МАО ЦЗЭДУН

Найдено 4 определения термина МАО ЦЗЭДУН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАО ЦЗЭДУН

1893-1976) - вождь китайского сталинизма с начала 30-х годов до своей смерти.

Мао Цзе Дун был одним из рядовых активистов Китайской Компартии до ее крушения от рук Чан Кай-Ши в 1927 году. Политика Коминтерна, в частности Сталина и Бухарина была ответственна за это поражение, но эклектицизм и прагматизм были характерными чертами Мао, и он никогда не поставил вопрос ребром о правильности или вреде сталинской политики. Наоборот, когда более вдумчивые лидеры китайской компартии подняли эти вопросы, иерархия Коминтерна выкинула их из партии и выдвинула Мао вперед.

Мао во всех принципиальных вопросах следовал приказам Кремля и политика Киткомпартии в 1930-е годы извиливалась вслед за зигзагами Коминтерна. Во время Второй Мировой войны Мао поддерживал США и Чан Кай Ши, но после разгрома Японии, власть сама вывалилась из одряхлевших рук Гоминдана. В 1945 году Сталин и Мао вовсе не предвидели и не боролись за взятие власти; Мао был готов играть роль лояльной оппозиции. История рассудила иначе и Красные армии китайских крестьян взяли власть в Китае.

Политика Мао после основания Китайской Народной Республики продолжала лавировать и делать зигзаги: "Союз Четырех Классов" сменился "Великим Прыжком Вперед" (в коммунизм); либерализация "Сотен Цветков" перешла в пароксизм "Великой Культурной Революции", и т.д. Эпизодический радикализм маоистов подчинялся геополитическим нуждам пекинского режима в его лавировании между США и СССР.

Наследники Мао повернули Китай в направлении полной капиталистической реставрации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

МАО ЦЗЭДУН

26 декабря 1893, деревня Шаошанъ, уезд Сянгань провинции Хунань — 9 сентября 1976, Пекин) — китайский политический мыслитель и революционер. Выходец из зажиточной крестьянской семьи, обучался в педагогическом училище в Чанша, в нач. 1920-х IT. присоединился к коммунистическому движению. В 1945 стал председателем ЦК КПК. В 1949—54 — председатель Центрального народного правительства; в 1954—59 — председатель КНР. Помимо китайской философии мировоззрение Мао Цзэдуна было сформировано марксистской литературой. В 1937 в небольших работах «О практике» и «О противоречии» он заявлял, что «для непосредственного познания какого-либо явления или явлений необходимо личное участие в практической борьбе, имеющей целью изменение действительности». Особое внимание уделял диалектическому «скачку» от чувственного к рациональному познанию, после чего происходит следующий «скачок» к революционной практике. Разрабатывая учение о противоречии, Мао Цзэдун выступил против механистического материализма и вульгарного эволюционизма, а также и восходящего к Дун Чжуншу понятия о «неизменности Неба и Дао». Мао Цзэдун призывал исследовать все стороны противоречий, при этом его слова «без жизни нет смерти, без смерти нет жизни; без верха нет низа, без низа нет верха; без беды нет счастья, без счастья нет беды» напоминают диалектические построения раннего даосизма (ср. «Дао дэ цзин», 2 и 58). Особое значение Мао Цзэдун придавал понятиям о «главном противоречии», «главной стороне противоречия». Несмотря на ссылку на традиционное понятие китайской мысли о «взаимном отрицании и взаимном порождении» (сянфань сянчэн), Мао Цзэдун провозгласил единство противоположностей «условным, временным и относительным», а их борьбу — абсолютной, акцентируя формулу «разделения единого надвое» (и фэнь вэй эр). В докладе «К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа» (1957) Мао Цзэдун разделил два типа противоречий — антагонистические «между нами и врагами» и неантагониетические «внутри народа». Для решения политических противоречий внутри народа была предложена формула «единство — критика — единство», а для решения противоречий в развитии науки и культуры — «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Заявив, что всякое «плохое дело содержит в себе элементы хорошего», Мао Цзэдун ссылался на Лао-цзы: «Несчастье есть опора счастья, а в счастье таится несчастье» («Дао дэ цзин», 58) и призвал не бояться третьей мировой войны, которая способна привести сотни миллионов людей к социализму и сильно ослабить позиции империализма, если вообще не покончить с ним. Начиная со второй половины 1950-х гг. вслед за началом политики «великого скачка» Мао Цзэдун все более акцентировал идеи перманентной классовой борьбы. Односторонний акцент на опыте и практике привел Мао Цзэдуна на поздних этапах деятельности к выводу о «невежестве» интеллигенции. В 1964 он заявил, что философия не может существовать в отрыве от практики и отдал распоряжение об отправке интеллигенции (в т. ч. и философов) в деревню для личного участия в классовой борьбе. В порядке реализации этой линии накануне «культурной революции» делались попытки подключить к философскому творчеству теоретически неподготовленных «практиков» — рабочих, крестьян и солдат. В работе «Откуда у людей правильные идеи?» (1963), оценивающейся как последнее значимое философское произведение Мао Цзэдуна, происхождение «правильных идей» связывалось с общественной практикой производственной и классовой борьбы.

Соч.: Избр. произв., т. 1—4. M., 1952—53; Избр. произв., т. 1—5. Пекин, 1964—77; Выступления Мао Цзэлуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати, в. 1—6. M., 1976.

А. В. Ломаное

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

МАО ЦЗЭДУН

р. 26 дек. 1893) – председатель ЦК Коммунистической партии Китая (с 1943). Родился в деревне Шаошань (пров. Хунань). В 1913–18 учился в педагогич. училище в г. Чанша. Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции познакомился с идеями марксизма-ленинизма. В 1920 организовал в Чанша кружок по изучению марксизма и Социалистический союз молодежи. Был делегатом I съезда КПК (1921). После съезда работал секретарем Хунаньского комитета КПК. На III съезде КПК (1923) избран членом ЦК КПК. В 1924–27 участвовал в организации крестьянского движения: с 1926 – председатель комиссии ЦК КПК по крестьянскому движению, председатель Всекитайского крестьянского союза. В 1926 в работе "О классах китайского общества" и в 1927 в "Докладе об обследовании крестьянского движения в провинции Хунань" дал характеристику классовой структуры Китая, проанализировал соотношение классовых сил в китайской буржуазно-демократической революции. В этой работе говорится о революционной роли китайского крестьянства. В произведениях 1928–30 ("Почему в Китае может существовать Красная власть?", "Борьба в Цзинганшане", "Об искоренении ошибочных взглядов в партии" и др.) М. Ц.-д. обосновывал необходимость перенесения центра тяжести партийной работы из городов в сельские районы. В 1930 назначен главным политическим комиссаром Красной армии Китая. В 1931 на 1-м Всекитайском съезде рабочих и крестьянских депутатов в Жуйцзине (пров. Цзянси) избран председателем Центр. исполнительного комитета рабоче-крестьянской республики. В 1933 избран членом Политбюро КПК. В 1934–36 участвовал в походе Красной армии Китая из провинции Цзянси на Северо-Запад. В январе 1935 возглавил новое руководство партии. В работах "О тактике борьбы против японского империализма" (1935), "Стратегические вопросы революционной войны в Китае" (1936) и др. выступал за создание единого антияпонского национального фронта, рассматривал особенности революционной войны в Китае, тактику борьбы с японским империализмом. В 1937 написал философские работы "Относительно практики" и "Относительно противоречия", в к-рых изложил ряд основных положений марксистской философии: о роли практики в процессе познания, о ступенях познания, о единстве материализма и диалектики, о соотношении общего и специфического, о главном и неглавном противоречии, тождестве и борьбе противоположностей, о месте антагонизма в ряду противоречий и др. В статьях "Китайская революция и Коммунистическая партия Китая" (1939), "О новой демократии" (1940) рассматриваются вопросы об особенностях исторического развития Китая, о задачах, движущих силах, характере и перспективах китайской революции, о роли Коммунистической партии в китайской революции, о политическом строе и экономике новой демократии, об особенностях культурной революции в Китае. В начале 40-х гг. в КПК развернулось "Движение за упорядочение партийного стиля". В работах "Перестроим нашу учебу" (1941), "За правильный стиль в работе партии" (1942), "Против шаблонных схем в партии" (1942) М. Ц.-д. говорил о том, как надо применять марксистско-ленинскую теорию в практике революционной борьбы. В этот период М. Ц.-д. отмечал опасность мелкобуржуазного давления в КПК, что нашло отражение в "Решении по некоторым вопросам истории нашей партии" VII пленума ЦК КПК (1945). В нем отмечается, что выходцы из мелкой буржуазии составляют в КПК огромное большинство. "Поэтому мелкобуржуазная идеология всех оттенков часто находит отражение в нашей партии". В решении подчеркивается, что если против мелкобуржуазной идеологии не вести решительной борьбы, "...то не только окажется невозможным преодолеть эту мелкобуржуазную идеологию, но, больше того, мелкобуржуазные элементы, несомненно, попытаются иаменить облик партии... по своему образу и подобию и захватить ее в свои руки, что принесет ущерб делу партии и народа" (см. Мао Цзэ-дун, Избр. произв., т. 4, 1953, с. 386–89). Победа антифашистских сил и прежде всего СССР над гитлеровской Германией и империалистической Японией во 2-й мировой войне создала благоприятные условия для развертывания освободительной борьбы в Китае. Народно-освободительная армия Китая под руководством КПК разгромила гоминьдановскую армию. Китайский народ освободился от гнета империализма. 1 октября 1949 была провозглашена Китайская Народная Республика и создано правительство во главе с М. Ц.-д.; в 1954–69 М. Ц.-д. – Председатель КНР. В работе "О демократической диктатуре народа" (1949) М. Ц.-д. подчеркнул, что "орудийные залпы Октябрьской революции донесли до нас марксизм-ленинизм", Октябрьская социалистическая революция помогла китайскому народу сделать единственно правильный вывод: "Идти по пути русских". На этом пути и была достигнута историческая победа революции в Китае. На смену буржуазно-помещичьей власти пришла новая, народно-демократич. власть. Китайский народ вступил на путь строительства социализма. В речи на VIII съезде КПК (1956) М. Ц.-д. заявил, что победы китайского народа "...были одержаны благодаря поддержке возглавляемого Советским Союзом лагеря мира, демократии и социализма и глубокому сочувствию со стороны миролюбивых народов всего мира". М. Ц.-д. отметил также необходимость преодоления имеющихся серьезных недостатков в партии: "...в идеологии – субъективизма, в работе – бюрократизма и в организационном отношении – сектантства". В 1957 была опубликована работа М. Ц.-д. "К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа", в к-рой рассматриваются вопросы о противоречиях внутри народа и о противоречиях между китайским народом и врагами социалистической революции, об искоренении контрреволюционеров, о кооперировании сельского хозяйства, о промышленниках и торговцах, об интеллигенции, о национальных меньшинствах, о путях индустриализации Китая и др. Работы М. Ц.-д. переведены на русский и другие языки. Соч.: Мао Цзе-дун сюань цзи (Избр. произв.), т. 1–4, Пекин, 1951–53; Мао Чжуси цвай Суляньди янь лунь (Речи и выступления во время пребывания в СССР), Пекин, 1957; в рус. пер. – Избр. произв., т. 1–4, М., 1952–53; Речь на открытии VIII Всекит. съезда коммунистич. партии Китая, М., 1956; Вопросы кооперирования в с. х-ве, М., 1955; [Предисловие и замечания к сб. статей ]: Социалистич. подъем в кит. деревне, М., 1956; Речь на юбилейной сессии Верховного Совета СССР 6 ноября 1957, в сб.: Юбилейная сессия Верховного Совета СССР..., [М. ], 1957; Кит. революция и коммунистич. партия Китая; О новой демократии. О демократич. диктатуре народа, М., 1960.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАО ЦЗЭДУН

Мао Жуньчжи. 26.12.1893, дер. Шаошань уезда Сянгань пров. Хунань, - 9.9.1976, Пекин. Стратег и теоретик пролетарской революции, руководитель Коммунистич. партии Китая, Китайской Народной Республики и Народно-освободительной армии Китая. Во время антимонархич. Синьхайской революции 1911 - 12 вступил в революц. армию. В 1914 - 18 учился в Педагогич. ин-те пров. Хунань, тогда же организовал науч. об-во "Синьминь", основал "Цзянси-Хунаньское обозрение", Об-во изучения России. В 1920 приступил к орг-ции в пров. Хунань Социалистич. союза молодежи и коммунистич. кружка. В июле 1921 как представитель указ, кружка участвовал в I Всекит. съезде КПК в Шанхае, затем исполнял обязанности секретаря Хунаньского комитета КПК, руководителя Хунаньского бюро секретариата Всекит. конфедерации труда и профсоюзной лиги пров. Хунань. В июне 1923 на III Всекит. съезде КПК избран чл. Исполнительного комитета, секретарем Центрального бюро. В 1924 участвовал в деятельности КПК по оказанию помощи Сунь Ятсену в реорг-ции Гоминьдана. В 1926 возглавлял курсы по крестьянскому движению в Гуанчжоу. С ноября 1926 исполнял обязанности секретаря Комитета ЦК КПК по крестьянскому движению. 7 авг. 1927 года на чрезвычайном расширенном совещании Политбюро ЦК КПК (Ханькоу) избран кандидатом в чл. Политбюро ЦК. Как уполномоченный ЦК возглавил "восстание осеннего урожая" на границе пров. Хунань и Цзянси, создал 1-ю дивизию Рабоче-Крестьянской революц. армии, в горах Цзинганшань основал первую революц. базу. После соединения в Цзинганшане в апреле 1928 отрядов Наньчанского восстания, руководимых Чжу Дэ и Чэнь И., с Хунаньской крестьянской армией и образования 4-й Рабоче-Крестьянской армии выполнял обязанности представителя партии, секретаря фронтового комитета. После образования в 1930 1-го фронта Красной армии стал его политкомиссаром. В 1931 в Жуйцзине (пров. Цзянси) стал секретарем Центр, бюро Центр, советского района и пред. Временного центр, прав-ва. В 1933 вошел в Политбюро ЦК КПК. В нояб. 1930 -марте 1933 вместе с Чжу Дэ руководил действиями Красной армии по отражению походов армии Гоминьдана против революц. базы. Во время Великого похода Красной армии, вынужденной в окт. 1934 оставить революц. базу, в янв. 1935 в Цзуньи (пров. Гуйчжоу) на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК избран чл. Политбюро ЦК и фактически возглавил группу по руководству военными действиями в составе Чжоу Эньлая и Ван Цзясяна. В дек. 1936 стал пред. Военно-революц. комитета ЦК. Выступал за создание единого фронта сопротивления япон. агрессии, оказал решающее влияние на определение идеологич. основы Сопротивления Японии. В марте 1943 избран пред. Политбюро ЦК КПК, в 1945 на VII съезде КПК - Пред. ЦК КПК. С сент. 1948 по янв. 1949 принимал личное участие в руководстве Народно-освободительной армией Китая в ходе стратегически решающих операций против войск Гоминьдана. В марте 1949, руководя работой 2-го пленума ЦК КПК 7-го созыва, указал, что после победы демократич. революции на территории всей страны она должна перерасти в социалистич., а центр тяжести работы партии должен переместиться из деревни в город. В сент. 1949 избран пред. Центр, нар. прав-ва, а вскоре - пред. Нар. политич. консультативного совета Китая (НПКСК). 1 окт. 1949 М.Ц. торжественно провозгласил образование Китайской Народной Республики. В сент. 1954 избран Пред. Китайской Народной Республики. С 1949 по 1956 М.Ц. руководил проведением аграрной реформы, подавлением контрреволюции, оказанием военной помощи Корее, осуществлением социалистич. преобразований. На VIII, IX и X съездах КПК избирался Пред. ЦК и Политбюро ЦК. В 1957 выдвинул тезис о классовой борьбе внутри страны как "главном противоречии", развернул в партии борьбу с "правым уклоном". Был инициатором и руководителем "великой пролетарской культурной революции" - кампании, впоследствии осужденной КПК как ошибочной. В последние годы жизни выдвинул направленную против гегемонизма теорию "трех миров" ("сверхдержав", развитых и развивающихся стран) и положение о том, что Китай никогда не станет "сверхдержавой". В "Решении по нек-рым вопросам истории Коммунистической партии Китая со времени образования Китайской Народной Республики", принятом на 6-м пленуме ЦК КПК 27 июня 1981, идеи М.Ц. охарактеризованы как "продукт соединения общих положений марксизма-ленинизма с конкретной практикой кит. революции", как "применение и развитие марксизма-ленинизма в Китае", "квинтэссенция коллективной мудрости" КПК, в развитие к-рой важный вклад внесли многие выдающиеся руководители партии. "Решение..." отмечает шесть осн. аспектов марксизма-ленинизма, применительно к к-рым идеи М.Ц. обогатили и развили это учение: 1. Теория новодемократич. революции. Она стала результатом изучения особенностей и закономерностей кит. революции, а также развития положения марксизма-ленинизма о руководящей роли пролетариата в демократич. революции. М.Ц. определил, что новодемократич. революция направлена против империализма, феодализма и бюрократич. капитала, имеет нар. характер; ее основополагающий принцип - руководство со стороны пролетариата и его союз с крестьянством; указал, что путь новодемократич. революции в Китае - суть использование вооруженного выступления в качестве гл. формы борьбы, создание баз в сельской местности и т.о. "окружение города деревней". 2. Теория социалистич. революции и социалистич. строительства. Исходя из экономич. и политич. условий, созданных в рез-те новодемократич. революции, обосновал курс на одновременное проведение социалистич. индустриализации и социалистич. преобразований (в т.ч. собственности на средства производства в сельском хоз-ве). Выдвинул теорию "демократич. диктатуры народа": в отношении народа осуществляется демократия, в отношении реакционных сил - диктатура. М.Ц. также выдвинул учение о типах обществ, противоречий, о взаимоотношениях обществ, сил в обл. экономики. 3. Теория строительства революц. армии и военная стратегия. Теоретически обосновал и практически решил проблему преобразования революц. вооруженных отрядов, в к-рых большинство составляли крестьяне, в пролетарскую по характеру революц. армию, дисциплинированную и тесно связанную с народом. 4. Политика и тактика. Поднял проблемы выработки политич. линии, соединяющей принципиальность и гибкость, определяемой в соответствии с общей политич. обстановкой, отношениями классов и конкретной ситуацией; разработал целый ряд политич. установок и тактич. идей как относительно борьбы с враждебными политич. силами, так и по поводу единого фронта с естеств. в конкретной ситуации политич. союзниками. 5. Идейно-политич. работа и работа в обл. культуры. Сформулировал положение о том, что идейно-политич. работа - жизненный источник экономич. и иной работы партии; в развитие этого положения выдвинул ряд политич. лозунгов, конкретизирующих курс партии в различных областях жизни об-ва, - "пусть расцветают сто цветов", "поставить старое на службу современному", "на основе старого создавать новое", "и красный, и специалист" и т.д. 6. Теория парт, строительства. Настаивал на укреплении идеологич. основ парт, строительства, определил три принципа стиля работы партии: "взаимосвязь теории и практики", "тесная связь с нар. массами", "осуществление критики и самокритики". Методологич. принципы, составившие филос. основу социально-экономич. курса КПК, определены в "Решении..." как "позиция, подход и метод" идей М.Ц., их "живая душа" и сформулированы как "реалистич. подход к делу", "линия масс", "независимость, самостоятельность и опора на собств. силы". Важнейшее место среди них занимает "реалистич. подход к делу", содержание к-рого, подчеркивалось в "Решении...", суть необходимость "во всем исходить из реальной действительности, увязывать теорию с практикой, сочетать всеобщие положения марксизма-ленинизма с конкретной практикой революции в Китае". В теоретич. деятельности М.Ц. в обл. философии "Решение..." особо выделило его заслуги в разработке "ядра марксистской диалектики - закона единства противоположностей" и понятия "специфичность". По М.Ц., не упуская из вида всеобщность противоречий, следует особое внимание уделять их своеобразию, выявлять осн. противоречие и его гл. стороны, для разрешения разных по характеру противоречий использовать неодинаковые методы (напр., для разрешения неантагонистич. противоречия "внутри народа" и антагонистич. между классовыми противниками). Тезис о необходимости придерживаться "линии масс" ("во всем руководствоваться интересами масс и во всем опираться на массы, черпать у масс и нести в массы") имел важное методологич. значение для выработки социально-экономич. политики КПК, позволяя учитывать в этом процессе социально-психологич. настрой населения, реальные и субъективные интересы его широких слоев, опыт, полученный в результате апробации экономич. и политич. реформ путем локальных экспериментов. Принцип "независимости, самостоятельности и опоры на собств. силы" в "Решении..." определяется как диалектич. единство нац. усилий в строительстве нового об-ва и передового зарубеж. опыта с акцентом на "опору на собств. силы". "Решение..." охарактеризовало идеи М.Ц. как "богатейшую духовную сокровищницу" КПК и в то же время призвало к разграничению идей М.Ц. как "науч. теории, выдержавшей длительное испытание историей", и "ошибок товарища М.Ц., допущенных им в последние годы жизни". "Решение..." осудило и догматическо-апологетич. подход к высказываниям М.Ц. ("как к непреложной истине, к-рую остается только копировать и слепо исполнять"), и нигилистич. отношение к ним, обусловленное ошибками М.Ц. Идейное наследие М.Ц. находится в центре внимания идеологич. органов КПК, лежит в основе ее теоретич. и практич. разработок, входит в методологич. основу ведущих направлений обществоведения КНР. *Избр. произв. Т. 1 - 4. М., 1952 - 53; Пекин, 1964; Кит. революция и Коммунистическая партия Китая. М., 1960; М.Ц. сюань цзи (Избр. произв. М.Ц.). Т. 1 - 5. Пекин, 1977; "Сань Чжунцюань-хуэй илай и чжунъяо вэньсянь сюань пянь (Важнейшие документы, опубликованные со времени 3-го пленума ЦК КПК). Ч. 2. Пекин, 1982; Шэхуэй кэсюэ жэньу цыдянь (Словарь кит. обществоведов). Шанхай, 1988; Макэсычжуи жэньу цыдянь (Словарь кит. марксистов). Пекин, 1989; Цыхай (Эн-циклопедич. словарь "Море слов"). Т. 2. Шанхай, 1989. Ань Циминь

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме МАО ЦЗЭДУН — 0

Найдено научныех статей по теме МАО ЦЗЭДУН — 0

Найдено книг по теме МАО ЦЗЭДУН — 0

Найдено презентаций по теме МАО ЦЗЭДУН — 0

Найдено рефератов по теме МАО ЦЗЭДУН — 0