МАХАЯДЖНЯМАХДИ

МАХАЯНА

Найдено 9 определений термина МАХАЯНА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАХАЯНА

Пали.) Школа; букв., "большая колесница". Мистическая

система, основанная Нагарджуной. Ее книги были написаны во втором

веке до Р.Х.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

Махаяна

санскр., букв. – большая колесница) – наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма. Возникнув в Индии, распространилось в Китае, Тибете, Японии и др. Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

МАХАЯНА (широкий путь спасения)

одно из главных направлений буддизма, сформировавшееся и получившее распространение в 1 в. Сторонники этого направления не считают монашескую жизнь единственным путем спасения. Спастись может не только монах, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства, возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиоведческий словарь

МАХАЯНА

санскр. – большая колесница) – название одного из двух гл. направлений в буддизме, возникшего в 1 в. н.э. в Индии. В М. на первый план выдвигаются культ обожествленного Будды и пышные религ. обряды. Укреплению позиций М. служили филос. школы мадхьямиков и йогачаров. В 1 в. н.э. началось распространение М. из Индии в Китай, оттуда в 4 в. в Корею, в 6 в. в Японию. Позднее махаянистский буддизм проник в Тибет, Монголию и Бурятию. Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Dutt N., Aspects of Mahayana Buddhism and its relation to Hinayana, L., 1930.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАХАЯНА

большая колесница, или широкий путь спасения) : направление буддизма, отрицающее реальность проявленного бытия, при чем не только «я» и мира, но и дхарм, из которых они образуются. Во Вселенной господствует шунья – универсальная пустота, определяющая страдания в мире и отсутствие ценности эмпирического бытия. В то же время нирвана внутренне присуща миру. Для этики махаяны характерна идея состояния, переходящего в идеал деятельного служения. Существует нравственный идеал бодхисаттвы, отказавшегося от нирваны ради спасения других людей. В отличие от Хинаяны Будда трактуется как сверхъестественное существо.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

МАХАЯНА

(Великая Колесница) — одно из основных направлений буддизма, также называемое северным буддизмом. Махаяна распространена в гималайском регионе, Тибете, Монголии, Китае, Корее, Японии, Вьетнаме и на территории Российской Федерации (Бурятия, Калмыкия, Тыва и ряд других регионов). Махаяна восходит к ранним буддийским традициям махасангхиков и локоттаравадинов. Начало ее формирования как самостоятельного направления относится к I в. до н. э. — I в. н. э., когда появляются первые махаянские сутры: тексты праджня-парамиты (см. «Парамита»). Главным в Махаяне является идеал бодхисаттвы (см.), основанный на бодхичитте (см.), а также метафизическое понимание природы Будды (см. Будда). В отличие от южного буддизма, или Тхеравады (см. «Хинаяна»), для Махаяны характерен пышный культ и развитая литургика, чин богослужений. Основными философскими школами Махаяны являются мадхьямака (см.) и йогачара (см.). В настоящее время существует две ветви Махаяны: дальневосточная, основанная на традиции китайского буддизма (Китай, Корея, Япония, Вьетнам), и тибетомонгольская (Тибет, Монголия, регионы традиционного буддизма в Россини, гималайский регион). Махаянская традиция народа неваров в Непале сохраняет элементы древнеиндийского буддизма, исчезнувшего в Индии в XIII в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Буддизм. Карманный словарь

МАХАЯНА

букв. Большая колесница) — направление в буддизме, иногда называемое «сев. будизмом». Именно этот вариант будд. учения распространился в Тибет, Монголию, Китай, Корею и Японию. М. выросла из раннего буддизма. Между этими двумя направлениями четкой разграничительной линии никогда не существовало. Учение раннего буддизма содержало все осн. концепции, к-рые затем развивались М. От хинаяны М. отличается большей религиозностью, обращенной скорее к интеллекту, чем к сердцу и интуиции. В позднем буддизме происходит усложнение культовых элементов и углубление доктринальной части учения, к-рое стараются представить в разл. формах, рассчитанных на все уровни сознания и все степени духовного совершенства. Для достижения спасения уже не обязательно вступать в сангху, та и сангха теперь больше напоминает корпус учителей, чем собрание монахов. Высшая реальность стала пониматься как скрываемая эмпирической, феноменальной реальностью. Целью тхеравады было достижение личного спасения, цель М. - достижение состояния бодхисаттвы,отказ от личного спасения ради того, чтобы помочь др. живым существам и привести их к освобождению. Закон кармы не столь всемогущ. Активным началом выступает не воля индивида, а помощь бодхисаттв. Новое истолкование получает концепция Будды: реальный Шакьямуни — не более чем воплощение сверхъестеств. извечного мирового принципа, орудие этого принципа. Число будд бесконечно, но существует их внутр. единство (см. Трикая). Махаянисты создали будд. пантеон бодхисаттв. Н. А. К.анаева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

МАХАЯНА

санскр., букв. - большая колесница, широкий путь спасения) — одно из двух осн. направлений буддизма, по-видимому, зародившееся еще в древности, но получившее распространение в нач. н. э. Основным в М. является положение о том, что спастись может не только монах, как утверждала хинаяна, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства (парамиты), возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. Монахи облегчают спасение, привлекая культовыми приемами бодхисатв, к-рые могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого из сострадания к живым существам, меняя их карму на более благоприятную. Согласно М., мир совершенно иллюзорен, реальна только нирвана, отождествляемая с «высш. абсолютом», миром первичных дхарм. В М. значит, место занимает учение о рае. Согласно М-, раев несколько, они подробно и красочно описываются в лит-ре М. и в проповедях лам, изображаются на иконах и в объемных макетах и значительно привлекательнее для рядового верующего, чем абстрактная, туманная нирвана. Все это способствовало распространению М. как по всей Индии, так и за ее пределами. Будда в М. из мудреца-учителя превращается уже в типичное божество. Бодхисатвы — его эманации. Осн. положения М. стремились подкрепить 2 религ.-филос. школы: йогачары и мадхьямики. Йогачары считали реальным только наше сознание, к-рос якобы и порождает все объекты внешнего мира. Погасив активность сознания, можно избавиться и от цепи перерождений (сансары). Мадхьямики не признавали реальным и само индивидуальное сознание. Реальна, с их точки зрения, лишь шуньята (пустота). Она бескачественна, не поддастся определениям, не может быть познана опытным путем, постигается лишь мистич. интуицией. Крупнейшими представителями мадхьямиков были Нагарджуна (2 в.) и Арья-дева (5 в.), йогачаров - Асана и Васубандху (5 в.). М. стала основой ряда школ и направлений более позднего буддизма за пределами Индии, в т. ч. и ламаизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

МАХАЯНА

санскр., букв.- большая колесница), крупнейшее, наряду с хинаяной, направление буддизма. Окончат. формирование М. относится к первым векам н. э. и связано с именами Нагарджуны, Асанги, Ашвагхоши и др. Расцвет М. в Индии - сер. 1-го тыс. н. э. Из Индии М. распространилась в сев. страны и утвердилась в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и др., получив название сев. буддизма (отд. секты на Яве и Суматре). Самые значит. филос. школы М. мадхьямика и йогачара. М. дала основание ряду сект. Наиболее известная - дзэн ,(кит. чань), образовавшаяся в Китае в 5 в. н. э., в наст, время чрезвычайно популярна в Японии. В 5 в. появляется ваджраяна - на,правление буддизма, аналогичное индуистскому тантризму, распространившееся в Тибете, Китае, Непале, Японии и др. Под его влиянием образовалось новое течение буддизма - ламаизм, укрепившийся в Тибете, Монголии, Калмыкии.

Среди осн. текстов М., кроме соч. религ.-догматич. содержания («Лалитавистара», «Саддхармапундарикасутра» и др.), посвященных гл. обр. мифологизированному образу Будды, тексты более филос. содержания: «Праджнапарамитасутры» («Сутры о высшей мудрости»), создававшиеся на протяжении 1000 лет, трактаты; отд. школ М., среди к-рых центр. место занимает «Мадхьямикакарика» Нагарджуны, и др.

Развитие М. связано с влиянием на буддизм, с одной стороны, брахманистско-ведийской культуры (расцвет М. совпадает с развитием религии и философии индуизма, в частности философии Шанкары), с другой - влиянием культурно-идеологич. комплексов сев. стран.

Центр. идея М.- совершенное отрицание реально сти «проявленного» бытия: не только «Я» и мира, но и элементов (дхарм), из к-рых они образуются. Плюралистич. универсум хинаяны был заменен Вселенной, понятой как целое, где ничего не возникает и не исчезает, а господствует одна шунъя, универсальная пустота, утверждающая своеобразный абсолютшуньяту (пустотность) и выражающая состояние отсутствия постоянного независимого начала во всем, состояние страдания и неценности всего существующего. Этот абсолют отождествляется с религ. реальностью М.- дхармакаей, тождественной с нирваной (истинным бытием, бытием «непроявленным»), утверждается эквивалентность эмпирич. бытия и абсолюта, тождество «непроявленного» и «проявленного» бытия, нирваны и мира, нирваны и сансары - неразличимость субъекта и объекта, психологического и онтологического, т. е. имманентность абсолюта (нирваны) миру. Отсюда понятие шуньяты оказывается означающим состояние простоты, отсутствия различий, многообразия эмпирич. бытия (т. е. уже явно позитивным), а понятие шуньи (пустоты) предстает как намек на невыразимость этого состояния простоты.

В этич. отношении особенностью М. является подчеркивание активных моментов в буддийском нравств. идеале доброжелательности; общая доброжелательность превращается в сострадание (каруна), переходящее в идеале в деят. служение; свидетельство этого - появление идеала бодхисаттвы (букв.- тот, чья сущность просветление, потенциальный будда), отказывающегося от покоя нирваны во имя помощи в ее достижении другим. Этот нравств. идеал является практич. выражением идеи общей связанности всех в абсолюте. Одновременно среди «совершенств» рядом с каруной упоминается праджня (мудрость, прозрение).

Будда из совершенного человека в раннем буддизме и хинаяне превращается в М. в существо сверхъестественное. Развивается понятие татхагаты (букв.- достигший совершенства), обладающего в отличие от безличного абсолюта праджней и каруной, в дальнейшем космич. концепция Будды, концепция трех тел (трикая), центр. место среди к-рых принадлежит дхармакае, символизирующей учение (закон) Будды, воплощенное в общности всего существующего. Доктрина трикаи появляется в ранней М., особое значение приобретает в поздней и в тантризме. Усложнение догматики привело к усложнению внешнего культа, особенно в тантризме и его разновидности - ламаизме.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме МАХАЯНА — 0

Найдено научныех статей по теме МАХАЯНА — 0

Найдено книг по теме МАХАЯНА — 0

Найдено презентаций по теме МАХАЯНА — 0

Найдено рефератов по теме МАХАЯНА — 0