МАЙМОН СоломонМАЙМОНИД , Моше бен Маймон

МАЙМОНИД

Найдено 6 определений термина МАЙМОНИД

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАЙМОНИД

наст. имя - Моше бен Маймон, 1135-1204) - евр. философ, теолог и врач. В 1190 на араб. языке был опубликован его гл. филос. труд — «Путеводитель колеблющихся». Усвоив в интерпретации араб. мыслителей философию Аристотеля, М. пытался рационализировать иудаизм. Не опровергая бога, М. призывал к познанию закономерностей природы, изучению наук и философии. Он систематизировал запутанные положения Талмуда и сформулировал 13 членов символа веры иудаизма. Ортодоксы иудаизма преследовали М.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

МАЙМОНИД (Моисей бен-Маймон, 1135—1204)

еврейский философ, аристотелик, один из лидеров рационалистической школы в иудаизме. В основе философии М.— синтез иудейской теологии с аристотелизмом; путем “одухотворенного” (аллегорического) толкования Библии и отдельных догматов иудаизма он пытался совместить религию с философией. Согласно М., конечную цель познания составляет рациональное обоснование высшей истины. За свои ярко выраженные рационалистические идеи М. подвергался гонениям со стороны религиозных фанатиков. Осн. соч. М. “Наставник колеблющихся” (“Морэ Невухим”) приобрело большую известность в Зап. Европе и оказало влияние на позднюю схоластику.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАЙМОНИД

Моисей, по-евр. Мошебен Маймон)иудейский врач, талмудист и философ (Кордова, 1135 — Фустат, 1204). Жил в Фесе (1160), затем в Палестине (1165) и в Египте. Три важнейшие его произведения: «Светильник», включающий в себя, в частности, «Восемь глав» — трактат по философии и этике и «Тринадцать положений» о вере, входящие сегодня в иудаистский литургический текст, «Мишне Тора» (1180), трактат по религиозной философии, развивающий мысль Аристотеля, «Путеводитель колеблющихся» (1190). Его творчество оказало значительное влияние не только на еврейскую мысль, но и на христианскую философию Альберта Великого, Дунса Скота; по утверждению Пико делла Мирандола, — это первое философское толкование Библии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

МАЙМОНИД

Maimonides, наст. имя - Моше бен М а й м о н) (30.3.1135, Кордова, - 13.12.1204, Фустат, близ Каира), евр. ср.-век. философ. В 1148 покинул Испанию из-за преследования евреев династией Аль-мохадов, жил в Марокко, Палестине и с 1165 в Египте. В 1187 стал лейб-медиком каирского султана Салахаддина. В 1190 в Египте на араб. яз. был опубликован гл. филос. труд М. «Путеводитель колеблющихся», к-рый позднее был переведен на евр. и лат. языки (рус. пер. в кн.: Григорян С. Н., Из истории философии Ср. Азии и Ирана 7-12 вв., I960).

В основе филос. системы М. лежит традиция аристотелизма в интерпретации араб, мыслителей (Фараби, Ибн Сины). Осуществляя синтез откровения и умозрения, Библии и Аристотеля, М. в своем рационализме и «очищении» веры от элемента чуда перешел пределы ортодоксии, чем навлек на себя вражду ревнителей религ. традиции иудаизма, обвинявших его в «продаже Священного писания грекам» и апеллировавших в борьбе с его учением к помощи католич. инквизиции. Согласно М., если к.-л. место Библии безусловно противоречит твердым доказательствам от разума, оно должно быть понято иносказательно; в то же время тезис о несотворенности и вечности мира отвергался М. с позиций библейского креационизма. Взгляды М. оказали влияние на развитие схоластики 13-15 вв. (прежде всего на ср.-век. аристотелизм в лице Альберта Великого и Фомы Аквинского).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

МАЙМОНИД (Maimomdes)

еврейский мыслитель, врач - лейб-медик египетского султана Саладина, философ и теолог. Один из наиболее авторитетных раввинов средневековья. Основные философские сочинения: "Наставник заблудших" ("Мо-

рэ невухим") (ок. 1190, написано на арабском языке, позже переведено на древнееврейский), "Книга заповедей" и др. Упорядочил, опираясь, в частности, на ряд подходов философии Аристотеля, труднопонимаемые до того предания Талмуда, осуществив оптимальное их истолкование. М. - автор первого полного систематизированного кодекса еврейского права - "Мишнэ Тора", позволявшего избегать утомительных поисков соответствующих тезисов в Талмуде. Автор символа веры иудаизма, выраженного в 13 пунктах, адаптированный текст которого помещен во многих еврейских молитвенниках (двенадцатый пункт гласит: "Я всем сердцем верую в приход Машиаха, и даже если он задерживается, я все равно буду ждать его"). Согласно М., высшие принципы Истины, отраженные в постулатах еврейской религии, нуждаются в строгом и рациональном обосновании. Аргументы М. оказали определенное влияние на организацию мышления Фомы Аквинского (неоднократно цитировавшего "Раби Моисея") и Спинозы. Неоднократно подвергался критике со стороны еврейских и мусульманских ортодоксов. М., видимо, единственный философ нашей эры, символизирующий единение четырех культур: греко-романской, западной, еврейской и арабской.

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

МАЙМОНИД

Maimonides; наст. имя – Моисей бен Маймон) (30 марта 1135 – 13 дек. 1204) – евр. ср.-век. философ, теолог и врач. Род. в Кордове, где и получил воспитание в духе иудаизма. В период, когда Кордова была покорена династией Альмохадов, преследовавшей евреев, М. покинул свой родной город и отправился в путешествие по Испании, Марокко, Палестине. В 1165 М. поселился в Египте, в 1187 – стал лейб-медиком каирского султана Салах-ад-дина. Наряду с медициной M. занимался теологией и философией. В 1190 в Египте на араб. яз. был опубликован гл. филос. труд M. "Наставник колеблющихся" ("Далалат аль-хайрин", 1190), к-рый вскоре был переведен на евр. яз. под назв. "Учитель заблудших" ("Море небуким", 1204), а затем и на лат. язык ("Doctor perplexorum"). Усвоив в интерпретации араб. мыслителей философию Аристотеля, М. пытался рационализировать иудаизм. В поисках синтеза религии и философии он стремился свести ветхозаветное пророчество к разумным началам, усмотрев в нем аллегорию, художеств. образ и метафору. Опровергая идею антропоморфного бога, М. вместе с тем возражал против учения Аристотеля о вечности мира и отстаивал библейский миф о сотворении богом мира из ничего. М. не разделял церк. учение о воскресении мертвых и бессмертии души. Он различал материальный разум, к-рый неотделим от материи и подчинен ее влияниям, и разум приобретенный, к-рый не зависит от тела и является эманацией универсального разума. Этот разум, по М., составляет бессмертную часть человеч. существа. М. призывал к познанию закономерностей природы, изучению наук и философии. Ортодоксы иудаизма преследовали М. При помощи инквизиции они в 1234 предали сожжению его книги, а их автора – анафеме. Произведения М. оказывали значит. влияние на развитие схоластики 13–15 вв., а также на развитие евр. философии 16 и 18 вв. Горячим последователем М. был, в частности, Маймон. Лит.: История философии, т. 1, [М. ], 1940, с. 454–57; Гретц Г., История евреев от древнейших времен до настоящего, пер. с нем., т. 7, О., 1906, с. 229–90; ?обенгауз Э., М., его жизнь и деятельность, Тель-Авив, 1956 (на яз. иврит); Beer P., Leben und Wirken des Rabbi Moses ben Maimon, gew?hnlich Rambam und Maimonides genannt, Prag, 1834; Вenisсh ?., Two lectures on the life and writings of Maimonides, L., 1847; Geiger ?., Moses ben Maimon, Rosenberg, [s. a. ]; Jo?l M., Die Religionsphilosophie des Mose ben Maimon, Breslau, 1859; Yellin D. and Abrahams J., Maimonides, Phil., 1903; Moses ben Maimon, sein Leben, seine Werke und sein Einfluss, Bd 1–2, Lpz., 1908–14; Efros I. I., Philosophical terms in the Moreh Nebukim, N. Y., 1924; Nirenstein S., The problem of the existence of God in Maimonides, Alanus and Averroes..., Phil., 1924; Levy L. – G., Maimonide, nouv. ?d., P., 1932 (имеется библиография). M. Беленький. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме МАЙМОНИД — 0

Найдено научныех статей по теме МАЙМОНИД — 0

Найдено книг по теме МАЙМОНИД — 0

Найдено презентаций по теме МАЙМОНИД — 0

Найдено рефератов по теме МАЙМОНИД — 0