МАКИАВЕЛЛИ Никколо ди БернардоМАКИАВЕЛЛИЗМ

МАКИАВЕЛЛИ николо

Найдено 2 определения термина МАКИАВЕЛЛИ николо

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Макиавелли Николо

1469-1527) - самый известный политический философ Европы, вплоть до сегодняшнего времени. Его работы и поныне актуальны. В своих основных произведениях: («Государь», «История Флоренции», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия») обосновал главные принципы исследования законов социума, в особенности политической сферы. Государство имеет в качестве материала человека, а обычный человек обладает рядом качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Опорой власти является сила, другой опорой служит умело создаваемый «культ личности» государя, третьей опорой выступает сильный бюрократический аппарат. Религия и мораль - это только инструменты политики, но жить государство по правилам религии и морали не может. Цель оправдывает средства, поэтому в политике допустимы жестокость и насилие. «Макиавелизм» - термин для определения беззастенчивой политики, которая добивается своих целей, пренебрегая нормами морали.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) николо

1469-1527) - итал. мыслитель, государственный деятель, историк, писатель. М. одним из первых среди буржуазных мыслителей подошел к занимавшим его политико-социальным проблемам, опираясь, по словам К. Маркса, на разум и опыт, а не на теологию. Он считал, что в истории действуют законополагающие силы (судьба, фортуна), но в то же время она арена деяний человека, его разума и свободней воли. Залог успеха - согласие образа действий людей и реального хода вещей, т. е. судьбы, к-рую (чтобы подчинить себе) надо «бить и толкать». М. связывает деятельность индивида со столкновением общественных группировок, говорит даже о борьбе имущих и неимущих классов, объясняя ею конкретное социально-экономическое состояние различных слоев населения, происхождение ми. политических установлений. В этом смысле он отделяет теоретический анализ политики от морали. М. знал лишь санкционированную церковью теологическую этику и мораль. Он видел, что последняя бессодержательна и почти нигде не соблюдается, что высшие слои об-ва, особенно духовенство, папский двор, погрязли в пороках. К тому же она парализует волю, культивирует страдания, игнорирует реальные (гл. обр. имущественные) интересы, т. е. основу жизни народов. Мораль, разрывающая действительное и должное, обычно приводит, по мнению М., человека к неудаче: тот, кто «хотел бы творить одно только добро, неминуемо погибнет среди стольких чуждых добру». Люди склонны ко злу, и только необходимость приводит их к добродетели. Эта необходимость раскрывает себя как основанная на силе власть. В совр. ему условиях, полагает М., для решения национальной задачи -создания на месте раздробленной Италии свободного, могучего и независимого государства (а это было его заветной целью) - возможны любые средства. Добродетелен человек, для к-рого нет ничего выше блага родины, ради нее дозволено решительно все. «Родину надо защищать средствами славными или позорными, - писал М., выражая т. зр. стремившейся к национальному объединению итал. буржуазии, - лишь бы защищать ее хорошо». Он, по словам Гегеля, «руководясь высоким сознанием необходимости формирования государства, формулировал те правила, соответственно которым должны были образоваться государства при обстоятельствах того времени». Подобная постановка вопроса вела к противопоставлению морали и политики (что с необходимостью порождается условиями классового, особенно буржуазного, об-ва), а в дальнейшем к обоснованию принципов и действий в политике, получивших название макиавеллизма, к-рый нельзя отождествлять с воззрениями М. Ведь он верил, что в идеале наступает соответствие целей и средств, видел свой долг в том, чтобы учить молодежь добру, призывал ее избегать пороков, звал к труду, именуя дворян бездельниками. Хотя М. н считал, что добрые порядки (имея в виду прежде всего буржуазную республику) делают людей счастливыми, в его учении отсутствует мысль о гармонии общего и отдельного интересов. а индивид приносится в жертву государству. Осн. этические идеи М. изложены в соч. «Государь» (1513, изд. 1532).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

Найдено схем по теме МАКИАВЕЛЛИ николо — 0

Найдено научныех статей по теме МАКИАВЕЛЛИ николо — 0

Найдено книг по теме МАКИАВЕЛЛИ николо — 0

Найдено презентаций по теме МАКИАВЕЛЛИ николо — 0

Найдено рефератов по теме МАКИАВЕЛЛИ николо — 0