МамфордМАН

МАМФОРД Льюис

Найдено 2 определения термина МАМФОРД Льюис

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

МАМФОРД Льюис

(1895—1990) — амер. философ, социолог, культуролог. Выступал против науч.-техн. прогресса, за возрождение ценностей Средневековья («Техника и цивилизация», 1934; «Миф о машине», Т. 1—2. 1967—70). Работы М. по градостроительству и архитектуре оказали значительное влияние на урбанистику в США. Осн. работы М. можно разделить на 3 группы: 1. Социол. анализ амер. культуры и иск-ва; 2. Социология урбанизации; 3. Анализ фундаментальных проблем развития культуры и об-ва. Особый интерес представляют исследования М. о культуре городов и взаимосвязи между техн. прогрессом, развитием цивилизации и чел. ценностями. В кн. «Город в истории» М. обращается к проблемам возникновения, развития и существования города в истор. процессе. Согл. его теории город как опред. эмерджент появляется в древнем об-ве и вызывает всеобъемлющее изменение структуры экон., духовной, культ. жизни социума. Разл. компоненты при включении в городскую единицу преобразуются и превращаются в более сложную и неустойчивую (по сравнению с деревней) схему, но гл. изменения происходят с человеком, результатом чего становится развитие чел. способностей во всех направлениях. Ценность данной работы М. закл. в последовательном изложении эволюционных преобразований, происходящих с городами на протяжении всей истории их развития. Работы М. содержат большой материал, связанный с критикой технократич. сущности капитализма. По его мнению, наука и техника сделались своеобразной религией, а ученые — жрецами. Выход, к-рый он предлагает, — это эстетич. обуздание техники, возвращение ей чел. смысла и содержания; техника и наука должны служить человеку. Труды М. оказали значительное влияние на развитие совр. социологии и культурологии. Соч.: Миф о машине. СПб., 2006. Л.Г.Скульмовская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

МАМФОРД (Mumford) Льюис (1895-1976)

- амер. философ, культуролог и писатель. Почетный член Амер. ин-та архитектуры, почетный доктор архитектуры в Риме, член Амер. филос. об-ва, Амер. академии искусств и наук. Окончил Колумбийский и Нью-йоркский ун-ты, школу социальных исследований. Преподавал в Дартмут, колледже, Стенфорд. и Пенсильван. ун-тах, в 70-е гг. в Массачусет. технологич. ин-те. Его перу принадлежит около 30 крупных произведений, не считая статей и публикаций. Начал писать как специалист по архитектуре и городскому планированию. Как литератор стал публиковаться с 1919. Затем круг его интересов значительно расширяется, он рассматривает три группы проблем: социол. анализ амер. культуры и искусства; социология урбанизации; теоретико-филос. анализ фундаментальных проблем развития культуры и об-ва.

С сер. 30-х гг. М. занялся проблемой взаимоотношений между техникой и цивилизацией, между миром техники и миром человека.

Первая его книга "История утопии" (1922) посвящена исследованию лит-ры. Он предлагает классификацию утопий. Демаркационным принципом выступают у него два вида функций: одна - избавление или компенсация - выражает стремление к немедленному освобождению от трудностей и крушений, выпавших на долю человека. Другая пытается обеспечить условия освобождения в будущем (утопии бегства и утопии реконструкции).

Осмысливая утопию как поразит, феномен человеч. сознания, М. делает вывод, что многие ин-ты, о к-рых говорится в утопиях, возникли в городе. Именно в начале урбанистской цивилизации не только вскрывается архетип города как утопии, олицетворявшей высший порядок, но и открывается другая сторона утопии - мегамашина, прообраз всех других механич. машин. М. считает, что техника принесла с собой технизацию об-ва, человека и человеч. отношений. Человек стал своего рода перемещенным лицом в созданном им самим мире. Между тем об-во должно развиваться в гармонии с развитием отдельной личности. Все время возрастающий разрыв между уровнями технологии и нравственности привели к ситуации господства "мегамашины" - предельно рационализированной и бюрократизированной и надиндивидуальной социальности.

Цель М. - подвергнуть сомнению и исходные посылки, и прогнозы, на к-рых основана наша приверженность к существующей форме технич. и научного прогресса как самодовлеющей цели. М. отказывается от определения человека как животного, использующего орудия труда. Он критикует существующую тенденцию датировать доистор. временами непреодолимый интерес совр. человека к орудиям, машинам, техн. мастерству, отвергает тенденцию приписывать орудиям и машинам особый статус в технологии и совершенно пренебрегать не менее важной ролью других приспособлений. Человек обладал одним всецелевым орудием: собственным телом. Возникновение языка было несравнимо более важным для дальнейшего человеч. развития, чем создание ручных топоров. Рассматривать человека как главным образом изготавливающее орудия животное - значит пропустить осн. главы человеч. предистории, фактически решающие этапы развития.

В концепции М. важное значение имеет понятие мегамашины - так он называет первичную коллективную машину - человеч. модель всех последующих специализированных машин. То, что совр. экономисты назвали веком машин, имело свое происхождение не в 18 в., но на заре самой цивилизации. Ни древняя, ни современная мегамашина, несмотря на автоматизм отд. механизмов и операций, не появились сами по себе, а были специально изобретены человеком, и значит. часть присущих этому огромному коллективному организму качеств первоначально принадлежала древнему архетипу - Человеку-Организации. Система как таковая является продолжением данного типа человека - от самых примитивных форм подчиненности традициям до высших форм полит, власти он выступает одновременно и как творец, и как творение, и как создатель, и как последняя жертва мегамашины.

Гуманизм и социальная справедливость принесены в жертву техн. прогрессу и техн. империализму. Прогресс стал божеством, наука и техника - религией, а ученые - сословием новых жрецов. Выход М. усматривает в эстетизации техники. "Город в истории" (1961) - всеохватывающее истор. исследование роли городов в человеч. истории. Два тома "Мифа машины" - критич. переоценка роли техники в человеч. развитии. М. ставит вопрос, что же в действительности останется от человеч. жизни, если одна автономная функция за другой будут захватываться машиной. Люди, возможно, должны будут генетически измениться, чтобы соответствовать мегамашине.

Соч.: The Story of Utopias. L., 1923; N.Y., 1962; The Myth of the Machine. Technics and Human Development. V. 1-2. N.Y., 1966-70; Utopia: the City and the Machine// Daedalus. Camb., 1965. № 2; Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

С. Гуревич

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

Найдено схем по теме МАМФОРД Льюис — 0

Найдено научныех статей по теме МАМФОРД Льюис — 0

Найдено книг по теме МАМФОРД Льюис — 0

Найдено презентаций по теме МАМФОРД Льюис — 0

Найдено рефератов по теме МАМФОРД Льюис — 0