МАМАРДАШВИЛИ МерабМАМЕДКУЛИЗАДЕ

МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович

Найдено 2 определения термина МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович

(1930—1990) — отеч. философ., д-р филос. наук, проф. Работал в редакциях журналов «Вопр. философии» и «Проблемы мира и социализма» (Прага), в Ин-те междунар. рабочего движения. В 1974 г. был выведен из состава редколлегии журнала «Вопр. философии» по идеологич. мотивам. С 1980 г. — науч. сотрудник Ин-та философии АН Грузии. Филос. и публичнопросветительская деятельность М. сыграла важную роль в становлении независимой филос. мысли в СССР. Большое духовное и образовательное значение имели курсы лекций по истории философии, прочитанные им в 1970—80-х гг. в разл. вузах страны, а также многочисл. интервью и беседы с ним, записанные и опубл. в годы перестройки. Сквозная тема философии М. — феномен сознания и его значение для становления человека, познания, культуры. Ранние работы М. связаны с деятельностью Моск. логич. кружка, образованного в начале 1950-х гг. на филос. ф-те МГУ. Кружок стремился исследовать мышление как исторически развивающееся органичное целое и построить, в связи с этим, особую содержательно-генетическую логику. Проблемы, поставленные логич. кружком и этими исследованиями, получили своеобразное отражение в работе М. «Формы и содержание мышления» (1968), где определена последовательная картезианская позиция, а мышление трактуется как состояние сознания. Эта позиция во мн. определила стиль и направление последующих исследований М., а категория сознания стала центральной в его философии. Осн. соч.: «Как я понимаю философию» (1990, 1992), «Классические и неклассические идеалы рациональности» (1994), «Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке» (1999, в соавт. с А.М.Пятигорским), «Мой опыт нетипичен» (2000), «Эстетика мышления» (2000) и др. Лит.: «Мысль изреченная…»: Сб. науч. ст. М., 1991; Исаев А.А. Онтология мысли: введение в философию Мамардашвили. Сургут, 1999; Полищук В.И. Мысль и гуманность // Проблемы социального гуманизма: история и современность. Четвертые Марксовские чтения. Нижневартовск, 2004. В.И.Полищук

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович

15 сентября 1930, Гори — 25 ноября 1990, Москва) — философ, специалист по философии сознания и истории философии. Окончил философский ф-т МГУ (1954). После окончания аспирантуры (1957) работает в редакции журнала «ВФ», где публикуются его первые статьи («Процессы анализа и синтеза» и «Некоторые вопросы исследования истории философии как истории познания»). В 1961 командируется в Прагу в журнал «Проблемы мира и социализма». Позже, с 1966 он работает в академических институтах Москвы (в Институте международного рабочего движения и в ИИЕТ), а также читает лекции на психологическом факультете МГУ, в Институте кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в др. городах (Рига, Вильнюс, Ростов-на-Дону, Тбилиси). Эти лекции или беседы, как он их называл, и составляют основу его творческого наследия. В 1970 в Тбилиси он защитил докторскую диссертацию «Формы и содержание мышления», в 1972 получает звание профессора. В эти же годы он занимает должность зам. гл. ред. журнала «ВФ» (1968—74). С 1980 работает в Институте философии АН Грузии. При жизни были изданы всего три книги: «Формы и содержание мышления. К критике гегелевского учения о формах познания» (М., 1968); «Классический и неклассический идеалы рациональности» (Тбилиси, 1984); «Какя понимаю философию» (М., 1990). Все остальное — и прежде всего многочисленные курсы его лекций (о Декарте, Канте, Марселе Прусте, античной и современной философии) — в «архиве» и лишь в наши дни начали издаваться. По отзывам слушателей он был великий мастер импровизации и мудрой философской беседы. Это был органичный для него жанр — устной беседы, размышления вслух, особенно в аудитории. Изданием наследия Мамардашвили занимается специально созданный Фонд его имени. В рамках Фонда выходят материалы Философских чтений, посвященных памяти Мамардашвили. Начав профессиональный путь с изучения истории философии и внимательного чтения работ Маркса, он формулирует в 70-е годы центральную идею своей философии: свободного явления или события мысли, случающегося в любой сфере человеческой жизнедеятельности («К пространственно-временной феноменологии событий знания». — «ВФ», 1994, № 1). Эта идея выдвинута им как зашита трансцендентальных оснований европейской культуры, выявленных в свое время Декартом и Кантом. Считая, что «реальность входит в мир трансцендентально», он вслед за Кантом обращает внимание на априорные условия жизненного опыта человека, подчеркивая, что мы не можем мыслить произвольно и по желанию приращивать знания к уже имеющемуся знанию, потому что жизненное время дискретно. Но при этом как бы сдвигает свой анализ духовного опыта личности с проблемы метафизического априори на проблему, как он выражается, «метафизического апостериори», т. е. на сам факт события мысли. В дальнейшем этот подход получит развернутое обоснование в его публичных лекциях о Декарте и Канте, а затем — уже на материале искусства — в обширном цикле лекций о романе Пруста «В поисках утраченного времени». Задача философа (как и ученого, писателя, художника) состоит не только в том, чтобы мыслить самому, но и давать возможность думать и мыслить другим. Идея произведения как «органа жизни», способного порождать новые мысли и чувства, и раскрытие условий, при которых это возможно, станут с этого времени определяющими для его творчества. Согласно Мамардашвили, акт философской рефлексии в качестве предпосылки или условия возможного опытного познания уже заключен внутри специально-научного знания. Первопонятие (напр., сознание, свобода, бытие), дуализм «души» и «тела» — не опытная истина, а плодотворные тавтологии, которые открывают возможность грамотного рассуждения. Размышления об ощущении жизни, об исходных первопонятиях и составляют предмет его лекций, его натуральной философии.

Соч.: К проблеме метода истории философии. — «ВФ», 1965, № 6; Анализ сознания в работах Маркса. — Там же, 1968, № 6; Формы и содержание мышления. М., 1968; Классическая и современная философия (в соавт.). М., 1972; Проблема объективного метода в психологии (в соавт. с В. П. Зинченко). — «ВФ», 1977, № 7; Символ и сознание (в соавт.). Иерусалим, 1982; Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984; Картезианские размышления (январь 1981). М., 1993; Лекции о Прусте. М., 1995; Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. М., 1996; Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М., 1996; Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени». Тбилиси, 1996 (переиздана в СПб. — 1997); Лекции по античной философии, М., 1997; Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке (в соавт. с А. М. Пятигорским). М., 1997 (дополи, и перераб. изд. кн., вышедшей в Иерусалиме в 1984); Кантианские вариации. М., 1997; Эстетика мышления. М., 1999; Современная европейская философия. XX век. М., 1999. Лит.: Конгениальность мысли. М., 1994; Встречи с Декартом. М., 1996; Произведенное и названное. М., 1998.

Ю. П. Сенокосов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович — 0

Найдено научныех статей по теме МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович — 0

Найдено книг по теме МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович — 0

Найдено презентаций по теме МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович — 0

Найдено рефератов по теме МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович — 0