Мак-Таггарт, Джон Эллис

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

МАК-ТАГГАРТ Джон Эллис
3.9.1866, Лондон, - 18.1.1925, там же), англ. философ-идеалист. Представитель т. н. радикального персонализма, в духе к-рого М.-Т. интерпретировал гегелевскую философию, сочетая ее с учением Лейбница о монадах. Абс. идея, по М.-Т., - не субстанциясубъект, как считал Гегель, а «духовное сообщество» личностей; сверхиндивидуального сознания не существует, но индивидуальное сознание субстанционально, несотворимо и неразрушимо. Отсюда вывод М.-Т. о «бессмертии души» (независимо от того, признается ли существование бога). М.-Т. пытался обосновать нек-рые догмы религии, утверждая, что истинная философия должна быть мистической.

Источник: Советский философский словарь

Мак-Таггарт, Джон Эллис

McTaggart), Джон Эллис (3 сент. 1866 – 18 янв. 1925) – англ. философ, представитель т.н. "радикального персонализма", науч. сотрудник Кембриджского ун-та. Свой тезис "не существует ничего, кроме личностей, групп личностей и частей личностей" М.-Т. пытался обосновать с помощью идеалистич. диалектики Гегеля. Абс. идея, – утверждал М.-Т., – не субстанция-субъект, как считал Гегель, а "духовное сообщество" (spiritual society) личностей; сверхиндивидуального сознания не существует, но зато индивидуальное сознание субстанциально, несотворимо и неразрушимо. Отсюда вывод М.-Т. о "бессмертии души" (независимо от того, признается ли существование бога). Искажая философию Гегеля в духе персонализма, М.-Т. упрекает его за "преувеличение объективности" диалектич. процесса. Диалектика, по М.-Т., является лишь методом логич. доказательства в сфере чистой мысли, с помощью к-рого человеч. сознание усваивает абс. истину. Но этой цели можно добиться и помимо диалектики. Подлинной реальностью, по М.-Т., обладает только дух, т.к., согласно выдвинутому им априорному принципу "детерминирующего соответствия" (determining correspondence), "первичными частями" Вселенной являются восприятия субъекта, а чувств. данные и пространственно-временные характеристики ("материя" в понимании М.-Т.) зависят от них. Время, по М.-Т., – лишь иррациональная видимость, скрывающая подлинную реальность. В целом система М.-Т. представляет собой амальгаму абс. идеализма, лейбницевской монадологии (множественность субстанций и духовная природа их), берклианского спиритуализма (принцип esse – percipi и восприятие как осн. форма человеч. сознания) и "геометрического метода" Спинозы, призванного придать видимость единства и строгой логич. последовательности его системе. В философии М.-Т. логич. аппарт идеалистич. философии поставлен на службу мистике (М.-Т. прямо заявлял, что "истинная философия должна быть мистической...") и обоснованию "нек-рых догм религии". Соч.: Some dogmas of religion, 1906; The unreality of time, "Mind", 1908, Oct., new ser., v. 17, No 68; A commentary on Hegel´s logic, Camb., 1910; Studies in Hegelian cosmology, 2 ed., Camb., 1918; The nature of existence, v. 1–2, Camb., 1921–27; Studies in the Hegelian dialectic, 2 ed., Camb., 1922; An ontological idealism, в кн.: Contemporary British philosophy, [ser. 1 ], ed. by J. H. Muirhead, L.–N. Y., 1924; Philosophical studies, L., 1934. Лит.: Киссель ?. ?., Д. М.-Т. и его концепция диалектики, "Вест. ЛГУ" 1963, вып. 1, Серия экономики, философии и права, No 5; Broad Ch. D., Examination of McTaggart´s philosophy, v. 1–2, Camb., 1933–38; Dummet M., A defence of McTaggart´s proof on the unreality of time, "Philos. Rev.", 1960, Oct., v. 69. M. Киссель. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.