МАХИЩАСАКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МАХИЩАСАКА
(санскр. mahësa–saka, тиб. mang ston pa, sa stong gyi sde, наставление земли) — ранняя буддийская школа (возможно древнейшая) последователей Пураны, который на первом Буддийском соборе (IV в. до н. э.; см. Буддийские соборы) отказался признавать авторитет первого варианта Виная-питаки, заявив, что будет следовать тем правилам поведения, которые сам слышал от Шакьямуни. Главным наследием Будды М. считала Сутра-питаку. Школа успешно действовала миссионерски. Её монастыри обнаружены на юге Индостана, в Юго-Восточной Азии. Также, по свидетельствам китайских паломников VII в. (Сюань Цзан, И Цзин), она присутствовала в Центральной Азии (Хотан, Уддияна) и на Шри-Ланке. В буддийских текстах («Катхаватху», «Махавибхаша» и др.) приводятся положения М. и фрагменты полемики с другими школами.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

МАХИЩАСАКА
санскр., в будд. традиции — «устроители Земли», махищасака—«те, к-рые направляют») —самая древняя из 18 школ раннего буддизма. Образование М. будд. традиция связывает с монахом по имени Пурана, к-рый по окончании 1-го сангити (в Раджагриха, 6—5 вв. до н. э.) сохранил проповеди Будды такими, какими он слышал их от самого Учителя. Кроме того, Пурана настаивал на включении в Виная-питаку 7 дополнит. правил, к-рые были отвергнуты старейшинами сангхи. Сакральным цветом М. считался голубой. Из свящ. текстов махищасаки отдавали предпочтение Сутра-питаке. Основа воззрений школы М.— учение о мгновенности просветления (экакшаника-бодхи). Благую карму М. считала источником прекращения существования. Дар, сделанный сангхе, согласно их учению, является более ценным, чем дар Будде, поскольку Будда отождествлял себя со всей сангхой. М. уделяла спец. внимание практике медитации (самадхи). Расцвет школы приходится на период правления династий Сатаваханов (2 в. н. э.) и Икшваков (3 в. н. э.). Особое покровительство М. оказывали члены царского рода Эхувулы Чамтамулы из династии Икшваков. В 5 в. н. э. М. пользовалась покровительством хотанского правителя Торама Шаха. М. получила распространение в Юго-Вост. (2 - 3 вв. н. э.) и Сев,-Зап. (5 в. н. э.) Индии, Цент. Азии и Китае (4 в. н. э.), В 7 в Сюаньцзан и Ицзин встречали последователей этой школы в Уддийяне, Хотане и на Ланке. Л. Р. Фурцева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь