МАЙКОВ Валериан Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

МАЙКОВ Валериан Николаевич
28.08(9.09) 1823, Москва - 15(27).07.1847, с. Новое Петергофского у. Петербургской губ.) - литературный критик, публицист, экономист, философ. Сын художника, участника Отечественной войны 1812 г. Окончил юридический ф-т Петербургского ун-та. Путешествовал за границей. Посещал "пятницы" Буташевича-Петрашевского. Вместе с братом Аполлоном, поэтом, организовал собственный литературно-художественный кружок. В 1846 г. после Белинского возглавил критический отдел в "Отечественных записках". Современники считали М. "новоприходящим талантом". Писал статьи по вопросам политической экономии, литературной критики, философии, одним из первых выступил против идеологов славянофильства. В литературно-критических статьях поддерживал молодого Достоевского, А. Н. Плещеева, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Пропагандировал художественно-публицистические и философские работы Герцена. Принимал участие в создании коллективного труда петрашевцев - "Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Мечтал о "философии общества", лишенной крайностей идеалистических спекуляций нем. классической философии, эмпиризма англ. политэкономии и фр. утопического социализма. Полемизировал с Белинским по поводу соотношения национального и общечеловеческого в литературе. Считал себя космополитом - "гражданином мира", отмежевываясь от тех, кто "не имеет сочувствия к человечеству и частям его". В статьях "Карманного словаря" "Идеализм" и "Материализм", будучи антропологическим материалистом, М. считал, что ум, воля, знание - основа научного понимания мира и преобразования действительности. В статьях "Мистицизм" и "Неоплатонизм", используя "Письма об изучении природы" Герцена, он рассматривал мистицизм и религию как "величайшее заблуждение" человечества, препятствующее развитию науки. Специально занимался проблемами теории познания, писал о соотношении анализа и синтеза как главных его методов, подчеркивал роль синтеза, противопоставлял его религиозному априоризму. В неопубликованной по цензурным соображениям статье "Карманного словаря" "Аномалия" в духе зап. утопического социализма М. писал о неестественном состоянии совр. ему об-ва, о нарушенном единстве человека и природы, о необходимости удовлетворения потребностей каждого "при естественном порядке вещей". Резко осуждал государство, где миллионы страдают, называл его "аномалией", выражал солидарность с "людьми мыслящими", т.е. с социалистами. М. был противником уравнительно-коммунистической тенденции. Не разделяя упований петрашевцев на общину, выступал за развитие промышленности. М. высоко ценили Чернышевекий, Добролюбов, И. С. Тургенев. В возрасте 23 лет М. утонул.

Источник: Русская философия: словарь

МАЙКОВ Валериан Николаевич

(28 авг. 1823 – 15 июля 1847) – рус. критик и публицист. Род. в дворянской семье. Окончил юридич. фак-т Петерб. ун-та (1842). В 1843 жил за границей (в Германии, Италии, Франции), где продолжал образование. Вскоре по возвращении в Петербург стал посещать "пятницы" Петрашевского; принял активное участие в составлении и редактировании 1-го вып. "Карманного словаря иностр. слов..." (1845) (см. Петрашевцы); однако по причинам, недостаточно выясненным, разошелся с Петрашевским. В 1845 сотрудничал в журн. "Финский вестник", весной 1846 стал редактором критич. отдела "Отечеств. записок", в 1847 сотрудничал также в "Современнике". В своих статьях М. обличал крепостничество, "восточный характер личных отношений", угнетенное положение женщины и т.д. Он высоко оценивал реформы Петра I, резко критиковал славянофильство, в к-ром видел реакц. утопию (см. "Обществ. науки в России", в кн.: Соч., т. 2, К., 1901, с. 43). Отстаивая идею сближения науки с жизнью, М. выступал как против "дуализма", под к-рым подразумевал непоследовательность мышления, "соединение несоединяемых идей" (см. тамже, т. 1, К., 1901, с. 253), так и против умозрительности отвлеченных теорий. В связи с этим он критиковал современных ему философов (в т.ч. Конта, чье влияние на М. нек-рыми исследователями преувеличивалось) и в особенности представителей нем. идеалистич. философии. Однако, критикуя филос. системы Канта, Шеллинга, Гегеля, М. недооценивал развиваемые ими идеи диалектики, к-рые в значит. мере оставались ему чуждыми. В воззрениях М. всегда были сильны элементы метафизики, к-рые в ст. "Стихотворения Кольцова" ("Отечественные записки", 1846, т. 49, No 11, 12) привели его к противопоставлению общенародного начала национальному: первое, по М., воплощает идеальную сущность человека, "черты общей человеческой натуры", второе – их искажение и деградацию (см. Соч., т. 1, с. 55). Таково же соотношение, по мнению М., между выдающейся личностью, к-рая содержит в себе черты "богоподобного человека" и не зависит от "обстоятельств", и массой, подчиняющейся этим обстоятельствам. Эти положения М. вызвали возражения Белинского, выступившего против "...безусловного или абсолютного способа суждения" М. (Полн. собр. соч., т. 10, 1956, с. 23). Идейные искания М., так и оставшиеся незавершенными, были прерваны его ранней смертью. Наиболее заметные изменения претерпели социально-экономич. взгляды М. Если в работе "Об отношении производительности к распределению богатств" (1842, опубл. 1889) М. борется с просветит. пониманием человека, пишет о несостоятельности теорий социалистов-утопистов и предлагает такое средство социального прогресса (т.н. "дольщина"), к-рое бы примиряло "интересы" как имущих, так и эксплуатируемых (см. Соч., т. 2, с. 79–80), то в последних своих статьях он явно симпатизирует утопич. социализму. Как лит. критик М. стремился развить идею историзма в подходе к художеств. произведениям, солидаризируясь здесь с Белинским. В частности, М. одним из первых в России выдвинул задачу создания историч. теории иск-ва, в к-рой исследовалось бы само "движение родов и видов" лит-ры (см. тамже, с. 198). М. был противником как классицизма, так и романтизма; последний он считал проявлением "дуализма". Новый этап развития рус. лит-ры он видел в творчестве Пушкина, Лермонтова и особенно Гоголя, к-рый явил собой "...торжество русского анализа, анализа мощного, бестрепетного и торжественно-спокойного" (там же, т. 1, с. 258). М. принадлежат глубокие суждения о творчестве A. B. Кольцова, Я. Г. Буткова, Герцена и особенно раннего Достоевского (ст. "Нечто о рус. лит-ре в 1846 г.", "Отечеств. записки", 1847, т. 50). Соч.: Критич. опыты, П., 1891. Лит.: Плеханов Г. В., В. Белинский и В. М., Лит-ра и эстетика, т. 1, М., 1958; Сакулин П., Рус. лит-ра и социализм, ч. 1, М., 1924, с. 212–26; ?ордовченко Н., Белинский и рус. лит-ра его времени, М.–Л., 1950; Mакашин С., Салтыков-Щедрин, т. 1, 2 изд., М., 1951, с. 221–24, 230–37; Кийко Е. Н., В. Н. Майков, в кн.: История рус. критики, т. 1, М.–Л., 1958; Усакина Т. И., Чернышевский и В. М., в кн.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы, [т. ] 3, Саратов, 1962; Манн Ю., В. М., "Вопр. лит-ры", 1963, No 11. Ю. Манн. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.