МальбрукМАЛЬРО Андре

МАЛЬРО

Найдено 2 определения термина МАЛЬРО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МАЛЬРО (Андре)

французский писатель, мыслитель и политический деятель (Париж, 1901 — Кретей, 1976). Его патриотизм, жажда свободы и социальной справедливости побудили его в 1926 г. принять участие в китайской революции [свидетельством чего стала работа «Условия человеческого существования» (1933)], в испанской войне, где он командовал частями зарубежной авиации, находящимися на службе у испанского республиканского правительства, в правительстве генерала де Голля (1945-1946 и 1958-1969). «Психология искусства», состоящая из трех частей — «Музей воображения» (1947), «Художественное творчество» (1948), «Разменная монета абсолюта» (1950), которые затем в дополненном варианте вошли в «Голоса молчания» (1951), а также более поздняя «Метаморфоза богов» (1957) представляют тщательное и страстное изучение человека и его мастерства на примере шедевров художественного творчества. Вклад Мальро в эстетическую мысль соизмерим только с «Эстетикой» Гегеля.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

МАЛЬРО

Malraux), Андре (р. 3 сент. 1901) – франц. романист, эстетик, политич. деятель. В 20-х гг. принимал участие в гражд. войне в Китае на стороне Гоминьдана, а после разрыва Гоминьдана с коммунистами – на стороне коммунистов. Вернувшись во Францию, публикует романы, посвященные кит. революции – "Завоеватели" ("Les conqu?rants", 1928, нов. изд., 1963) и "Условия человеческого существования" ("La condition humaine", 1933, нов. изд., 1963). Персонажи М. в меньшей степени живут собственной жизнью, чем являются участниками того философ. спора, к-рый ведет автор. В центре же философ. взглядов М. находится метафизически трактуемая им проблема "человеческого состояния" (condition humaine). Согласно M., перед лицом смерти и в виду утраты веры в предопределенный порядок мира (божественный или рациональный) – человеческое существование обесценивается. Единственным путем преодоления его трагич. абсурдности является действие как таковое, пусть даже лишенное цели. В самом действии и состоит победа человека над "роком", его приобщение к судьбам всего человечества, к "человеческому братству". Эти идеи М. были позднее восприняты философией и лит-рой экзистенциализма (А. Камю, Ж. П. Сартр). Несмотря на субъективно-идеалистич. мотивировку этого приобщения М. к интересам человечества, М. в 30-е гг. сблизился с Коммунистич. партией, активно участвовал в антифашистском движении, в гражд. войне в Испании. В романе "Надежда" ("L´espoir", 1937), посвященном борьбе исп. народа против фалангистских мятежников, основной круг проблем также связан с индивидуалистич. богоборчеством и "преодолением смерти", поисками смысла жизни в действии как таковом. В 1939 М. порвал с Коммунистич. партией и с этого, времени выступает против коммунизма. В годы гитлеровской оккупации Франции М. участвовал в Движении Сопротивления, где сблизился с правым, его крылом – партией де Голля. В 1945–46 М. – министр информации во временном правительстве де Голля, в 1947 – член руководящего комитета деголлевской партии РПФ. С приходом де Голля к власти в 1958 М. становится министром по вопросам культуры. В соч. "Психология искусства" ("La psychologie do l´art", t. 1–3, 1947–50; нов. доп. изд. под назв. "La voix du silence", 1953) и "Воображаемый музей мировой скульптуры" ("La mus?e imaginaire de la sculpture mondiale", v. 1–3, 1952–54) M. стремится обосновать свое понимание смысла иск-ва и его осн. закономерностей на широком фоне мировой истории иск-ва, что немало способствовало интересу к этим сочинениям. Эстетич. взгляды М. воспроизводят различные теории идеалистич. эстетики и искусствознания (эстетики А. Бергсона, нем. формалистич. искусствоведения, нек-рых концепций кн. франц. искусствоведа А. Фосийона "Жизнь форм"). Согласно М., благодаря распространению художеств. репродукции совр. зритель имеет возможность объединить все наследие мирового иск-ва в "воображаемый музей". Собранные в этом музее произведения иск-ва благодаря репродукции утеряли свое "качество предметности", "интеллектуализовались" и выявили свой высший смысл: смысл пластич. стиля, с помощью к-рого художник "подчиняет" себе действительность. Это "подчинение" состоит в том, что художник переселяет объекты реальной действительности в ту "исключительную область", в к-рой они ускользают от смерти. Для переселения в эту область, для создания иск-ва необходимо, чтобы отношение художника к изображаемому объекту было принципиально иного рода, чем то, к-рое ему "навязывает" общество. Т. обр., следуя за интуитивистской эстетикой, М. противо-поставляет иск-во действительности, художеств. сознание – общественному. Однако в дальнейшем развитии своей теории М. нередко вообще опускает вопрос об отношении иск-ва к действительности и сводит историю мирового иск-ва к автономному, самовоспроизводящему развитию стиля. Тем самым всю историю мирового иск-ва М. изображает как своего рода прелюдию модернистского иск-ва 20 в., в к-ром он видит чистое выражение стиля. Соч.: La m?tamorphose des dieux, P., 1957. Лит.: Андреев Л., Музей обожествленного искусства, "Иностр. лит-ра", 1957, No 3; его же, Снова "чистое искусство", в сб. ст.: О совр. бурж. эстетике, М., 1963; Duthuit G., Le mus?e inimaginable, v. 1–3, P., [1956 ]; Boisdeffre P. de, A. Malraux, 4 ?d., P., 1957. M. Толмачев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме МАЛЬРО — 0

Найдено научныех статей по теме МАЛЬРО — 0

Найдено книг по теме МАЛЬРО — 0

Найдено презентаций по теме МАЛЬРО — 0

Найдено рефератов по теме МАЛЬРО — 0