МАКСИМ ГРЕК

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАКСИМ ГРЕК
в миру - Михаил 1 риволйс) (ок. 1475-1556) - рус. публицист и мыслитель. Род. в Византии. В 1492 уехал в Италию, где встречался с деятелями йоз-ролсдечия. В 1518 приглашен в Россию для перевода и исправления церк. книг. Как разносторонне образованный человек, пользовался влиянием в рус. об-ве, содействовал его знакомству с произведениями античных классиков (Сенеки, Платона, Аристотеля, Плутарха и др.). Выступал в защиту естеств. и гуманит. наук. В своих политич. соч. М. Г. обличал обществ, порядки, клеймил пороки духовенства, поддерживая «нестяжателей» в их борьбе против монастыр. землевладения. После осуждения «нестяжателей» был обвинен (1531) в ереси и гос. измене и приговорен к пожизнен. заключению.

Источник: Атеистический словарь

МАКСИМ ГРЕК
(в миру Михаил Триволис, ок. 1475 - 1556) - литератор и просветитель. Родился в Албании, получил блестящее образование в Италии, около 10 лет провел в правосл. монастыре на Афоне, откуда был в 1518 приглашен в Россию для перевода церк. книг. Принял активное участие в религ. спорах, выступая с позиций аскетизма, близких нестяжателям (см. Нестяжательство). Критиковал эксплуатацию крестьян церк. феодалами и быт духовенства, с религ. позиций обличал пороки Моск. обва, невежество и суеверия. Осужден церк. собором и сослан в Иосифо-Волоколам. монастырь (1525), вторично осужден (1531) и заточен в Тверском Отроче монастыре, впоследствии переведен в Троице-Сергиев монастырь (1551). М. Г. оставил обширное литерат. наследие, оказавшее значит. влияние на развитие рус. филологич., философ, и отчасти религ. мысли,

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

МАКСИМ ГРЕК
наст. имя и фам. - Михаил Тpиволне) (ок. 1475, Арта, Греция, - 1556, ТроицеСергиев монастырь, ныне Загорск Моск. обл.), писатель, переводчик, просветитель. Начальное классич. образование получил на родине в Греции, в 1492-1505 учился в итал. ун-тах, переводил греч. авторов для Пико делла Мирандолы, продолжил изучение классич. греч. лит-ры в монастыре на Афоне. В Россию был призван в 1518 Василием III для перевода греч. книг. Из-за расхождений с офиц. церковью после осуждения на соборах 1525 и 1531 26 лет провел в заточении.
В духе раннего Ренессанса М. Г. стремился соединить классич. наследие и светскую образованность с принципами христ. учения. Соглашаясь с тезисом Иоанна Дамаскина о подчиненном положении философии по отношению к богословию, М. Г., однако, признавал ценность философии для личности и общества, в первую очередь для укрепления добродетели. Вредными он считал лишь те «внешние» (т. е. светские) науки и филос. теории, к-рые вредят правильным нравам и религии (напр., философия Эпикура, якобы призывающая искать в жизни наслаждений:). Филос. взгляды М. Г. формировались под влиянием неоплатонизма: во Флоренции он слушал лекции Фичино о Платоне, к-рого и считал высшим среди философов. М. Г. признавал дуализм души, имеющей «ангельское» происхождение, и тела, в к-ром она насильственно заточена. Созерцание высшего начала возможно вследствие очищения ума и души (катарсис). У Псевдо-Дионисия Ареопагита заимствовал представление о вездесущности божества; высоко ценил Сократа и Аристотеля, хотя отвергал учение последнего о вечности материи; развивал идею «самовластия» человека, под к-рым понимал врожденную свободу выбора между добром и злом. В социальной области М. Г. выступал с проповедью нестяжательства, ратовал за отмену монастырской собственности. Впервые в рус. лит-ре он выдвинул идею просвещенного абсолютизма, предлагая двойное ограничение централизов. власти: внешнее, со стороны советников, и внутреннее, собств. нравств. сдержанностью и милосердием правителя. М. Г. выступил проводником идей итал. Ренессанса, возбудил в России интерес к самостоят. философствованию. Он способствовал общему просвещению, оставил ряд соч. по отд. вопросам рус. грамматики и в общем но теории грамматики, к-рую считал частью философии, заложив основы рус. грамматич. науки. Широко известны были его труды по исправлению переводов богослужебных книг, соч. словарного и энциклопедич. характера, а также полемич. произв. против астрологии и суеверий.

Источник: Советский философский словарь

МАКСИМ ГРЕК
философ, богослов, просветитель, переводчик. Будучи по происхождению византийским греком, он значительную часть жизни и творчества посвятил России, куда прибыл в 1518 г. по приглашению московского князя Василия III. Начальное классическое образование получил на родине в Греции; учился в итальянских университетах, переводил греческих авторов для известного итальянского гуманиста Пико Делла Мирандолы, во Флоренции слушал лекции Марсилио Фичино, основателя Платоновской Академии - одного из центров гуманистической мысли Возрождения. Окало десяти лет провел в Афонском монастыре, где изучал и практиковал исихазм. Годы, проведенные в России, стали самыми плодотворными в жизни Максима Грека. Фундаментальным трудом явилась «Толковая Псалтырь» - перевод о греческого псалмов и комментариев к ним, принадлежащих: перу крупнейших авторитетов патристики. Максим Грек переводит и комментирует сочинения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Кирилла Александрийского, Максима Исповедника и других отцов церкви. С опорой на византийские источники им созданы на русском языке работы, посвященные жизни и трудам древнегреческих мыслителей («Повесть об Оригене», «Платон философ»). Главные философские темы сочинений Максима Грека - разъяснение смысла древней греческой «мудрости» - Софии, учение о человеке и социальная философия. Первой из названных тем посвящены его сочинения «О пришельцах философах» и «Беседование о пользе грамматики». Максим Грек, особо подчеркивает связь мудрости (Софии) с культурой языка и речи. Учению о человеке посвящены «Беседа души и ума» и «Беседует ум к душе своей». Социально-философские вопросы рассматриваются в «Главах поучительных начальствующим правоверно», где основным предметом размышлений является вопрос о сущности государственной власти. В творчестве Максима Грека нашли выражение исихасте кие мотивы. Перу Максима Грека принадлежит более трехсот оригинальных и переводных произведений. «Максим Грек стал подлинной вершиной развития древнерусской философской мысли» (Громов М. Г., Козлов Н. С. Русская философская мысль X - XVII вв. М„ 1990. - С. 194). Он оказал глубокое воздействие на. духовный строй и мышление русского общества. Образ Максима Грека запечатлен на многих произведениях иконописи, фресковой живописи, в книжной миниатюре. Как носитель эллинской мудрости он изображен на фресках Благовещенского собора Московские Кремля в одном ряду с Гомером, Диогеном, Плутархом. Максим Грек был канонизирован (т.е. официально причислен к лику святых) на Соборе Русской православной церкви в 1988 г.

Источник: Краткий философский словарь 2004

МАКСИМ ГРЕК
в миру – Михаил Т р и в о л и с) (ок. 1475 – январь 1556) – рус. публицист и мыслитель. Род. в г. Арта (Эпир) в Византии. В 1492 уехал в Италию, где сотрудничал с деятелями Возрождения – Альдом Мануцием, Пико делла Мирандола, Анджело Полициано и др. Под влиянием проповедей Савонаролы в его мировоззрении происходит перелом. В 1502 М. Г. постригся в монахи доминиканского монастыря св. Марка во Флоренции. Однако в 1504 он покинул Италию и в 1505 стал монахом православного монастыря на Афоне под именем Максима. В 1518 М. Г. прибыл в Москву в качестве переводчика богослужебных книг. В России M. Г. общался с Вассианом Косым, Федором Карповым, Андреем Курбским, Василием Тучковым. В конце 1519 он закончил порученный ему перевод Толкового псалтыря, но, вопреки условию, не был отпущен Василием III. В России М. Г. выступал противником тех идейно-культурных принципов, к-рые он защищал в Италии. В своих соч. этого периода он рассматривал философию как служанку богословия, критиковал материалистич. традиции греч. философии, защищая христ. концепцию свободы воли. Он выступал против широкого применения аристотелевского учения о силлогизме, усматривая в пользовании им опасную возможность логич. опровержения религ. догматов. Исходным пунктом филос. воззрений М. Г. служил христианизированный аристотелизм, смягченный неоплатонизмом. Отсюда его понимание "духовной свободы", утверждение духовного, а не внешне-обрядового понимания веры, служения богу "в духе и истине", мистич. способности ума "переселиться на небо, минуя все звезды". Вместе с тем, признавая за естеств. и гуманитарными науками прикладное значение, он поощрял занятие ими. М. Г. отрицал врожденность нравств. понятий, уподобляя ум человека воску и бумаге, к-рые как бы заполняются в зависимости от навыков и воспитания. Труды М. Г. содействовали знакомству рус. читателей с произв. антич. классиков (Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха и др.). Для социальных воззрений M. Г. характерна утопич. идея равновесия обществ. слоев и необходимости согласования интересов всех господствующих групп. Он критиковал подневольный труд крестьян, ростовщичество, спекуляции, обличал монашествующих феодалов, выступал против монастырского землевладения, отстаивал принципы нестяжателей. После осуждения нестяжательства М. Г. по обвинению в ереси и гос. измене был приговорен (1531) к пожизн. заключению. Освобожден в 1556. При всех противоречиях мировоззрения М. Г. деятельность его отвечала прогрессивным тенденциям в идеологич. жизни России 1-й пол. 16 в. Соч.: Соч. ..., ч. 1–3, Каз., 1859–62;Соч. ..., ч. 1–3, Сергиева Лавра, 1910–11. Лит.: Иконников В. С., М. Г. и его время, 2 изд., К., 1915; ?жига В. Ф., Опыты по истории рус. публицистики XVI в. М. Г. как публицист, в сб.: Тр. отд. древнерус. лит. Ин-та рус. лит. АН CCСP, [т. ] 1, Л., 1934; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.–Л., 1947; Клибанов А. И., К изучению биографии и лит. наследия М. Г., в сб.: Византийский временник, т. 14, М., 1958; Каштанов С. М., Труды И. Денисова о М. Г. и его биографах, там же; Denissoff ?., Maxime le Grec et l´Occident, P.–Louvain, 1943. A. Клибанов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАКСИМ ГРЕК
в миру Михаил Триволис) (ок. 1470, Арта, Греция — 1556, Троице-Сергиев монастырь) — переводчик, богослов, просветитель. Родился в знатной греческой семье. В 1492 приезжает в Северную Италию, обосновывается во Флоренции, сотрудничает с И. Ласкарисом, А. Полициано, А. Мануцием, Пико делла Мирандола младшим и др. деятелями эпохи Возрождения. В 1502 постригается в монахи доминиканского монастыря св. Марка. Спустя 2 года уезжает на Афон и в Ватопедском Благовещенском монастыре вновь принимает постриг. В 1518 по приглашению Василия III прибывает в Москву, где начинается самый важный в творческом отношении период его жизни. Переводит Толковую Псалтирь, Толкования Иоанна Златоуста, творения отцов Церкви, жития, статьи из энциклопедического сборника Свиды. Новые переводы и правка имеющихся вызвали недовольство местных книжников. За нестяжательские взгляды, несогласие с автокефалией Русской Церкви осуждается на двух церковных соборах в 1525 и 1531. Долгие годы проводит в заточении в Иосифо-Волоколамском и Тверском Отроче монастырях; ок. 1548 переводится на покой в Троице-Сергиев монастырь. С ним все более считаются и советуются Иван Г/, Андрей Курбский, Зиновий Отенский, Вассиан Патрикеев и др. После кончины стал почитаться как местный, а с 1988 — как общерусский святой. В 1997 найдено слывшее утраченным его погребение, мощи покоятся в настоящее время в Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.
Творческое наследие Максима Грека включает свыше 350 переводов и оригинальных сочинений разных жанров (слова, речи, сказания, послания). Одним из первых на Руси стал составлять прижизненные собрания творений, его рукописи находятся в архивах России, Франции, Австрии, Афона. Своеобразно соединивший византийские, возрожденческие и древнерусские традиции, принесший высокий уровень богословской, филологической, философской культуры, он стал крупнейшим мыслителем России 16 в. В философском плане Максим Грек разрабатывал проблемы онтологии (учения о Св. Троице, макро- и микрокосме, метафизика света), гносеологии (логика, интуитивное познание, роль сердца в познании), антропологии (3 части души — разумная, волевая, чувственная, 5 видов сенсуалистического познания, уподобление души кораблю и зерцалу), этики (генезис морали от естественных религий до иудаизма и христианства, теодицея), социально-исторического анализа (гармония светской и духовной властей, трактовка самодержавия как умения монарха властвовать собой, историософские наблюдения над древней и новой историей). В письме к Федору Карпову Максим Грек дал свое определение философии, считая ее возвышенным знанием, которое «благоукрашение нрава законополагает и гражданство составляет нарочито», целомудрие, кротость и мудрость хвалит, «добродетель и благость вводит в сем свете». Развивая греческую традицию синтеза философии и филологии, особенно в жанре диалога, Максим Грек способствовал подъему всей отечественной средневековой культуры.
Соч.: Соч. преп. Максима Грека. Казань, 1859—62, ч. 1—3; Соч. преп. Максима Грека в русском переводе. Троице-Сергиева лавра, 1910— 11 (репринт 1996); Ржига В. Опыты по истории русской публицистики 16 в. Максим Грек как публицист. — «Труды Отдела древнерусской литературы». Л., 1934, т. 1; БуланинД. М. Переводы и послания Максима Грека. Неизданные тексты. Л., 1984.
Лит.: Иконников В. С. Максим Грек и его время. К., 1915; Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969; Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977; Громов M. H. Максим Грек. М., 1983; DenissoffE. Maxime le Grec et lOccident. P.—Louvain, 1943; HaneyJ. V. From Italy to Moscovy. The Life and Works of Maxim the Greek. Munch., 1973; Langeier A. Maksim Grek, byzantijn en humanist in Rusland. Amst., 1986.
M H. Громов

Источник: Новая философская энциклопедия

МАКСИМ ГРЕК (в миру Михаил Триволис)
ок. 1470, Арта, Греция - 1556, Троице-Сергиев монастырь) - мыслитель, богослов, переводчик, просветитель. Род. в знатной греч. семье. В 1492 г. приезжает в Сев. Италию, где находилось много греков, эмигрировавших с территории бывшей Византийской империи, захваченной турецкими завоевателями; обосновывается во Флоренции, центре гуманистического движения всей Европы, где сотрудничает с И. Ласкарисом, А. Полициано, А. Мануцием, Пико делла Мирандола младшим и др. видными деятелями итал. Возрождения. Видя негативные последствия раннебуржуазной культуры, он увлекается обличительной проповедью Дж. Савонаролы и в 1502 г. постригается в монахи доминиканского монастыря св. Марка во Флоренции. Не найдя и здесь успокоения, М. Г. через 2 г. направляется на Афон, духовный центр вост. православия. В Ватопедском Благовещенском монастыре он вновь постригается в монахи под именем Максима и живет там в течение 10 лет. В 1518 г. М. Г. прибывает в Москву, где наступает вторая, самая важная в творческом плане половина его жизни и деятельности. Он был приглашен великим князем Василием III для перевода фундаментального богословско-философского труда "Толковой Псалтыри", по окончании к-рого остается в России и постепенно втягивается в идейную борьбу рус. об-ва, становясь сторонником нестяжателей в их полемике с иосифлянами. За нестяжательские взгляды, несогласие с автокефалией рус. церкви осуждается на церковном Соборе 1525 г. и заточается в Иосифо-Волоколамский монастырь. После вторичного осуждения на Соборе 1531 г. за несогласие признать свою вину и "порчи" переведенных им книг его направляют в Тверской Отрочь монастырь. За него заступаются патриархи Константинопольский и Иерусалимский, условия заточения постепенно смягчаются. Ок. 1548 г. он переводится на покой в Троице-Сергиев монастырь. Авторитет М. Г., пострадавшего за свои взгляды, был высок. С ним советовались Василий III и Иван Грозный, им восхищались Курбский и Вассиан Патрикеев, его учениками считаются Зиновий Отенский, Федор Карпов, Нил Курлятев и др. Особенно велико почитание М. Г. у старообрядцев, к-рые давно его канонизировали. На Соборе 1988 г. он был причислен к лику святых и Рус. православной церковью. Творческое наследие М. Г. включает свыше 350 оригинальных соч. и переводов. Его творения различны по жанру (слова, сказания, речи, диалоги, послания, повести, письма) и содержанию (догматические, публицистические, лексикографические, герменевтические, нравоучительные). Он одним из первых на Руси стал составлять собственные прижизненные собр. соч., к-рые с его авторской правкой сохранились в рукописных собраниях. Имя М. Г., его труды, фрагменты из соч., толкования и цитаты постоянно встречаются в рукописях XVI-XVII вв. Своеобразно соединивший восточнохристианские, возрожденческие и древнерус. традиции, М. Г. неоднозначно оценивается в исследовательской литературе как "светильник православия", "апостол западной цивилизации", "деятель возрожденческого типа", "типично средневековый мыслитель" и т. д. М. Г. разрабатывал проблемы онтологии (учение о Троице, о Боге-субстанции, метафизике света), гносеологии (логика, интуитивное познание, Параклит как дух истины, роль сердца в познании, символизация в мышлении), философской антропологии (3 части души - разумная, волевая, чувственная; 5 видов сенсуалистического познания; человек как микрокосм; уподобление мира души кораблю, плывущему по бурным волнам житейского моря, плодоносящей или засыхающей от небрежного обращения земле, воспринимающему любые письмена воску, отражающему микрокосм зерцалу), этики (силы добра и зла, генезис морали от естественных религий до иудаизма и христианства, утверждение нравственности в духе практического жизнестроительного учения), социального и исторического анализа (философско-исторические идеи, концепция гармонии светской и духовной властей, оригинальная трактовка самодержавия как умения монарха научиться сначала управлять собой, а затем править государством, интерпретация мировой истории в духе христианского панэтизма как арены вселенской борьбы Бога и его супостата дьявола). М. Г. дал свое определение философии в письме Федору Карпову 1524 г., считая ее возвышенным божественным знанием, к-рое "благоукрашение нрава законополагает и гражданство составляет нарочито; целомудрие, мудрость и кротость восхваляет, добродетель и порядок устанавливает в обществе". Миссия философа ставится им выше царской. М. Г. разделяет философию в духе своего времени на внешнюю, светскую, « внутреннюю, христианскую. Первая полезна в познании мира и "исправлении мышления" (как логика), вторая служит спасению души человеческой. Творчески развивая греч. традицию синтеза философии и филологии, особенно в жанре диалога, передающего живой пульс мысли и представляющего собой антидогматичное ее изложение, М. Г. способствовал поднятию уровня философской мысли на Руси в XVI-XVII вв. Велики его заслуги в области философской лингвистики, под его воздействием сложился "Азбуковник", лексикографический словарь энциклопедического содержания. М. Г. умело сочетал художественный, символический и научный методы осмысления бытия и сознания. Он является заметной фигурой европейского масштаба, о чем свидетельствует усиливающийся интерес к нему и его творчеству в последние годы в России и за рубежом.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
237.59 кб

Преподобный Максим Грек. 500 лет в России

Журова Людмила Ивановна
Читать PDF
2.21 мб

Философско-антропологические воззрения Максима Грека

Громов Михаил Николаевич
В статье рассматриваются философско-антропологические воззрения Максима Грека. Обсуждается проблема человека, его происхождения, места в природе, социуме, смысла его существования и другие богословско-философские проблемы.
Читать PDF
1.11 мб

Максим Грек: греческий писатель или московский книжник?

Буланин Дмитрий Михайлович
К числу важных открытий, касающихся творчества Максима Грека, относятся находки, существенно пополняющие грекоязычный раздел его наследия.
Читать PDF
338.34 кб

О попытках осмысления судьбы Максима Грека в конце XVI в

Крутецкий Владимир Юрьевич
Читать PDF
246.01 кб

Иосиф Волоцкий и Максим Грек: сравнительный анализ учений о спасении души

Григоренко А.Ю.
Иосиф Волоцкий и Максим Грек выдающиеся богословы Древней Руси. Изучение трудов Иосифа Волоцкого позволяет прийти к выводу, что он осуждал упования на спасение человека посредством свершения добрых дел.
Читать PDF
536.17 кб

К вопросу об идеале государственного устройства в сочинениях Максима Грека

Шевченко М. Н.
Показано влияние православно-византийских традиций на формирование религиозно-политических взглядов Максима Грека.
Читать PDF
496.19 кб

Две поэмы Ю. Ф. Сидорина («Michele Trivolis Максим грек» и «Добрый вампир»)

Илюшин Александр Анатольевич
Публикацию двух поэм филолога-романогерманиста, переводчика, поэта Ю.Ф. Сидорина «Michele Trivolis Максим Грек» и «Добрый Вампир» предваряет предисловие подготовившего эти тексты к печати и сопроводившего их комментариями А.А.
Читать PDF
183.11 кб

К истории пребывания Максима Грека в России (по материалам русских летописей)

Ваганов И. В.
Статья посвящена изучению комплекса летописных известий о Максиме Греке. Автор сделал вывод о том, что краткость и тенденциозность, а временами полное отсутствие сведений о нем в летописях были связаны с событиями 1525 и 1531 гг.
Читать PDF
94.11 кб

Правление Максимина Фракийца в освещении греко-римской историографии III-V вв

Лебедев Павел Николаевич
В статье изучается вопрос о том, как в греко-римской историографии III-V вв. воспринималось и оценивалось правление императора Максимина Фракийца (235-238).
Читать PDF
965.27 кб

Познание как личностное отношение в философско-гносеологических воззрениях Максима Грека

Коновалов Константин Владимирович
Статья посвящена гносеологическим воззрениям Максима Грека в контексте исихазма.
Читать PDF
268.26 кб

"ТОТ, КТО БЫЛ ЭЛЛАДЦЕМ, СЕГОДНЯ СТАЛ ГИПЕРБОРЕЙЦЕМ..." К 500-ЛЕТИЮ ПРИБЫТИЯ МАКСИМА ГРЕКА В РОССИЮ

Журова Людмила Иванова
Описан один из этапов становления русской средневековой публицистики на основе изучения творчества Максима Грека. Цель представить Максима Грека как первого русского публициста.
Читать PDF
235.54 кб

Русские книжники второй четверти XVI В. О сущности царской власти (на примере трудов Максима Грека и

Шевченко М.Н.
Исследуются основные положения и реконструируются ключевые понятия учения Максима Грека и Ермолая-Еразма о пределах и прерогативах царской власти.
Читать PDF
13.30 мб

Влияние идейного наследия Максима Грека в восточно-славянских странах второй половины XVI столетия н

Коновалов Константин Владимирович
В публикации анализируется влияние идей Максима Грека на Исайю Каменчанина. Дается краткая характеристика трансперсональных практик Максима и Исайи. Делается вывод о существовании двух типов духовности у древнерусских мыслителей.