Макдональд, РамзэйМАКИАВЕЛЛИ Никколо ди Бернардо

МАКИАВЕЛЛИ

Найдено 2 определения термина МАКИАВЕЛЛИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МАКИАВЕЛЛИ (Никколо)

государственный деятель, итальянский писатель и политический теоретик (Флоренция, 1469 — там же, 1527). Рожденный в благородной, но бедной семье, к 30 годам Макиавелли стал секретарем второй канцелярии Флорентийской республики. До 1512 г. выполняет многочисленные дипломатические поручения при папском дворе, где правит Цезарь Борджиа, при французском дворе, где правит Людовик XII, при дворе императора Максимилиана I. Эти поручения дали ему возможность наблюдать нравы двора, деятельность правительств. Так постепенно выковывается его политическая мысль. В своем главном произведении — «Государь» (1513) он описывает, как полагают, Цезаря Борджиа — образец трезвого правителя, волевого и, что особенно важно, лишенного щепетильности, непреклонно осуществляющего свои замыслы, каковы бы ни были цели для их исполнения. Однако позднее образ самого Макиавелли стали странным образом отождествлять с его «отвратительным героем» — Цезарем Борджиа; его даже обвинят в том, что именно он посоветовал Екатерине Медичи устроить Варфоломеевскую ночь — отсюда выражение «макиавеллизм». В действительности автор отнюдь не был «мажордомом дьявола», он просто был озабочен спасением своей родины — республиканской или нет: высшим законом было для него «благо государства», хотя «Речи о первой декаде Тита Ливия» (1513-1519) четко выражают позицию сторонника республиканского и демократического правления. Макиавелли не разрабатывал ни общую историческую теорию, ни прославлял двурушничество правителей. Он прежде всего наблюдатель и писатель, довольно точно описавший нравы современного ему правительства. Кроме всего прочего, им написаны: «О способе подавления народного восстания в Валь де Чиана» (1504), «Рапорт о положении дел в Германии» (написан в 1508 г., опубликован в 1532 г.), «История Флоренции» (1521-1525), а также ряд писем и литературных произведений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

МАКИАВЕЛЛИ

Machiavelli), Никколо ди Бернардо (3 мая 1469 – 22 июня 1527) – итал. политич. мыслитель, обществ. деятель и писатель. Происходил из обедневшей флорентийской дворянской семьи нотариуса. Противник Медичи, фактич. государей Флоренции, М. встал на сторону республиканцев и выполнял во время республики ответств. внешнеполитич. поручения. После реставрации Медичи (1512) был арестован и выслан в свое поместье близ Флоренции, где написал большинство произведений. Один из ранних бурж. идеологов, М. стремился обосновать теорию бурж. гос-ва с т. зр. этики, философии и права, основанных на принципе единой, неизменной природы человека. Он пытался раскрыть законы обществ. развития, не прибегая к теологич. идее; отмечал влияние климата на нравы людей. Значительно раньше Гоббса М. выводил необходимость гос-ва из эгоистич. природы человека, из его стремления к личному интересу и к самосохранению. Из этого стремления вытекает, по его мнению, необходимость насилия над людьми для обуздания эгоизма и установления порядка. Эту функцию насилия и выполняет гос-во. М. подошел к идее объективной закономерности обществ. развития, к-рую называл "фортуной" и считал, что человек, как разумное существо, может познать ее, а познав – направить "закон" на благо человечества. М. был уверен в победе разумного начала в человеке, а поэтому считал, что все историч. развитие общества идет "от несвободы к свободе", от жестокого насилия к победе гуманности. Борьба людей за свои интересы выражается полнее всего в приобретении собственности и ее защите. На этой почве развивается борьба между "народом" и "высшими классами", к-рая способствует обществ. прогрессу, как это стремился показать М. на примере истории Флоренции. Само существование в обществе богатых и бедных является, по М., естественным и должно быть сохранено при условии ограничения чрезмерного обогащения и ликвидации крайней нищеты. Являясь защитником бурж. собственности, М. резко критиковал феод. строй, а также христианство с его проповедью смирения и непротивления злу. Он осуждал богатство и светскую власть папства как препятствия к развитию новых экономич. отношений, нац. объединения и культуры. В то же время М. боялся самостоят. действий народа. Политич. идеалом М. была умеренно демократич. республика, но ее осуществление в современных ему условиях политич. раздробленности Италии М. считал невозможным. Только после завершения нац. объединения Италии и изгнания иноземных захватчиков следует, по его мнению, постепенно переходить к организации республики. Нац. объединение Италии М. связывал с деятельностью сильного государя, к-рый во имя этой великой цели может применять по отношению к врагу все средства – вероломство, убийство явное и тайное, обман и т.д. Образцом такого политич. деятеля для М. являлся Чезаре Борджа, прославившийся аморализмом и политич. предательством. Взгляды М. оказали сильное влияние на мн. социологов, политич. писателей и практич. политич. деятелей 17–18 вв., опиравшихся на него в защите абсолютизма против идеи суверенитета народа. Реакц. бурж. историки и государствоведы эпохи империализма и особенно фашистские теоретики использовали макиавеллизм, не учитывая особенностей историч. и нац. обстановки его времени. Они выдвигали на первый план защиту М. единоличной власти князя, полностью замалчивая его респ. идеал гос-ва, к-рое придет на смену единовластия. Вопреки ясно выраженному убеждению М. в независимости социально-политич. строя от законов морали и религии, реакц. бурж. историографы отождествляют философию истории М. с волюнтаризмом Ницше и Шпенглера. Марксистские историки и философы в оценке М. опираются на положения Маркса о том, что у М. "...теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...", "...был выдвинут лишь постулат самостоятельной трактовки политики" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 314), что М. относится к числу тех, к-рые "...стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (Маркс К., там же, т. 1, с. 111). Глубокому анализу взглядов М. посвятил многие свои заметки Грамши (Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 55; т. 3, 1959, с. 125–29 и 160–61), рассматривавший М. как крупнейшего передового мыслителя Италии. З. Мелещенко. Ленинград. Соч.: "Государь" или "Князь" ("Il Principe") – гл. соч. М., закончено в основном к 1513 г., дописывалось, вероятно, в течение 1514–1515, издано впервые во Флоренции и Риме в 1532 на итал. яз. На яз. оригинала – итальянском – она издавалась десятки раз, отдельно, в т.ч. Roma, 1955, и в собр. соч. Лат. пер. книги издавались в Базеле (1560 и др.) и др. городах. Первый франц. перевод издан Ж. Гогори в 1544. Последний – 1956. Англ. переводы: первый – L., 1640, посл. – L., 1954; Chi., 1955. Первый нем. перевод – Fr.–Lpz., 1745, последний – Stuttg., 1955. Исп. пер. – Md., 1821,последний – Md., 1957. В 1920 в Барселоне вышел каталанский перевод. Имеются переводы на: швед. – 1757, 1867, Stockh., 1914, норв. – Kristiania, 1898, Oslo, 1948, дат. – Kbn., 1876, голл. – Hague, 1940, Amst., 1955, польск. – Kr., 1868, Lw.–Warsz., 1920, чеш. – Praha, 1873, 1901, болг. – С., 1933, венг. – Pest, 1848, Bdpst, 1906. Рус. пер. – одновременно (СПБ, 1869) под названием "Государь" (пер. Н. Курочкина) и "Монарх" (пер. Ф. Затлера). Н. Курочкин переводил с франц. версии, повторяя ее ошибки, Ф. Затлер – с нем., его перевод также несовершенен. В 1900 вышло сокр. изложение А. Пресса, в 1910 – перевод С. М. Роговина (Москва). Лучшее рус. изд.: "Князь" – в кн.: Соч. М., М.–Л., 1934, переводчик – М. С. Фельдштейн, примеч. составил А. Дживелегов. Л. Азарх. Москва. Opere, Mil.–Napoli, 1954; Opere, v. 1–2, 6–, [Mil. ], 1960–1961 –; в рус. пер. – Соч., т. 1, М.–Л., 1934; Мандрагора, Берлин, 1924; О военном искусстве, М., 1939; Рассуждения на 1 декаду Тита Ливия, СПБ, 1869. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, 3, 13, 14, 15, 16; их же, Соч., т. 22, М.–Л., 1929 (см. Указатель имен); Архив Маркса и Энгельса, кн. 4, М.–Л., 1929; История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 72–75; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового времени, т. 1, М., 1958; История политич. учений, 2 изд., М., 1960; Виллари П., Н. М. и его время, пер. с итал., т. 1, М., 1914; ?ommasini О., La vita e gli scritti di N. Machiavelli..., v. 1–2, 2 ed., Roma, 1911; Orsini ?., Bacone e Machiavelli, Gen., 1936; ?orsa ?., Il prinzipio della forza nel pensiero politico di Niccolo Machiavelli, Mil., 1936; Whitfield J. H., Machiavelli, Oxf., 1947; ?orsa ?., N. Machiavelli, Mil., 1949; Gramsci ?., Note sul Machiavelli, sulla politica e sullo Stado moderno, Torino, 1949; К?оskowska ?., Machiavelli jako humanista..., L?d?, 1954; Prezzolini G., Machiavelli anticristo, Roma, 1954; Ridоlfi R., Vita di N. Machiavelli, 2 ed., Roma, 1954; Butterfield H., The statecraft of Machiavelli, L., 1955; M?bus G., Die politischen Theorien von den Anf?ngen bis zu Machiavelli, K?ln-Opladen, [1958 ]; Sasso G., N. Machiavelli. Storia del suo pensiero politico, Napoli, 1958; Сhabod F., Machiavelli and the Renaissance, L., 1958. З. Мелещенко. Ленинград.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме МАКИАВЕЛЛИ — 0

Найдено научныех статей по теме МАКИАВЕЛЛИ — 0

Найдено книг по теме МАКИАВЕЛЛИ — 0

Найдено презентаций по теме МАКИАВЕЛЛИ — 0

Найдено рефератов по теме МАКИАВЕЛЛИ — 0