МАО ЦЗЭ-ДУНМАО ЧАН

МАО ЦЗЭДУН

Найдено 2 определения термина МАО ЦЗЭДУН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

МАО ЦЗЭДУН

26 декабря 1893, деревня Шаошанъ, уезд Сянгань провинции Хунань — 9 сентября 1976, Пекин) — китайский политический мыслитель и революционер. Выходец из зажиточной крестьянской семьи, обучался в педагогическом училище в Чанша, в нач. 1920-х IT. присоединился к коммунистическому движению. В 1945 стал председателем ЦК КПК. В 1949—54 — председатель Центрального народного правительства; в 1954—59 — председатель КНР. Помимо китайской философии мировоззрение Мао Цзэдуна было сформировано марксистской литературой. В 1937 в небольших работах «О практике» и «О противоречии» он заявлял, что «для непосредственного познания какого-либо явления или явлений необходимо личное участие в практической борьбе, имеющей целью изменение действительности». Особое внимание уделял диалектическому «скачку» от чувственного к рациональному познанию, после чего происходит следующий «скачок» к революционной практике. Разрабатывая учение о противоречии, Мао Цзэдун выступил против механистического материализма и вульгарного эволюционизма, а также и восходящего к Дун Чжуншу понятия о «неизменности Неба и Дао». Мао Цзэдун призывал исследовать все стороны противоречий, при этом его слова «без жизни нет смерти, без смерти нет жизни; без верха нет низа, без низа нет верха; без беды нет счастья, без счастья нет беды» напоминают диалектические построения раннего даосизма (ср. «Дао дэ цзин», 2 и 58). Особое значение Мао Цзэдун придавал понятиям о «главном противоречии», «главной стороне противоречия». Несмотря на ссылку на традиционное понятие китайской мысли о «взаимном отрицании и взаимном порождении» (сянфань сянчэн), Мао Цзэдун провозгласил единство противоположностей «условным, временным и относительным», а их борьбу — абсолютной, акцентируя формулу «разделения единого надвое» (и фэнь вэй эр). В докладе «К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа» (1957) Мао Цзэдун разделил два типа противоречий — антагонистические «между нами и врагами» и неантагониетические «внутри народа». Для решения политических противоречий внутри народа была предложена формула «единство — критика — единство», а для решения противоречий в развитии науки и культуры — «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Заявив, что всякое «плохое дело содержит в себе элементы хорошего», Мао Цзэдун ссылался на Лао-цзы: «Несчастье есть опора счастья, а в счастье таится несчастье» («Дао дэ цзин», 58) и призвал не бояться третьей мировой войны, которая способна привести сотни миллионов людей к социализму и сильно ослабить позиции империализма, если вообще не покончить с ним. Начиная со второй половины 1950-х гг. вслед за началом политики «великого скачка» Мао Цзэдун все более акцентировал идеи перманентной классовой борьбы. Односторонний акцент на опыте и практике привел Мао Цзэдуна на поздних этапах деятельности к выводу о «невежестве» интеллигенции. В 1964 он заявил, что философия не может существовать в отрыве от практики и отдал распоряжение об отправке интеллигенции (в т. ч. и философов) в деревню для личного участия в классовой борьбе. В порядке реализации этой линии накануне «культурной революции» делались попытки подключить к философскому творчеству теоретически неподготовленных «практиков» — рабочих, крестьян и солдат. В работе «Откуда у людей правильные идеи?» (1963), оценивающейся как последнее значимое философское произведение Мао Цзэдуна, происхождение «правильных идей» связывалось с общественной практикой производственной и классовой борьбы.

Соч.: Избр. произв., т. 1—4. M., 1952—53; Избр. произв., т. 1—5. Пекин, 1964—77; Выступления Мао Цзэлуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати, в. 1—6. M., 1976.

А. В. Ломаное

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

МАО ЦЗЭДУН

Мао Жуньчжи. 26.12.1893, дер. Шаошань уезда Сянгань пров. Хунань, - 9.9.1976, Пекин. Стратег и теоретик пролетарской революции, руководитель Коммунистич. партии Китая, Китайской Народной Республики и Народно-освободительной армии Китая. Во время антимонархич. Синьхайской революции 1911 - 12 вступил в революц. армию. В 1914 - 18 учился в Педагогич. ин-те пров. Хунань, тогда же организовал науч. об-во "Синьминь", основал "Цзянси-Хунаньское обозрение", Об-во изучения России. В 1920 приступил к орг-ции в пров. Хунань Социалистич. союза молодежи и коммунистич. кружка. В июле 1921 как представитель указ, кружка участвовал в I Всекит. съезде КПК в Шанхае, затем исполнял обязанности секретаря Хунаньского комитета КПК, руководителя Хунаньского бюро секретариата Всекит. конфедерации труда и профсоюзной лиги пров. Хунань. В июне 1923 на III Всекит. съезде КПК избран чл. Исполнительного комитета, секретарем Центрального бюро. В 1924 участвовал в деятельности КПК по оказанию помощи Сунь Ятсену в реорг-ции Гоминьдана. В 1926 возглавлял курсы по крестьянскому движению в Гуанчжоу. С ноября 1926 исполнял обязанности секретаря Комитета ЦК КПК по крестьянскому движению. 7 авг. 1927 года на чрезвычайном расширенном совещании Политбюро ЦК КПК (Ханькоу) избран кандидатом в чл. Политбюро ЦК. Как уполномоченный ЦК возглавил "восстание осеннего урожая" на границе пров. Хунань и Цзянси, создал 1-ю дивизию Рабоче-Крестьянской революц. армии, в горах Цзинганшань основал первую революц. базу. После соединения в Цзинганшане в апреле 1928 отрядов Наньчанского восстания, руководимых Чжу Дэ и Чэнь И., с Хунаньской крестьянской армией и образования 4-й Рабоче-Крестьянской армии выполнял обязанности представителя партии, секретаря фронтового комитета. После образования в 1930 1-го фронта Красной армии стал его политкомиссаром. В 1931 в Жуйцзине (пров. Цзянси) стал секретарем Центр, бюро Центр, советского района и пред. Временного центр, прав-ва. В 1933 вошел в Политбюро ЦК КПК. В нояб. 1930 -марте 1933 вместе с Чжу Дэ руководил действиями Красной армии по отражению походов армии Гоминьдана против революц. базы. Во время Великого похода Красной армии, вынужденной в окт. 1934 оставить революц. базу, в янв. 1935 в Цзуньи (пров. Гуйчжоу) на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК избран чл. Политбюро ЦК и фактически возглавил группу по руководству военными действиями в составе Чжоу Эньлая и Ван Цзясяна. В дек. 1936 стал пред. Военно-революц. комитета ЦК. Выступал за создание единого фронта сопротивления япон. агрессии, оказал решающее влияние на определение идеологич. основы Сопротивления Японии. В марте 1943 избран пред. Политбюро ЦК КПК, в 1945 на VII съезде КПК - Пред. ЦК КПК. С сент. 1948 по янв. 1949 принимал личное участие в руководстве Народно-освободительной армией Китая в ходе стратегически решающих операций против войск Гоминьдана. В марте 1949, руководя работой 2-го пленума ЦК КПК 7-го созыва, указал, что после победы демократич. революции на территории всей страны она должна перерасти в социалистич., а центр тяжести работы партии должен переместиться из деревни в город. В сент. 1949 избран пред. Центр, нар. прав-ва, а вскоре - пред. Нар. политич. консультативного совета Китая (НПКСК). 1 окт. 1949 М.Ц. торжественно провозгласил образование Китайской Народной Республики. В сент. 1954 избран Пред. Китайской Народной Республики. С 1949 по 1956 М.Ц. руководил проведением аграрной реформы, подавлением контрреволюции, оказанием военной помощи Корее, осуществлением социалистич. преобразований. На VIII, IX и X съездах КПК избирался Пред. ЦК и Политбюро ЦК. В 1957 выдвинул тезис о классовой борьбе внутри страны как "главном противоречии", развернул в партии борьбу с "правым уклоном". Был инициатором и руководителем "великой пролетарской культурной революции" - кампании, впоследствии осужденной КПК как ошибочной. В последние годы жизни выдвинул направленную против гегемонизма теорию "трех миров" ("сверхдержав", развитых и развивающихся стран) и положение о том, что Китай никогда не станет "сверхдержавой". В "Решении по нек-рым вопросам истории Коммунистической партии Китая со времени образования Китайской Народной Республики", принятом на 6-м пленуме ЦК КПК 27 июня 1981, идеи М.Ц. охарактеризованы как "продукт соединения общих положений марксизма-ленинизма с конкретной практикой кит. революции", как "применение и развитие марксизма-ленинизма в Китае", "квинтэссенция коллективной мудрости" КПК, в развитие к-рой важный вклад внесли многие выдающиеся руководители партии. "Решение..." отмечает шесть осн. аспектов марксизма-ленинизма, применительно к к-рым идеи М.Ц. обогатили и развили это учение: 1. Теория новодемократич. революции. Она стала результатом изучения особенностей и закономерностей кит. революции, а также развития положения марксизма-ленинизма о руководящей роли пролетариата в демократич. революции. М.Ц. определил, что новодемократич. революция направлена против империализма, феодализма и бюрократич. капитала, имеет нар. характер; ее основополагающий принцип - руководство со стороны пролетариата и его союз с крестьянством; указал, что путь новодемократич. революции в Китае - суть использование вооруженного выступления в качестве гл. формы борьбы, создание баз в сельской местности и т.о. "окружение города деревней". 2. Теория социалистич. революции и социалистич. строительства. Исходя из экономич. и политич. условий, созданных в рез-те новодемократич. революции, обосновал курс на одновременное проведение социалистич. индустриализации и социалистич. преобразований (в т.ч. собственности на средства производства в сельском хоз-ве). Выдвинул теорию "демократич. диктатуры народа": в отношении народа осуществляется демократия, в отношении реакционных сил - диктатура. М.Ц. также выдвинул учение о типах обществ, противоречий, о взаимоотношениях обществ, сил в обл. экономики. 3. Теория строительства революц. армии и военная стратегия. Теоретически обосновал и практически решил проблему преобразования революц. вооруженных отрядов, в к-рых большинство составляли крестьяне, в пролетарскую по характеру революц. армию, дисциплинированную и тесно связанную с народом. 4. Политика и тактика. Поднял проблемы выработки политич. линии, соединяющей принципиальность и гибкость, определяемой в соответствии с общей политич. обстановкой, отношениями классов и конкретной ситуацией; разработал целый ряд политич. установок и тактич. идей как относительно борьбы с враждебными политич. силами, так и по поводу единого фронта с естеств. в конкретной ситуации политич. союзниками. 5. Идейно-политич. работа и работа в обл. культуры. Сформулировал положение о том, что идейно-политич. работа - жизненный источник экономич. и иной работы партии; в развитие этого положения выдвинул ряд политич. лозунгов, конкретизирующих курс партии в различных областях жизни об-ва, - "пусть расцветают сто цветов", "поставить старое на службу современному", "на основе старого создавать новое", "и красный, и специалист" и т.д. 6. Теория парт, строительства. Настаивал на укреплении идеологич. основ парт, строительства, определил три принципа стиля работы партии: "взаимосвязь теории и практики", "тесная связь с нар. массами", "осуществление критики и самокритики". Методологич. принципы, составившие филос. основу социально-экономич. курса КПК, определены в "Решении..." как "позиция, подход и метод" идей М.Ц., их "живая душа" и сформулированы как "реалистич. подход к делу", "линия масс", "независимость, самостоятельность и опора на собств. силы". Важнейшее место среди них занимает "реалистич. подход к делу", содержание к-рого, подчеркивалось в "Решении...", суть необходимость "во всем исходить из реальной действительности, увязывать теорию с практикой, сочетать всеобщие положения марксизма-ленинизма с конкретной практикой революции в Китае". В теоретич. деятельности М.Ц. в обл. философии "Решение..." особо выделило его заслуги в разработке "ядра марксистской диалектики - закона единства противоположностей" и понятия "специфичность". По М.Ц., не упуская из вида всеобщность противоречий, следует особое внимание уделять их своеобразию, выявлять осн. противоречие и его гл. стороны, для разрешения разных по характеру противоречий использовать неодинаковые методы (напр., для разрешения неантагонистич. противоречия "внутри народа" и антагонистич. между классовыми противниками). Тезис о необходимости придерживаться "линии масс" ("во всем руководствоваться интересами масс и во всем опираться на массы, черпать у масс и нести в массы") имел важное методологич. значение для выработки социально-экономич. политики КПК, позволяя учитывать в этом процессе социально-психологич. настрой населения, реальные и субъективные интересы его широких слоев, опыт, полученный в результате апробации экономич. и политич. реформ путем локальных экспериментов. Принцип "независимости, самостоятельности и опоры на собств. силы" в "Решении..." определяется как диалектич. единство нац. усилий в строительстве нового об-ва и передового зарубеж. опыта с акцентом на "опору на собств. силы". "Решение..." охарактеризовало идеи М.Ц. как "богатейшую духовную сокровищницу" КПК и в то же время призвало к разграничению идей М.Ц. как "науч. теории, выдержавшей длительное испытание историей", и "ошибок товарища М.Ц., допущенных им в последние годы жизни". "Решение..." осудило и догматическо-апологетич. подход к высказываниям М.Ц. ("как к непреложной истине, к-рую остается только копировать и слепо исполнять"), и нигилистич. отношение к ним, обусловленное ошибками М.Ц. Идейное наследие М.Ц. находится в центре внимания идеологич. органов КПК, лежит в основе ее теоретич. и практич. разработок, входит в методологич. основу ведущих направлений обществоведения КНР. *Избр. произв. Т. 1 - 4. М., 1952 - 53; Пекин, 1964; Кит. революция и Коммунистическая партия Китая. М., 1960; М.Ц. сюань цзи (Избр. произв. М.Ц.). Т. 1 - 5. Пекин, 1977; "Сань Чжунцюань-хуэй илай и чжунъяо вэньсянь сюань пянь (Важнейшие документы, опубликованные со времени 3-го пленума ЦК КПК). Ч. 2. Пекин, 1982; Шэхуэй кэсюэ жэньу цыдянь (Словарь кит. обществоведов). Шанхай, 1988; Макэсычжуи жэньу цыдянь (Словарь кит. марксистов). Пекин, 1989; Цыхай (Эн-циклопедич. словарь "Море слов"). Т. 2. Шанхай, 1989. Ань Циминь

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме МАО ЦЗЭДУН — 0

Найдено научныех статей по теме МАО ЦЗЭДУН — 0

Найдено книг по теме МАО ЦЗЭДУН — 0

Найдено презентаций по теме МАО ЦЗЭДУН — 0

Найдено рефератов по теме МАО ЦЗЭДУН — 0