МАЙМОНИД

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАЙМОНИД
наст. имя - Моше бен Маймон, 1135-1204) - евр. философ, теолог и врач. В 1190 на араб. языке был опубликован его гл. филос. труд — «Путеводитель колеблющихся». Усвоив в интерпретации араб. мыслителей философию Аристотеля, М. пытался рационализировать иудаизм. Не опровергая бога, М. призывал к познанию закономерностей природы, изучению наук и философии. Он систематизировал запутанные положения Талмуда и сформулировал 13 членов символа веры иудаизма. Ортодоксы иудаизма преследовали М.

Источник: Атеистический словарь

МАЙМОНИД

польский философ, писавший по-немецки (Несвиж, Польша, 1754 — Ни-дерзигерсдорф, Силезия, 1800). Его творчество продолжает собой кантианскую мысль. Его произведения: «Очерк трансцендентальной философии» (1770), «История прогресса немецкой метафизики, начиная с Лейбница и Вольфа» (1793) и главная его работа — «Опыт новой логики, или Теория мысли» (1794). Продолжал критическую философию в аспекте скептицизма; считал, что по сути своей познавательная деятельность так же неуловима, как вещь в себе. Рефлексия может создать лишь теорию представления, но никак не теорию об объектах опыта. Способствовал переходу от философии Канта к философии Фихте.

Источник: Философский словарь

МАЙМОНИД
Моисей, по-евр. Мошебен Маймон)иудейский врач, талмудист и философ (Кордова, 1135 — Фустат, 1204). Жил в Фесе (1160), затем в Палестине (1165) и в Египте. Три важнейшие его произведения: «Светильник», включающий в себя, в частности, «Восемь глав» — трактат по философии и этике и «Тринадцать положений» о вере, входящие сегодня в иудаистский литургический текст, «Мишне Тора» (1180), трактат по религиозной философии, развивающий мысль Аристотеля, «Путеводитель колеблющихся» (1190). Его творчество оказало значительное влияние не только на еврейскую мысль, но и на христианскую философию Альберта Великого, Дунса Скота; по утверждению Пико делла Мирандола, — это первое философское толкование Библии.

Источник: Философский словарь

Маймонид
 (Моисей бен-Маймун, 1135—1204) — еврейский философ, аристотелик, один из лидеров рационалистической школы в иудаизме. В основе философии М. — синтез иудейской теологии с аристоте-лизмом; путем «одухотворенного» (аллегорического) толкования Библии и отдельных догматов иудаизма пытался совместить религию с философией. Согласно теории познания М., конечную цель человека составляет рациональное обоснование высшей истины. За свои ярко выраженные рационалистические идеи М. подвергался гонениям со стороны религиозных фанатиков. Осн. соч. М. «Наставник колеблющихся» («Морэ Невухим») приобрело большую известность в Зап. Европе и оказало значительное влияние на позднюю схоластику.Идеи М. получили распространение и в России в секте «жидовствующих».

Источник: Философский словарь. 1963

МАЙМОНИД

род. 30 марта 1135, Кордова - ум. 13 дек. 1204, Фустат, близ Каира, где жил с 1165) - евр. врач, философ и теолог; величайший авторитет среди раввинов эпохи средневековья. Прославился тем, что упорядочил труднодоступные, труднопонимаемые до того предания Талмуда, дав толкование содержащимся там понятиям (см. также Еврейская философия). Согласно Маймониду, законы евр. религии содержат высшие принципы всей истины и как раз поэтому они должны быть строго рационально обоснованы. Этим учением он вызвал гнев и упреки в атеизме со стороны евр. (и ислам.) ортодоксии. В своем осн. труде, написанном на араб, языке ("Dalдlat al-Hдirin", ок. 1190), ок. 1200 переведенном на древнеевр. ("More nebuchim" - "Руководство сомневающихся"), Маймонид опирался на философию Аристотеля. Это соч. оказало известное влияние на Фому Аквинского и Спинозу. В 1935 избр. соч. Маймонида были изданы Глатцером на евр. языке.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАЙМОНИД
Maimonides, наст. имя - Моше бен М а й м о н) (30.3.1135, Кордова, - 13.12.1204, Фустат, близ Каира), евр. ср.-век. философ. В 1148 покинул Испанию из-за преследования евреев династией Аль-мохадов, жил в Марокко, Палестине и с 1165 в Египте. В 1187 стал лейб-медиком каирского султана Салахаддина. В 1190 в Египте на араб. яз. был опубликован гл. филос. труд М. «Путеводитель колеблющихся», к-рый позднее был переведен на евр. и лат. языки (рус. пер. в кн.: Григорян С. Н., Из истории философии Ср. Азии и Ирана 7-12 вв., I960).
В основе филос. системы М. лежит традиция аристотелизма в интерпретации араб, мыслителей (Фараби, Ибн Сины). Осуществляя синтез откровения и умозрения, Библии и Аристотеля, М. в своем рационализме и «очищении» веры от элемента чуда перешел пределы ортодоксии, чем навлек на себя вражду ревнителей религ. традиции иудаизма, обвинявших его в «продаже Священного писания грекам» и апеллировавших в борьбе с его учением к помощи католич. инквизиции. Согласно М., если к.-л. место Библии безусловно противоречит твердым доказательствам от разума, оно должно быть понято иносказательно; в то же время тезис о несотворенности и вечности мира отвергался М. с позиций библейского креационизма. Взгляды М. оказали влияние на развитие схоластики 13-15 вв. (прежде всего на ср.-век. аристотелизм в лице Альберта Великого и Фомы Аквинского).

Источник: Советский философский словарь

МАЙМОНИД (Maimomdes)
еврейский мыслитель, врач - лейб-медик египетского султана Саладина, философ и теолог. Один из наиболее авторитетных раввинов средневековья. Основные философские сочинения: "Наставник заблудших" ("Мо-
рэ невухим") (ок. 1190, написано на арабском языке, позже переведено на древнееврейский), "Книга заповедей" и др. Упорядочил, опираясь, в частности, на ряд подходов философии Аристотеля, труднопонимаемые до того предания Талмуда, осуществив оптимальное их истолкование. М. - автор первого полного систематизированного кодекса еврейского права - "Мишнэ Тора", позволявшего избегать утомительных поисков соответствующих тезисов в Талмуде. Автор символа веры иудаизма, выраженного в 13 пунктах, адаптированный текст которого помещен во многих еврейских молитвенниках (двенадцатый пункт гласит: "Я всем сердцем верую в приход Машиаха, и даже если он задерживается, я все равно буду ждать его"). Согласно М., высшие принципы Истины, отраженные в постулатах еврейской религии, нуждаются в строгом и рациональном обосновании. Аргументы М. оказали определенное влияние на организацию мышления Фомы Аквинского (неоднократно цитировавшего "Раби Моисея") и Спинозы. Неоднократно подвергался критике со стороны еврейских и мусульманских ортодоксов. М., видимо, единственный философ нашей эры, символизирующий единение четырех культур: греко-романской, западной, еврейской и арабской.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

МАЙМОНИД

критик Канта, еврей из Несвижа, изучивший в Берлине философию под руководством Моисея Мендельсона. Свое критическое отношение к философии Канта он изложил в соч. "Versuch ьber die Transcendentalphilosophie, nebst einem Anhang uber die symbolische Erikenntniss"; издал еще часть философского словаря (1791), полемику с Рейнгольдом (1793), "Ueber die Progresse der Phil," (1793), "Die Kategorien des Aristoteles" (1794), "Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens" (1794) и "Kritische Untersuchungen ьber den menschlichen Geist oder das hцhere Erkenntniss- und Willensvermцgen" (1797). В своих возражениях против Канта, которые высоко ценили Фихте и Шеллинг, а сперва и сам Кант, М. указывает на действительно слабейшие пункты критического идеализма, в особенности на применение категории причинности к "вещам в себе". Самые эти "вещи" он признает за фикцию, ни на чем не основанную. Теоретическую достоверность М. приписывает исключительно математике, скептически относясь к "опыту" в смысле научного познания. Кантовские "идеи разума" М. считает произведениями вообразительной способности (Einbildungskraft) и в "антиномиях" видит не противоречие разума с самим собою, а борьбу разума с воображением. Как высший принцип практической философии, он выставляет приятное чувство собственного достоинства. Автобиография М., представляющая интерес для бытовой истории русско-польских евреев, частью переведена на русский яз. в "Еврейской Библиотеке" (т. I-II, Спб., 1871-72).
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

МАЙМОНИД
(рабби Моисей бен Маймон) — еврейский врач, философ и теолог; р. 30. 3. 1135 (Кордова) — ум. 13. 12. 1204 (Форстат, близ Каира, где он жил с 1165); авторитет среди раввинов эпохи средневековья, прославившийся тем, что упорядочил труднодоступные, труднопонимаемые до того предания Талмуда, дав толкование содержащимся там понятиям (см. также Еврейская философия). Согласно Маймониду, законы еврейской религии содержат высшие принципы истины, и как раз поэтому они должны быть строго рационально обоснованы. Этим учением он вызвал гнев и упреки в атеизме со стороны еврейской (и исламистской) ортодоксии. В своем основном труде, написанном на арабском языке («Dalälat al-Häirin, ок. 1190), ок. 1200 переведенном на древнееврейский («More nebuchim» — «Руководство сомневающихся») и изданном на немецком языке в 1923—1924 (рус. пер.: Путеводитель колеблющихся //С. Н. Григорян. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII—XII вв., 1960), Маймонид опирался на философию Аристотеля (см. Аристотелизм). Это сочинение Маймонида оказало известное влияние на Фому Аквинского и Спинозу. В 1935 избранные сочинения Маймонида были изданы Н. Н. Глатцером.
F. Bamberger. Das System des M., 1935; N. N. Glatzer (Hg.). Rabbi M. b. M. Ein systemat. Querschnitt durch sein Werk, 1935; L. Strauss. Philos. u. Gesetz. Beiträge zum Verständnis M. s. u. seiner Vorläufer, 1935; H. Seronya. M., Paris, 1964; S. Pines/ V. Yovel (edd.). M. and Philosophy. Den Haag, 1986; F. Niewöhner. M., 1987; O. Leaman. M. M., London, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МАЙМОНИД
(Моисей бен Маймон, 1135—1204)—видный представитель евр. ср.-век. философии, теолог и врач; родом из Кордовы. С 1165 поселился в Египте и в 1187 стал лейб-медиком каирского султана. В 1190 появился на арабском яз. его гл. филос.-богосл. труд «Учитель заблудших», к-рый вскоре был переведен на евр., а затем и на лат. яз. (русск. пер.: Путеводитель колеблющихся. - В кн.: Григорян С. Из истории философии Ср. Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960). В нем М., усвоив в интерпретации арабских мыслителей философию Аристотеля, пытался рационализировать иудаизм. Он стремился свести ветхозаветное пророчество к разумным началам и усматривал в нем аллегории, худож. образы, метафоры. Опровергая антропоморфич. представление о боге. М. вместе с тем, вопреки Аристотелю, отстаивал библ. миф о сотворении мира богом из ничего и учение об откровении. Он не разделял догм о воскресении мертвых и бессмертии души, высмеивал веру в судьбу и астрологию, призывал к познанию закономерностей природы, к занятиям науками, философией. Как теолог, М. систематизировал и рационалистски истолковал запутанные положения Талмуда в своей кн. «Сильная рука», сформулировал 13 членов символа веры иудаизма. Ревнители синагоги усмотрели в соч. М. проявление вольнодумства и с помощью инквизиции в 1234 добились их сожжения, а имя его предали анафеме. Тем не менее его произведения оказали значит. влияние на развитие философии, а также богословия XIII - XV вв. и не только в иудаизме, но и в христианстве и исламе. Влияние М. испытал, в частности, Фома Аквинский. М. С. Беленький

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МАЙМОНИД

Maimon; наст. фам. – X е й м а н (Heiman), Соломон ] (1753 или 1754 – 22 нояб. 1800) – философ-самоучка, субъективный идеалист. Род. в местечке Мирц (или Мир; ныне территория БССР), неподалеку от Несвижа. Воспитанный в духе иудаизма, М. стал поклонником философии Маймонида, в связи с чем изменил свою фамилию. Критикуя философию Канта с позиций субъективного идеализма и являясь в этом отношении предшественником Фихте, М. писал, что т.к. познать предмет означает отыскать его признаки, а последние содержатся лишь в сознаний, то "вещь в себе" невозможна и непознаваема. А раз "вещь в себе" – ничто, то познание постигает лишь то, что само создает в виде своих объектов, сообщая им характер необходимости и всеобщности. Законы природы определяются деятельностью рассудка. Категории логики, по М., являются условиями существования всех предметов возможного опыта. Сталкиваясь с неразрешенными трудностями, встающими перед субъективным идеализмом, М. пытался преодолеть их либо в традиции Юма – с помощью скептицизма, либо в традиции Беркли – с помощью религии, фидеизма. Соч.: Versuch ?ber Transcendentalphilosophie, В., 1790; Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens, В., 1794; neue Aufl., В., 1911; ?ber die Progressen der Philosophie..., В., 1793; Kritische Untersuchungen ?ber den menschlichen Geist..., Lpz., 1797; Lebensgeschichte, Bd 1–2, В., 1911 (частичный перевод на рус. яз. см. вкн.: Евр. библиотека, т. 1–2, СПБ, 1871–72). Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 6, СПБ, 1909, гл. 6–7; Яковенко Б., Филос. концепции С. М., "Вопр. философии и психологии", 1912, кн. 4 (114), кн. 5 (115); Kuntze F., Die Philosophie S. Maimons, Hdlb., 1912; ?ubersky ?., S. Maimon und der kritische Idealismus, Lpz., 1925; Gu?roult M., La philosophie transcendentale de S. Maimon, P., 1929; Бергман Г., Философия С. M., Иерусалим, 1932 (на яз. иврит); Беленький М., Акоста, Спиноза, Маймон, М., 1941 (на яз. идиш). М. Беленький. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАЙМОНИД

еврейский мыслитель, врач - лейб-медик египетского султана Саладина, философ и теолог. Последние годы жизни провел в Каире, занимаясь торговлей драгоценными камнями. Один из наиболее авторитетных раввинов средневековья. Основные философские сочинения: "Наставник заблудших" ("Морэ невухим"; ок. 1190, написано на арабском языке, позже переведено на древнееврейский), "Книга заповедей" и др. Упорядочил, опираясь, в частности, на ряд подходов философии Аристотеля, труднопонимаемые до того времени предания Талмуда, осуществив оптимальное их истолкование. М. - автор первого полного систематизированного кодекса еврейского права - "Мишнэ Тора", позволявшего избегать утомительных поисков соответствующих тезисов в Талмуде. Автор символа веры иудаизма, выраженного в 13 пунктах, адаптированный текст которого помещен во многих еврейских молитвенниках (двенадцатый пункт гласит: "Я всем сердцем верую в приход Машиаха, и даже если он задерживается, я все равно буду ждать его"). Согласно М., высшие принципы Истины, отраженные в постулатах еврейской религии, нуждаются в строгом и рациональном обосновании. По мысли М., разум и вера лишь на поверхности производят впечатление взаимоисключающих друг друга. Разумное доказательство существования Бога, единства Его бытия и бестелесности, по М., вполне осуществимо. Мирское, согласно М., то есть, то отсутствует: поскольку оно не имеет в себе оснований собственного бытия, постольку оно отсылает нас к бытию иного порядка - к бытию необходимому. Или: в свете концепции творения в мирском присутствует нечто более высокое, чем необходимое бытие. Утверждая иное, мы ставим под сомнение свободу Божьего промысла. Так как Бог являет собой действующую и финальную причину универсума, то действующий интеллект един и отличен от умов людей, наделенных лишь пассивным интеллектом. Действуя, люди уменьшают дистанцию между собой и подлинным интеллектом. Умирая, люди утрачивают индивидуальные различия промеж собой: остается лишь чистый, высший интеллект - в этом смысле (как фрагмент указанного интеллекта) человек бессмертен. Аргументы М. оказали определенное влияние на организацию мышления Фомы Аквинского (неоднократно цитировавшего "Раби Моисея") и Спинозы. Неоднократно подвергался критике со стороны еврейских и мусульманских ортодоксов. М., видимо, единственный философ нашей эры, символизирующий единение четырех культур: греко-романской, западной, еврейской и арабской.

Источник: История Философии: Энциклопедия

МАЙМОНИД
Maimonides; наст. имя – Моисей бен Маймон) (30 марта 1135 – 13 дек. 1204) – евр. ср.-век. философ, теолог и врач. Род. в Кордове, где и получил воспитание в духе иудаизма. В период, когда Кордова была покорена династией Альмохадов, преследовавшей евреев, М. покинул свой родной город и отправился в путешествие по Испании, Марокко, Палестине. В 1165 М. поселился в Египте, в 1187 – стал лейб-медиком каирского султана Салах-ад-дина. Наряду с медициной M. занимался теологией и философией. В 1190 в Египте на араб. яз. был опубликован гл. филос. труд M. "Наставник колеблющихся" ("Далалат аль-хайрин", 1190), к-рый вскоре был переведен на евр. яз. под назв. "Учитель заблудших" ("Море небуким", 1204), а затем и на лат. язык ("Doctor perplexorum"). Усвоив в интерпретации араб. мыслителей философию Аристотеля, М. пытался рационализировать иудаизм. В поисках синтеза религии и философии он стремился свести ветхозаветное пророчество к разумным началам, усмотрев в нем аллегорию, художеств. образ и метафору. Опровергая идею антропоморфного бога, М. вместе с тем возражал против учения Аристотеля о вечности мира и отстаивал библейский миф о сотворении богом мира из ничего. М. не разделял церк. учение о воскресении мертвых и бессмертии души. Он различал материальный разум, к-рый неотделим от материи и подчинен ее влияниям, и разум приобретенный, к-рый не зависит от тела и является эманацией универсального разума. Этот разум, по М., составляет бессмертную часть человеч. существа. М. призывал к познанию закономерностей природы, изучению наук и философии. Ортодоксы иудаизма преследовали М. При помощи инквизиции они в 1234 предали сожжению его книги, а их автора – анафеме. Произведения М. оказывали значит. влияние на развитие схоластики 13–15 вв., а также на развитие евр. философии 16 и 18 вв. Горячим последователем М. был, в частности, Маймон. Лит.: История философии, т. 1, [М. ], 1940, с. 454–57; Гретц Г., История евреев от древнейших времен до настоящего, пер. с нем., т. 7, О., 1906, с. 229–90; ?обенгауз Э., М., его жизнь и деятельность, Тель-Авив, 1956 (на яз. иврит); Beer P., Leben und Wirken des Rabbi Moses ben Maimon, gew?hnlich Rambam und Maimonides genannt, Prag, 1834; Вenisсh ?., Two lectures on the life and writings of Maimonides, L., 1847; Geiger ?., Moses ben Maimon, Rosenberg, [s. a. ]; Jo?l M., Die Religionsphilosophie des Mose ben Maimon, Breslau, 1859; Yellin D. and Abrahams J., Maimonides, Phil., 1903; Moses ben Maimon, sein Leben, seine Werke und sein Einfluss, Bd 1–2, Lpz., 1908–14; Efros I. I., Philosophical terms in the Moreh Nebukim, N. Y., 1924; Nirenstein S., The problem of the existence of God in Maimonides, Alanus and Averroes..., Phil., 1924; Levy L. – G., Maimonide, nouv. ?d., P., 1932 (имеется библиография). M. Беленький. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАЙМОНИД

30 марта 1135/38 Кордова — 13 декабря 1204, Фостат вблизи Каира) — средневековый еврейский богослов и философ. Родился в семье выдающегося ученого раввина рабби Маймона. После захвата города в 1148 альмохадами семья вынуждена была бежать из Кордовы и провела годы в скитаниях по территории Испании, возможно Южной Франции, Северной Африки (Фее). В 1165 Маймонид, проведя полгода в Акко (в то время — государство крестоносцев) и посетив Иерусалим и Хеврон, поселился в Египте в г. Фостат (рядом с Каиром). Здесь он провел жизнь, полную трудов, долгое время был руководителем еврейской общины Египта, а также личным врачом правителя Египта Фосада, а некоторое время и Саладина.
Научное наследие Маймонида чрезвычайно обширно и включает работы по логике, философии, галахе (еврейскому религиозному законодательству), медицине. В них затрагиваются вопросы математики, астрономии, психологии, истории и др. Главное философское сочинение — написанный на арабском языке трактат «Путеводитель растерянных» (Далалат аль-Хаирин), наиболее известный в своей ивритской версии (Морэ Невухим). Однако философская проблематика присутствует почти во всех его сочинениях. Уже в юношеские годы он написал логический трактат «Макала фи-синат аль-мантик» (ивр. Маамар милот а-хигайон) — «Основные понятия логики», где он дает свою рецепцию логики Аристотеля, воспринятой им в первую очередь от Аль-Фараби. Во введениях к его комментарию на Мишну имеется ряд философских фрагментов, в частности «Шмона праким» — посвященное этике и психологии предисловие к трактату Мишны «Азот». В предисловии к главе Хэлек дается первая формулировка принципов иудаизма (13 догматов).
Монументальный 14-томный свод Мишнэ Тора (Повторение Торы), написанный на иврите, представляет собой систематическое изложение иудаизма как единого учения; он открывается «Книгой знания» (Сефер а-мада), посвященной вопросам метафизики, физики, этики, историософии. Философская и религиоведческая проблематика затрагивается и в многочисленных посланиях Маймонида (особенно в «Йеменском послании», «Послании об астрологии», «Послании о воскресении мертвых»).
Для философии Маймонида характерно сочетание восточного перипатетизма, безусловного признания библейских пророчеств и талмудического учения о единстве мышления и практического поведения (галахи). Он разделяет науки на три группы: теоретические (метафизика и физика), пропедевтические (математика), практические (этика, управление домом, политика). Однако в более поздних его произведениях теоретические науки отождествляются с эзотерическими разделами иудаизма, упоминающимися в Мишне (Хагига, 2,1), метафизика — с наукой о «Колеснице» (см. Меркава, Каббала), а физика — с учением о сотворении мира (Маасэ Берешит).
Бог как нематериальная первопричина всего сущего не может иметь положительных определений: его атрибуты носят всецело отрицательный характер. Воздействие Бога на мир осуществляется без посредства каких бы то ни было материальных сил. Природные явления определяются сочетанием материи, формы и «лишенности» (последняя присуща материи и является основной причиной изменчивости форм). Созданный по образу Бога, человек способен к восприятию умозрительного знания через соединение с активным умом. Возникшее вследствие грехопадения воображение, основанное на уподоблении материальным предметам, нарушает изначально присутствующую в человеке способность к чистому познанию. Знания о Боге не могут передаваться публично, ибо общественная коммуникация основана на уподоблении; они могут быть восприняты только индивидуальным усилием разума. Аллегорический язык, на котором излагались библейские пророчества, чтобы их могло воспринять общество, отчасти способствовал возникновению извращенных антропоморфных представлений о Боге. Маймонид детально исследует язык Библии и приходит к выводу, что большинство выражений, указывающих на Бога, имеет многозначный характер, но их истинное значение лишено антропоморфизма. Маймонид критикует философию калама, и в частности, не называя его прямо, учение Саадии Гаона за попытку построить теологию на основе физики (в т. ч. на основе учения о сотворении мира). Ни физика Аристотеля, ни даже Библия в силу своего аллегорического языка не могут дать окончательного ответа на вопрос о сотворенности мира. Сам Маймонид склонялся к креационизму, исходя из этических аспектов иудаизма (свобода выбора, ответственность). В этике Маймонид выделяет ступень «мудреца» (хахам), который избегает крайностей и идет по среднему пути, и ступень «праведника» (хасид), который уклоняется от середины и достигает в служении Богу более высокого уровня.
Учение Маймонида вызвало острую полемику среди еврейских мыслителей разных эпох. В 13 в. оно оказало глубокое влияние на латинскую схоластику, особенно на Альберта Великого и Фому Аквинского. В 13 — 14 вв. оно стало одной из предпосылок возникновения т. н. профетической каббалы рабби Авраама Абулафии. В Новое время учение Маймонида сыграло важную роль в формировании философии Спинозы и М. Мендельсона.
Соч.: Maimonides treatise on logic, ed. Israel Efros. N.Y, 1938; Dalalat al-ha irin, arabic text based on S. Munk, ed. IssagarJoel. Jerusalem, 1929; Рамбам (Маймонид), Избр., т. 1-11. Иерусалим, 1990. Лит.: Studies in Maimonides and St. Thomas Aquinas (Bibliotheca Maimonidica), v. 1. N. Y., 1975; Twersky Ts. Introduction to the Code of Maimonides (Mishneh Torah) (Yale Judaica series, v. 22). New Haven, 1980; Hanman D. Maimonides: Torah and Philosophie Quest. Phil., 1986; Maimonides: A Collection of Critical Essays. Notre Dame, 1988; Strauss L. Persecution and the Art of Writing, Chi., 1988; Fox M. Interpreting Maimonides: Studies in Methodology, Metaphysics, and Moral Philosophy (Chicago studies in the history of Judaism). Chi., 1990; Учитель поколений Рамбам, сб. ст. под ред. А. Стриковского. Иерусалим, 1985.
И. С. Дворкин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
108.89 кб

Проблема богопознания в средневековой философии: Моисей Маймонид и Фома Аквинский

Санин Вячеслав
В статье рассматриваются вопросы средневековой гносеологии, в частности — богопознания, и связанные с этим аспекты соотношения веры и разума на примере рационализма Моисея Маймонида и Фомы Аквинского.

Похожие термины:

  • 12 РАВВИН МОЗЕС МАЙМОНИД

    умер в 1304 г.) Известный еврейский раввин и писатель, осуждавший применение чар и амулетов и протестовавший против каббалистического применения божественных имен.
  • Моисей Маймонид

    еврейский философ, теолог, ученый, с 1165 г. жил в Египте, был придворным врачом Салах-эд-Дина (Саладина). Основное произведение - «Путеводитель колеблющихся» (вышел в свет в 1190 г. на арабском языке). Май