МАРА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МАРА
см. Кикимора.

Источник: Атеистический словарь

Мара
европ.)  – злой дух, воплощение ночного кошмара. Считалось, что М. садится ночью на грудь спящего и вызывает удушье.

Источник: Мифологический словарь

МАРА
Индуистское божество смерти и зла, демонический искуситель царевича Сиддхартхи Гаутамы, который медитировал под деревом Бодхи, чтобы обрести просветление.

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

МАРА
Санскр.) Бог Искушения, Соблазнитель, который пытался
отвратить Будду от его Пути. Он назван "Разрушителем" и "Смертью"
(Души). Одно из названий Камы, Бога любви.

Источник: Теософский словарь

Мара

Мара – злой дух, как и Морена, воплощение смерти, мора. Позднее Мара частично утратила связь со смертью, но сохранила свой вредный для человека характер, часто так называют всяческую нечисть. Мара – имя чучела, которое сжигают на костре в ночь на Ивана Купалу. В низшей мифологии воплощение ночного кошмара. Садится ночью на грудь спящего и вызывает удушье.

Источник: Словарь славянской мифологии

МАРА
санскр. - смерть) - в будд. мифологии бог зла, ошвна-искуси-тель, потворствующий чувственным желаниям, препятствующим лучшему перерождению. Пытался отвратить царевича Гаутаму от избранного им пути, послав с этой целью против него духов в виде львов, пантер, великанов, огненных языков и т. п. Затем послал своих дочерей — страсть, заботу и наслаждение — с целью искусить его. Но Гаутама не поддался искушению чар М.

Источник: Атеистический словарь

Мара
будд.) – «уничтожающий» – бог, олицетворяющий зло и все, что ведет живые существа к смерти. М. создает препятствия бодхисатвам, стремящимся к просветлению. Ему подчинено огромное количество злых божеств, каждое из которых олицетворяет отрицательные эмоции человека. Дочери М. являются воплощением сексуальных страстей. В народной мифологии М. считается реально существующим божеством, в философском буддизме он рассматривается как отражение человеческой психики. Искушение Будды Шакьямуни М. является темой многих буддийских легенд.

Источник: Мифологический словарь

МАРА
сс. Смерть. Препятствие. Имя злого духа, называемого буддийским сатаной. Он искушал Будду перед просветлением, предлагая ему власть над призрачными городами, любовь прекрасных дев и т.д. Термин «будда-мара» означает присутствие двух начал в сознании человека, которые борются между собой. Одно влечет к благому, высокодуховному, другое удерживает в мире чувственных желаний и амбиций. Различают четыре вида, четыре аспекта Мары. Мара скандх поддерживает в человеке неведение (авидья), привязывая его к перерождениям в круге сансары. Мара клеш способствует притоку в сознание аффектов (клеша), вызывая волнение (духкха) элементов бытия (дхарма). Мара смерти препятствует продлению жизни людей, находящихся на пути к спасению, что отодвигает их освобождение. Мара-божество (отец и сын божеств, сын небожителя) проявляется как внешний фактор, искушение, соблазн, отвлекающий человека от высших целей. Маре противостоит стремление к освобождению (мумукшутва), непобедимость (судурджая).

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

МАРА
(санскр. ma–ra, тиб. bdud,chi,dod pa, смерть, бог смерти, зла) — имя бога зла и смерти, которого Будда Шакьямуни победил в ночь Просветления. М. — буддийское воплощение всех препятствий в духовном пути, он меняет облики, являясь людям, насылает на них наваждения, соблазны, искушения, врагов и т.д. М. является главой сонма демонических существ, занятых преимущественно вовлечением буддистов и всего человечества в создание «неблагой» кармы. Неблаговидные поступки, слова, помыслы — это всё то, что причиняет вред творящему зло как в данной жизни, так и будущем, в том числе ведёт к рождению в аду, в царстве бога смерти и зла — М., а также к других низких сферах (животных, ненасытных духов). Зло в буддизме не является абстракцией, а конкретизировано в нескольких учениях. Во-первых, это «пять беспредельных преступлений» — проступков, не имеющих прощения: убийство матери, отца, архата, пролитие крови Истинносущего (Татхагата) со злым умыслом и причинение раскола в сангхе (общине). На такие деяния склонить человека способен только М. Во-вторых, учение о десяти злодеяниях (акущала, т.е. чертах характера, видах поведения) — все они суть происки М., противоположностью которых называют десять благодеяний, нравственных деяний, способствующих духовному Пути. В-третьих, учение о пяти видах порочности — это: 1) жизнь в омрачениях (клеща), кои суть клещи (аналогичные кровососущим насекомым), впившиеся в сознание, отравляя его ядом, например, похоть, гнев, гордыня, зависть; 2) пристрастие к чужим мнениям, ложным воззрениям; 3) привязанность к существам; 4) привязанность к жизни; 5) привязанность ко времени. В мифологии и иконографии «северного» буддизма фигурируют четыре главных М. Чтобы объяснить роль первого из них (Скандха-М.), нужно напомнить о буддийских духовных практиках, в которых медитирующий концентрируется на потоке сознания, состоящем из мгновенно вспыхивающе-гаснущих дхармо-частиц. Последние при анализе подразделяются на пять групп (скандха). Задача состоит в том, чтобы установить пустотность (шунья) групп, а демон Скандха-М. противится этому, поскольку пустотность сознания — залог освобождения. Клеща-М. — демон омрачений, страстей, пороков в чувствах, мыслях, поступках. Мритью-М. — демон смерти, который действует от обратного, привязывая человека к жизни через созидание собственного «я», что является верным признаком смерти и будущего рождения, а не искомого освобождения. Дева-путра-М. — демон божественных сыновей, в коем качестве М. есть глава богов самого высокого, шестого, неба сферы страстей (кама-дхату). Поэтому все остальные божественные обитатели этого неба подчиняются М., как сыновья отцу. В палийской традиции есть и пятый М. — Карма-М., или «демон совершённого, кармы». В общем смысле М. — любая преграда на духовном Пути. С одной стороны, М. является буддийским аналогом индуистского бога смерти Ямы, с другой — в его образе воплотились черты богов автохтонных религий долины Ганга V–IV вв. до н. э. В жизнеописаниях Шакьямуни красочно повествуется о том, что в течение семи лет йогин и аскет Гаутама (прежде чем стать Просветлённым) переживал искушения, сомнения, дурные мысли, сладостные мечты о наслаждениях и т.д., что древние тексты персонифицировали в образах М., его дочерей, сыновей и многочисленной свиты бога, стремившегося отвлечь отшельника от поисков блага и бессмертия.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Похожие термины:

  • Мара, маруха, мора

    слав.)  – злой дух, первоначально – воплощение смерти, мора, позднее так стали называть любых вредоносных духов. М. приписывалась способность к оборотничеству. Мара – имя чучела, сжигаемого на кос