МАЙЯ

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Майя
у древних индийцев — обольстительный образ или облако обольстительной идеи, в которое когда погрузился и засмотрелся парабрама (индийское первобожество), то от этого увлечения произошел мир.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Майя
понятие древней и средневековой индийской философии; имеет несколько значений, среди которых наиболее значимое – иллюзорность всего чувственно воспринимаемого мира, скрывающего под своим многообразием истинную сущность Брахмана (космическое духовное начало, безличный аб солют) как единственную реальность.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Майя
древняя цивилизация в Мексике. Многие писатели- оккультисты связывают развитие цивилизации, чайя и древней цивилизации Египта с общим источником - Атлантидой. В действительности цивилизация майя появилась многие столетия спустя после падения древнего Египта и никогда не достигала уровня технологий египтян.

Источник: Новые религиозные движения.

МАЙЯ
санскр.) — иллюзия, обман: в инд. мифологии — способность сверхъестеств. существ (богов, демонов, духов) к изменению своего облика; в ряде филос. систем, возникших в рамках инд. традиции (вишнуизме, буддизме),—иллюзорность бытия как одно из ключевых понятий, с помощью к-рого осмысливается Вселенная.

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

МАЙЯ
инд. слово, означающее иллюзию): в Веданте и индуистской философии — обычно комплекс желаний, индивидуальных наклонностей, не позволяющих нам увидеть нашу истинную судьбу. Майя — это «покров иллюзии», наподобие миража в пустыне. В буддийской философии обозначает низшую степень познания (что характерно и для философии Шопенгауэра, опиравшегося на индуистскую мысль).

Источник: Философский словарь

Майя
греч.) – «матушка», «кормилица» – старшая из плеяд, нимфа гор, дочь Атланта и Плейоны, мать Гермеса. М. была воспитательницей Аркада, сына Зевса и нимфы Каллисто. Вместе с сестрами была превращена в созвездие Плеяд. Римляне отождествляли ее с богиней Майей – супругой Вулкана и матерью Меркурия, покровительницей плодородной земли, от имени которой появилось название месяца мая.

Источник: Мифологический словарь

МАЙЯ
1) в буддизме мать царевича Гаутамы, будущего Будды; 2). филос. категория в различных направлениях индуизма и буддизма: а) причина видимости, кажимости, иллюзорности мира, особая сила бога, с помощью к-рой вечный, бесконечный, единый Брахман предстает конечным, множественным, изменчивым, т. е. причина, дающая возможность видеть единое во многом и многое в едином; б) М. - это скрытое желание бога создавать видимость существования.

Источник: Атеистический словарь

Май
кит.)  – огромный страшный змей, царь над всеми змеями. Позже М. стал называться один из видов драконов – дракон с четырьмя когтями. М. изображали на парадных халатах высших сановников и придворных (император же надевал халат с вытканными драконами-лун с пятью когтями). За особые заслуги сановнику могли пожаловать право носить халат, на котором выткан М. с пятью когтями. В таких случаях изображение дракона называли Ман-учжуа («пятикоготный М.»).

Источник: Мифологический словарь

МАЙЯ
1. В индуизме - непостижимая магич. сила, приписываемая богу, как богу-творцу. По учению, получившему особое развитие в филос. системе веданта, бог рассматривается как единств, реальность, а мир, воспринимаемый нами, истолковывается как чистая видимость, иллюзия, создаваемая богом с помощью М. Т. о., учение о М. - один из видов объективного идеализма. 2. В буддизме М. - имя матери Будды, образ к-рой в будд. лит-ре характеризуется полумифич. чертами.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МАЙЯ
(санскр. ma–ya–, тиб. sgyuphrul, sgyu ma, иллюзия, обман, марево) — 1) имя земной матери Будды; 2) понятие махаянской философии, характеризующее восприятие Абсолюта (который называется по-разному, например, Дхарма-кайя) несовершенными существами. Если Абсолют — это неделимое (адвайта), то М. — это неисчислимое множество форм, уровней, сторон и т.д. Впрочем, понятие «М.» как обманчивого покрова знакомо было и творцам упанишад (например, Чхандогья упанишада, VIII, 3, 1).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Майя
др. – инд.) – 1. В ведийской мифологии – иллюзия, способность перевоплощения и кажущаяся смена облика. Применительно к богам означает положительную магическую силу, чудесную метаморфозу, а применительно к демонам, асурам – обман, подмена. 2. В вишнуизме – иллюзорность бытия и Вселенной, воплощенной в Вишну, действительность, воспринимаемая как греза божества. 3. Зодчий асур, один из дайтьев, сын Випрачити и Дити, построивший для асур город-крепость Трипуру.

Источник: Мифологический словарь

МАЙЯ
инд. слово, означающее иллюзию): (санскр.): означает относительность, относительную правду, творимый разумом и физической силой мир, не дающий полного представления о реальности; неистинный, иллюзорный мир, создаваемый неведением, в противоположность тому неконвенциальному, нераздельному бытию, который стоит за ним и который, с точки зрения буддизма, и есть истинная реальность. В буддийской философии обозначает низшую степень познания (что характерно и для философии Шопенгауэра, опиравшегося на индуистскую мысль).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

МАЙЯ
впервые встречается в инд. текстах упанишад и брахманах) - имя богини, которая воплощала принцип обмана в мире. Майя - инд. слово. Оно обозначает также искусство, посредством которого вызываются чудеса, или же сами эти чудеса. Наконец, в философии Шанкары "майя" является обозначением "перевертывающего" (виварта), преобразующего принципа, определяющего существование мира. На Западе это слово стало известно благодаря шопенгауэровскому выражению "покрывало Майи", которым тот хотел выразить иллюзорный характер мира (см. также Индийская философия).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Майя
санскр. «созидательная иллюзия»), центральное положение индуизма, которое получало разные значения в зависимости от эпохи: в Ведах оно обозначает созидательную мощь творящего мир бога; в общей Веданте указывает на иллюзорность того же самого процесса. Чувственный мир представляется майя в том смысле, что его множественность, будучи сведена к единству, имеет лишь ограниченный онтологический статус. Неоплатоники использовали негативное понятие гойтейя («чары»), которое сходно с майя, поскольку в обоих случаях речь идет о создании иллюзорных образов.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

МАЙЯ

        (колдовские чары; наваждение) — в адвайта-веданте понятие, объясняющее (точнее, называющее, ибо М. совершенно необъяснима) мир как только-кажимость, только-явление. Мир нереален, реален лишь Брахман. То, "почему" мир кажется миром, а не Брахманом, и есть М.; хотя, будь это причиной, это было бы чем-то сущим, что неверно. Если философствовать лишь об отношении безличного Брахмана и мира, то М. несказанна: ни тождественна Брахману, ни отлична от него. Окачествленный же Брахман, т. е. Господь, обладает М. как способностью, силой как-бы-творения мира. Понятие "М. " резко критиковалось иными школами веданты.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

МАЙЯ
(Maya) (первоначально название индейско-мексиканского народа; в индийской философии тоже встречается название Maia [санскр.]) — в индийских священных текстах это имя богини, которая воплощала принцип обмана и волшебства в мире. Индийское слово «майя» обозначает также искусство, посредством которого вызываются чудеса, или же сами эти чудеса. Наконец, в философии Шанкары «майя» является обозначением «перевертывающего» (виварта), преобразующего принципа, определяющего существование мира. На Западе это слово стало известно благодаря выражению «покрывало Майи», которое употреблял Шопенгауэр, стремясь выразить иллюзорный характер мира.
R D. Devanandan. Concept of M., London, 1950; R. Reyna. The Concept of M. from the Vedes to the Twentieth Century. London, 1962.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МАЙЯ
сс. Сила Брахмана. Магия. Иллюзия. Мираж. Марево. Обман. С помощью майи Брахман творит из себя мир. Майя не создает сама иллюзорные объекты, она либо скрывает часть информации о мире, прикрывая объекты пеленой, покровом (аварана), либо рассеивает информацию, делая часть объекта невидимой, рассеянной (викшепа). При этом мир предстает как обманчиво раздробленный, множественный, тревожный. В адвайта-веданте майю связывают с божественной игрой (лила), которая заставляет человека мучительно искать то, что видно и известно богу. Неведение (авидья) — главная причина того, что человек видит мир не таким, каков он есть на самом деле. Суть майи непознаваема, необъяснима (анидершья, анирвачанья). Майявада — учение об иллюзорности мира. В учении буддизма утверждается, что избавиться от иллюзии можно, только преодолев неведение интуитивной мудростью (праджня). Как суффикс майя указывает на полноту качества, например анандамайя — полное блаженство. Майя — собственное женское имя. Мать Будды Шакьямуни звали Махамайей (Великая Майя). Имя восходит к богине-матери времен харапской культуры (III тыс. до н.э).

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

МАЙЯ
У индийцев свойственная сверхъестественным существам способность к перевоплощению; шире — иллюзия. У богов майя — чудесное превращение, добрая магическая сила. У демонов же это некая хитрость, коварная подмена, обман. Нередко майя персонифицируется и тогда выступает как женщина небесного происхождения, жена сначала демона Шамбары, а затем — своего воспитанника Прадьюмны, сына Кришны. В вишнуизме майя — иллюзорность бытия; реальность понимается как греза Вишну, а мир — как божественная игра. Как сказано в комментариях к «Вишну-пуране», майя — «мировая иллюзия, окутывающая разум живых существ и препятствующая постижению ими истинной сущности мира».
Кроме того, Майя — греческая горная нимфа гор (ореада), старшая из семи Плеяд — дочерей Атланта. По Гесиоду, в гроте аркадской горы Киллена Майя сошлась с Зевсом, от которого родила Гермеса. По Аполлодору, она также воспитывала сына Зевса и нимфы Каллисто Аркада.
Римляне отождествляли Майю с италийской богиней Майестой, покровительницей плодоносной земли, по имени которой назван месяц май.
В эллинистическо-римскую эпоху Майя считалась супругой Вулкана и матерью Меркурия.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

МАЙЯ
одно из важнейших понятий индуизма. Слово «майя» имеет множество значений: хитрость, уловка, иллюзия и т. д. Понятие М. появляется уже в Ригведе, где оно обозначает магическую силу трансформации, которой наделены некоторые боги, прежде всего Варуна. В упанишадах и Бхагавадгите М. — это сила изменения вещей и образования мира. Особое значение понятие М. приобрело в веданте: так, Шанкара понимал М. как мировую иллюзию, морок, настолько обволакивающий единственную реальность — Брахмана, что последний видится как мир множественных вещей. Сама же М. находится на границе между реальностью и нереальностью и в принципе непостижима. Знающий понимает М. как проявление игры (лила) Брахмана. Кришнаизм использует понятие М. в смысле бессознательной материальной энергии, подчиненной Кришне. В тантризме М. — это один из аспектов Шакти, способствующий проявлению мира; здесь М. видится как реальная и материальная сила, действующая в полном согласии с волей Шивы. Тем не менее в садхане тантрист стремится преодолеть М. и выйти к более тонким формам энергии. В кашмирском шиваизме (см. Трика) М. понимается как сила, ограничивающая божественную полноту и создающая условия для закабаления духа; М. представлена как одна из ступеней развертывания мироздания. Кроме того, М. — это и одна из трех основных преград, мешающих духовному развитию; она заключается в неверном восприятии духом себя как телесно-психического субъекта.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

МАЙЯ
одно из центр. понятий в инд. философии, имевшее на разных ее этапах различное содержание. Первоначально термин "М." имел магич. и культовое значение. В Ригведе он обозначал могуществ. силу богов и демонов, их способность совершать сверхчеловеч. поступки и действия, напр. вызывать дождь, перевоплощаться, с помощью различных хитростей и уловок побеждать своих врагов и т.п. "Индра, – говорится в Ригведе, – своей силой (майей) утвердил горы, извлек воду из облаков, удержал землю от падения" (Ригведа, II, 7, 5). В Упанишадах М. понимается обычно как магич. способность абс. духа (брахмана) к сотворению мира, материи, имеющих реальное существование; "...материя (природа) есть майя, а всемогущий является творцом этой майи" ("Шветашватара Упанишада", IV, 10). Новое значение М. приобретает в школе веданты. У Гаудапады (7 в.), а затем у Шанкары термин "М." употреблялся в значении иллюзии, видимости; под ним имелся в виду чувственно воспринимаемый материальный мир, будто бы лишь по незнанию (авидья) принимаемый обыденным сознанием за реально существующий. Согласно веданте, все многообразие мира – это иллюзия, видимость, т.е. М., скрывающая истинную природу брахмана, подобно тому, как простая веревка кажется иногда змеей. Когда человек с помощью священного писания и интуиции постигает, что только брахман обладает единств. реальностью, то с его глаз как бы спадает пелена М. и исчезает множественность мира. "Для того, кто достиг состояния истины и реальности (т.е. Брахмана), весь видимый мир исчезает". (Веданта-сутра-бхашья, II, 1, 14). На позднейших этапах развития веданты среди ее последователей, особенно у Рамануджи, возрождается характерная для Упанишад трактовка М. как способности брахмана к сотворению мира, обладающего реальным существованием. В европ. философии большое внимание анализу понятия "М." с идеалистич. позиций уделяли А. Шопенгауэр и его последователь П. Дейсен. Лит.: Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана, М., 1961, с. 567–709; Shastr? [P. D. ], The doctrine of M?y? in Vedanta, L., 1911. H. Аникеев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАЙЯ
санскр.), в др.-инд. мысли магич. сила сотворения, иллюзия, видимость. Слово и понятие М. имеют длит. историю развития. В «Ригведе» М. обычно означает обман, хитрость, колдовство, чары, враждебную магич. силу (если речь идет о демонах), божеств. магич. силу (если речь идет о богах); иногда передает идею изменения, превращения, чуда, связанного с подобными трансформациями (вероятно, значение «изменение» было исходным). Концепция М. была развита в веданте - прежде всего в монистич. адвайта-веданте. Для Шанкары М. как магич. сила сотворения феноменального мира неотделима и неотличима от бога (подобно тому, как сжигающая сила огня неотделима от самого огня). С помощью М. бог вызывает к жизни (правда, мнимой, иллюзорной, воспринимаемой лишь эмпирич., «средним» сознанием) весь мир объектов, к-рому человек, не обладающий подлинным знанием, склонен придавать статус реальности. Человек, не преодолевший незнания - авидъи, поддается божеств. иллюзии М., благодаря чему подлинная и единая реальность оказывается скрытой или же искаженной через неверное соотнесение с чемто похожим. Бог, порождающий с помощью М. тварный мир, сам не определяется M.; M. вообще не является его внутр. свойством, это лишь некий способ действия, творч. энергия ишвары (или сагуны-брахмана), с помощью к-рой создается видимость; бог как чистое бытие (ниргунабрахман) лишен М. Подобно неразрывному единству брахмана и атмана, М. связана с авидьей как объективный аспект незнания с субъективным; М. вечна, как вечен ишвара, тогда как авидья может преодолеваться через познание.
Критика учения Шанкары о М. была дана Рамануджей, отрицавшим иллюзорность мира. Оригинальное учение о М. было развито в «Бхагаватгите» [М. как сила, создающая изменчивую природу ишвары, к-рый вместе с тем обладает и неизменностью брахмана; М. как шакти (энергия) ишвары и как способность к самостановлению; взаимозависимость М. и ишвары; пракрита и пуруша как низшая и высшая М. бога и т. п.]. В истории инд. мысли понятие М, входило в состав различных комплексов: М.-пракрити в упанишадах, М.-атман у Гаудапады, М.-шунья (пустота) у Нагарджуны и т. п. Понятие М.-иллюзии имело отклик и в европ. культуре и философии.

Источник: Советский философский словарь

МАЙЯ
санскр. maya — иллюзия, видимость) — в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, одновременно скрывающая истинную природу мира и помогающая этому миру проявиться во всем своем многообразии. Первое упоминание о майе содержится в «Прашна-упанишаде» (1.16), где она обозначает одну из божественных сил, способную создавать иллюзорные образы. В традиции веданты майя впервые появляется в «Мандукья-кариках» Гаудапады; именно здесь майя выступает как принцип, помогающий объяснить переход от реального, вечного и неделимого Брахмана к множественным и преходящим элементам мира. Вместе с тем у Гаудапады майя уподоблена иллюзорному сновидению, которое омрачает сознание отдельной души; выход за пределы майи рассматривается как «пробуждение» к истинному знанию. Концепция майи играет ключевую роль в адвайта-веданте Шанкары. Единственная реальность признается здесь за чистым Атманом-Ърахманом, лишенным свойств и определений (ниргуна); с точки зрения «высшей истины», с этим Брахманом никогда ничего не происходило, вселенная же обязана своим появлением грандиозной «космической иллюзии» — майе, которая и создает миражную кажимость предметов и многочисленных душ. Майя целиком зависит от Брахмана и рассматривается как его «сила», творческая потенция (шакти). Одновременно майя полностью совпадает с авидьей, т. е. «неведением» — не просто омраченностью отдельного сознания, но единственным способом нашего восприятия и рассуждения, вивартой (кажимостью), алхьясой (наложением) и т. д. Майя не обладает той же степенью реальности, что высший Брахман, однако она не может считаться и полностью нереальной; сама майя, равно как и вселенная, обязанная ей своим феноменальным существованием, рассматривается в адвайте как «сад-асад-анирвачания», т. е. «не определимая в категориях реального и нереального». В Комментарии на «Брахма-сутры» Шанкара выделяет шесть главных свойств майи: эта сила «лишена начала» (анади), т. е. не имеет временных границ; она пресекается только истинным знанием (джняна-нивартья); она одновременно действует как «сокрывающая завеса» (аварана) и принцип «дробления» (викшепа), т. е. сила, проецирующая все многообразие мира: она принципиально «несказуема» (анабхилапья, анирвачания); она представляет собой некую положительную сущность (бхава-рупа), а не просто голое отрицание высшей реальности; наконец, ее локусом и опорой (ашрая) является одновременно индивидуальная душа и высший Брахман. Если для Шанкары было принципиальным отождествление майи и авидьи, то позднейшие адвайтисты считали майю скорее онтологическим и космологическим основанием мира, тогда как авидья для них отражала степень неведения отдельной души. Вишишта-адвайта выступает с резкой критикой адвайтистской версии майи; Рамануджа считает учение Шанкары о майе прямой уступкой буддизму. Из «семи возражений» (сапта-анупапатти), выдвинутых Рамануджей против адвайты, главным можно считать как раз вопрос о «вместилище» (ашрая) и источнике майи. Для самого Рамануджи майя — это волшебная и благодатная сила Ишвары, благодаря которой он реально творит мир. В шиваизме кашмирском майя считается вечной и реальной энергией Шивы, благодаря которой развертывается иерархически организованная лестница сущего. Майя по существу персонифицируется здесь в образе Шакти — возлюбленной Шивы, которая олицетворяет собой свободное творчество Господа, его космическую «игру» (лила).
Лит.: Devanandan P. D. The Concept of Maya. L., 1950; Hacker P., Eigentumlichkeiten der Lehre und Terminologie Sankaras: Avidya, Namarupa, Maya, isvara. — «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», №100, 1950, S. 246-86; Idem. Vivarta: Studien zur Geschichte der illusionistischen Kosmologie und Erkenntnistheorie der Inder. — «Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Abhandlungen der Geistes- und Sozialwissenschaftlichen Klasse». Wiesbaden, 1953, № 5, S. 187—242; Cobum T. Encountering the Goddess. Albany, 1991.
H. В. Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия

МАЙЯ
санскр. "иллюзия", "обман") - один из основных терминов, относящихся к фундаментальным миросистемным представлениям индуистской и буддииской религиозно-философских традиций Впервые встречается в Ведах в качестве характеристики способности богов (дэва), демонов (асура, ракшас) и стихийных духов принимать обличья, необходимые для действий в посюстороннем мире. В сходном смысле M широко употребляется в Пуранах ("сказания о древнем"), эпосе, местном фольклоре. Так, по сюжету "Рамаяны" ракшас Равана похищает Ситу, приняв облик святого-аскета. В этом случае смысл М. не выходит за пределы характерного для мифических и сказочных традиций мира принципа "всеобщего оборотничества", магической силы перевоплощения. Уже в раннеиндуистской (брахманистской) традиции М. получает все более широкое значение. Формируется персональный образ многоликого, полиморфного божества Майя, не игравшего, впрочем, важной роли в религиозно-культовой практике. Концептуальное и категориальное оформление М. получает в ходе разработки буддистского вероучения и философского мировоззрения. В раннебуддистских сутрах М. становится одним из основных инструментов преодоления ортодоксальных брахманистских представлений о мире как реально сущем теле Брахмы, Праджапати, Пуруши, структурированном по аналогии с варновой социальной системой. Благодаря этому иерархическому принципу, исполнение социальных предписаний каждой варны приравнивалось к сакральным действиям, включая изучение и поклонение ведическим текстам для самих брахманов. Буддизм радикально отвергает социоцентризм такого рода, объявляя всю целокупность феноменального существования иллюзорной Осмысление внешнего предметно-акционального мира как M. - первая ступень "срединного пути", провозглашенного Буддой в качестве пути к спасению. "Ложное сознание", воспринимающее М. как реальность и являющееся одной из причин страдания, помимо эгоцентрической направленности, характеризуется невежеством (авидья). Последнее включает и веру в очистительную силу сакральных текстов, очистительных ритуалов, жертвоприношений, посредничества брахманов и аскетов в обращении к богам и т. д. Преодоление суеверий, страстей, аффективных желаний и "демонов страха", руководящих "ложным сознанием", открывает путь созерцанию мира как всепроникающего потока дхарм, вечного становления и изменчивости. Постигаемая на этом пути истинная реальность - духовное бытие - полностью актуализуется лишь в нирване Ранний буддизм (хинаяна) в целом удерживает присущее большинству религиозно-философских традиций представление о субстанциональности духовного и вторичности телесно-материального. С развитием махаянистских направлений концепция М. распространяется и на духовную сферу Так, в учении школы йогачара (II в. н. э.) разрабатывается тезис о тотальной ирреальности бытия: феномены внешнего мира суть образы, порожденные монашеской медитацией. Все многообразие дхармического движения сводится к модусам единого и невыразимого "сознания-сокровищницы" (алаявиджняны), соотносящегося с иллюзорными манифестациями миров кармы. Это сознание лишь потенциально обладает субстанциональностью, тяготея стать "таковостью" (татхата) - нирваническим не-состоянием, элиминирующим всякое движение и различие. Тем самым всякое сознание порождает ошибочные представления и подлежит классификации в качестве М., будучи неизбежно формой движения (восприятия и конструирования идей). Йогачара радикализует буддологические представления, оспаривая телесно-элементарный субстрат природы Будды Гаутамы: тело последнего в земном существовании есть лишь видимая форма (нирманакая), принятая извечным Абсолютным Буддой для общения и спасения людей. Сам абсолют был и остается трансцендентным, оказываясь в посюстороннем мире проявлением М. Эти мотивы сопряжены с фундаментальной концепцией пустоты (шунья, шуньята), разработанной Нагарджуной (предположительно I - II вв. н. э.). Согласно его положениям, все сущее и являющееся в качестве такового есть пустота, включая дхармы и дхармический субстрат сознания. Все порождения сознания - "зависимы" и "связаны" со "здесь-бытием", или М. Следовательно, знаково-символические системы любого рода (особенно понятия - озвученные или записанные) никак не соотносятся с истинной реальностью, не позволяют достигать ее даже в сфере представления. Отсюда - сомнение в необходимости сакральных текстов самого буддизма, знаковая форма которых скорее затемняет их смысл и может служить лишь подготовительным этапом для "вступившего в поток". Эта концепция (апоха), введенная Дигнагой (VI в.), стала концептуальным базисом чань/дзэн школ Китая и Японии. В учении Бодхидхармы (ум. 528) обосновывается путь к просветлению не через ученость и предписанную добродетель, а посредством синтеза медитативной интуиции и повседневно-практической деятельности. Наставник чань Даои (701 - 788) утверждает тождественность повседневной речевой и деятельной практики "деяниям Будды". Соответственно, всякого рода представления о реальности "небесного Будды", нирваны, трансцендирующего восхождения суть проявления того же порядка, что и М. В последующей чань/дзэн традиции укрепилась максима "Увидишь Будду - убей Будду", ориентированная на радикальное разрушение свойственного религиозному сознанию пиетета перед сакральным, божественным, сверхсущим. Концепция М. в чань-буддизме в определенных аспектах смыкается с фундаментальным даосским принципом у-вэй - недеяния, сила которого черпается в безмолвии и отсутствии. Внешне упорядоченное и подвижное бытие скрывает горизонт истины, погруженность в него отсекает от естественности, порождает суетность и, как следствие, неудовлетворенность. Просветление (в понимании, свойственном традиции чань) не есть результат последовательного процесса и не может быть транслировано посредством знаковой дискурсии, подражания и почитания. Вне столь широко определяемой сферы М. находится лишь подлинное тело Будды - дхармакая, тождественное универсуму-абсолюту, равносущее во всем живом, данное в нем как непрояснимая и невыразимая татхата. Отсюда истекают кардинальные формулы махаяны - "Будда и обычный человек - одна сущность" и японской школы Сингон-сю - "Стать буддой в этом теле", направленные на внерациональное раскрытие "внутреннего" дхьяни-будды или бодхисаттвы в каждом человеке. В отличие от буддизма, неортодоксальная традиция джайнизма фактически не придает значения концепции М., утверждая реальность и плюральность субстанции. Единая субстанция вечна и постоянна, множественность явлений - ее модусы. Помраченность бытия как бытия души полагается "зараженностью" последней материальными частицами. Познание реальности и избавление от страстей и пороков обеспечивают освобождение. Обе задачи решаются обращением к текстам учителей-тиртханкаров и. почитанием их авторитета. Вместе с тем, в философии джайнизма в качестве иллюзорного рассматривается бытие Бога (в силу невозможности достоверного знания о нем). В формирующейся с учетом опыта буддизма и джайнизма классической индуистской мысли идея М. приобретает важное значение и концептуальную оформленность. В школе адвайта-веданты, основанной Шанкарой (ок. 788 - ок. 820), понятие М. приобретает двоякий смысл: для Бога М. - желание создать "магическую видимость" творения, зафиксированную в текстах ранних Вед; для большинства людей М. - неведение, порождающее иллюзию. Во втором случае синонимом М. являются понятия аджняна (неосознанность) и авидья (неведение). Шанкара утверждает, что М. в качестве магической силы Бога не является его атрибутивным признаком, т. к. Бог в состоянии произвольно ею распоряжаться - вплоть до отказа. Вместе с тем, М. не составляет особой субстанции или сущности в Брахмане, будучи неотделимой от него как сила обжигания - от огня или сила воления - от волеполагающего разума. Шанкара рассматривает М. как некий материальный элемент божественного первоисточника - пракрити. Именно она и есть миросозидательная основа; хотя само творение мира в данном случае - лишь видимость изменений (виварта-вада). Объекты мира возникают из М. эволюционным путем, комбинации "тонких первоэлементов" порождают множественное сущее. Но мудрый и знающий тождественность мира и Брахмана не поддается на уловки М., непосредственно видя божественное первоединство сквозь "покрывало майи". В теории адвайта-веданты разрабатываются положения, развивающие смысловые мотивы концепции М.: "следствие не отличается от причины", "форма и качество не отличаются от субстанции", "истинное бытие потусторонне и неизменно для всех объектов", "бытие есть самовыявление сознания", "истинное бытие есть бытие Бога, или Брахман". Исходя из этого, Шанкара постулирует рядоположенность "сновидческого опыта" и "опыта бодрствующего сознания", т. к. оба они суть разные стороны М. Следовательно, мир (предстающий в трех аспектах - видимом, эмпирическом и абсолютном) принципиально неописуем (анирвачанья), не может считаться ни реальным, ни нереальным: "Все частные способы бытия с различными именами и формами реальны как бытие, но нереальны как частности" (Чхандогья, 6.3.2.). Целевой аспект мира и жизни выражен в необходимости "исчезнуть в бытии" с тем, чтобы обрести истинную самосущность: тело нереально, реально только сознание, но как самотождественность сознанию Брахмана. Постижение и достижение этого суть вечное пребывание в блаженстве самосущего и абсолютного сознания. Впоследствии учение адвайтаведанты было объявлено сверхфилософией и единой мировой религией Рамакришной (1834 - 1886) и Вивеканандой (1862 - 1902). В отличие от Шанкары, Рамануджа (ок. 1056 - 1137) рассматривает М. как реально существующую магическую силу и потенцию Бога, его способность творчески воздействовать на собственный материально-элементарный субстрат (пракрити). Следовательно, творение мира - реальный божественный акт, а сам мир - отнюдь не иллюзорен. М. не может быть вне понимания реальности, вне начала, вне основы. Ее непознаваемость связана не с запредельностью природы, а с реальными трудностями представления и познания иллюзорных объектов, так что М. лишь неопределима, но не беспредельна и безначальна (анади). Брахман включает в свою природу чистую материю и ограниченные (отдельные) души. В чистом виде он - непроявленная каузальность, в объективированном виде - тождествен миру объектов и одушевленных форм. Бог и человек тождественны и различны: тождественны, ибо человек есть воплощенный Бог, различны, ибо существуют в разных модусах. Освобождение души достигается праведной жизнью и преодолением иллюзии полного различия человека и Бога. В других школах индийской ортодоксальной философии проблема М. решается и разрабатывается в различных аспектах. Так, согласно учению ньяя, аналогом М. может быть заблуждение - отождествление Я с телом, чувствами и умом (манас). Сходным образом рассматривается М. и в школе вайшешика, вместе с ньяя утверждающей реальность элементов мироздания. Хотя элементы (буддхи) вечны, их комбинации - временны; вера в стабильность и вечность мира может характеризоваться как М. Санкхья объявляет главной причиной страдания неведение - неспособность отличить Я от не-Я. Чистое едино-множественное Я (пуруша) свободно от любых проявлений движения, изменения и неудовольствия. Состояние зависимости Я от не-Я (тела, ума, мира объектов) и есть М. Согласно философии йоги, страдание вызывается пятью причинами: невежеством, отождествлением Я с разумом, жаждой удовольствий, страхом боли, страхом смерти. Эти присущие индивидам свойства являются вариантом М., скрывающей истину и путь к освобождению. Некоторые школы мимансы выдвигают тезис о том, что вера в реальность бытия Бога является следствием М. В целом разнообразные концепции М. соответствуют одному из основных стимулов индийской религиозно-философской мысли: обоснованию пути к освобождению личного Я от связей и зависимостей изменчивого и нестабильного мира, порождающих страдания, помраченность, ограниченность и невежество.
Е. В. Гутов

Источник: Современный философский словарь

Похожие термины:

  • МАЙЯ Жозеф-Франсуа-Ма-ри-Анн де Мойрияк, де

    1669-1748. Священник-иезуит, переводчик. Создатель наиболее полной для своего времени "Всеобщей истории Китая" (т. 1 - 13, написана в 1731 -37, опубликована в 1777 - 85). В ее основу положил историч. свод, созданный
  • Майя (Майеста)

    В древнегреческой мифологии Майя (Майеста) – нимфа горы Киллены и старшая из Плеяд, дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. Сестра Алкионы, Келено, Меропы, Стеропы, Тайгеты и Электры. Вместе с се