еще до революции М., говоря о равенстве, не желал свести его лишь к юридич. равенству перед законом, он мечтал об имуществ. равенстве людей. Эти мысли получили свое отчетливое выражение в работе "Первые уроки старшему сыну короля, преподанные кандидатом в депутаты будущих Генеральных штатов" ("Premi?res le?ons du fils a?n? d´un roi par un Deput? presomptif aux futurs Etats g?n?raux", 1789). В отличие от позднейших работ, в этом произведении М. мыслил установление равенства не путем уничтожения частной собственности, а посредством равномерного наделения всех людей частной собственностью. Разделяя социально-политич. взгляды Руссо, М. не принимал, однако, его идеализма и деизма и был сторонником материалистич. философии и воинствующего атеизма Дидро и его единомышленников. М. восторженно приветствовал франц. бурж. революцию и стал ее активным участником. Многочисл. статьи М. в газ. "R?volutions de Paris" содействовали росту классового самосознания наиболее угнетенных масс. С нач. 1791 М. открыто защищал необходимость новой революции, к-рая была бы в состоянии на деле осуществить принципы свободы и равенства. По своим социально-политич. взглядам он был близок к группе "бешеных" и полностью симпатизировал политике Парижской Коммуны, с руководителями к-рой Шометтом и Эбером был в дружеских отношениях. Как якобинец, он активно боролся против жирондистов. В 1793 М. анонимно издал работу "Поправки к революции" ("Correctif ? la r?volution"), в к-рой подверг критике с левых позиций бурж. характер якобинской диктатуры. "Пока будут существовать господа и слуги, – заключал М., – бедные и богатые... не может быть свободы, не может быть равенства! Нет, революция ничуть не совершена" (указ. соч., Р., 1793, р. 307). В ходе борьбы М. пришел к убеждению, что коренная перестройка обществ. жизни может быть осуществлена только на основе ликвидации частной собственности. В годы революции М. установил связи с Бабефом. Вскоре после контрреволюц. термидорианского переворота (27 июля 1794) М. вошел в организованный Бабефом тайный союз. По поручению этой организации М. написал знаменитый "Манифест равных" – один из осн. теоретич. документов бабувизма, где изложил принципы утопич.-коммунистич. организации общества на основе мелкобурж. уравнительности. После разгрома бабувистского движения М. отошел от практич. политич. борьбы и посвятил себя лит. деятельности, направленной против идеализма и религии. В 1797 М., дополнив "Fragment ...", издал его под назв. "Французский Лукреций" ("Le Lucr?ce fran?ais", отрывки в рус. пер.: "Стихи против бога", в кн.: Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой франц. революции, ч. 1, 1933). Эта работа – осн. филос.-атеистич. труд М. Здесь он дал материалистич. критику идеализма и религии: "Раз природа существует, – она возникает из самой себя. Ее формы могут меняться, но она вечна. Если, черпая все из самого себя, мир не имеет творца, он сам является собственным двигателем" (Избр. атеистич. произв., М., 1958, с. 53). В духе спинозизма М. утверждал, что если и можно говорить о боге, то лишь полностью отождествляя его с природой. М. дал яркую критику социальной функции спиритуализма и религии как идейных средств порабощения народа. М. близко подошел к идее, к-рая стала позже исходной для атеизма Фейербаха: поклоняясь богу, люди поклоняются своей собств. сущности, оторванной от них и обоготворенной. Согласно М., люди являются жертвами не только обмана, но и самообмана. Продолжая традиции плебейско-демократич. атеизма Мелье, М., подобно автору "Завещания", связывал упразднение религии с утопич. коммунизмом. М. критиковал христианство и, в частности, миф о Христе. Он соглашался с теми учениями, к-рые "...упорно не желают видеть в личности Иисуса ничего, кроме исторического манекена, облаченного в заимствованные лоскутья" (там же, с. 298). Незадолго до смерти М. издал произведения "Словарь древних и новых атеистов" ("Dictionnaire des ath?es, anciens et modernes", 1800), "Путешествие Пифагора..." ("Voyages de Pythagore...", t. 1–6, 1799, рус. пер., ч. 1–6, 1804–10), "За и против Библии" ("Pour et contre la Bible", 1801). В первом из этих соч. М. пропагандировал не только атеистич. взгляды, но и коммунистич. идеалы. Лит.: Момджян Х. Н., С. Марешаль, "Изв. АН Арм. ССР. Обществ. науки", 1944, No 1–2; Оксман Ю. Г., Из истории агитационно-пропагандистской лит-ры двадцатых годов XIX в., в кн.: Очерки из истории движения декабристов, М., 1954; Ланда С. С., У истоков "Оды к юности", в сб.: Лит-ра славянских народов, вып. 1, М., 1956; Кучеренко Г. С., Социально-политич. взгляды С. М., в сб. ст.: История социалистич. учений, М., 1962; Dommanget M., S. Mar?chal, P., [1950 ] (имеется библ. работ M.). X. Момджян. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.