МАДХЬЯМИКА, мадхьямакаМажор

МАДХЬЯМИКИ

Найдено 4 определения термина МАДХЬЯМИКИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МАДХЬЯМИКИ

Санскр.) Секта, упомянутая в "Вишну Пуране". Согласно

востоковедам, "буддийская" секта, но это анахронизм. В начале это

была, вероятно, секта индусских атеистов. Более поздняя школа под

этим названием, обучавшая системе софистического нигилизма,

который сводит каждое утверждение к тезису и его антитезису, а

затем отрицает оба, возникла в Тибете и Китае. Она принимает

несколько принципов Нагарджуны, который был одним из основателей

эзотерических систем Махаяны, но не их экзотерических пародий.

Аллегория, рассматривающая "Парамартху" Нагарджуны как дар Нагов

(Змиев), доказывает, что он получил свои учения от тайной школы

адептов, и что настоящие доктрины хранятся, следовательно, в

тайне.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

МАДХЬЯМИКА

санскр., от мадхья - средняя, срединная), шуньявада (санскр., от шунья - пустая, пустота), основная школа махаяны, наиболее значит. филос. школа буддизма вообще. Основы доктрины М. встречаются в «Праджнапарамитасутрах» («Сутрах о высшей мудрости»), систематизирование учения было осуществлено во 2 в. н. э. Нагарджуной и закреплено его учеником Арьядевой (3 в.). В дальнейшем М. разделилась на М.-прасангика (5-8 вв.), основанную Буддхапалитой и Дантапури и развитой особенно Чанд-ракирти (7 в.) и Шантидевой (8 в.) в Наланде (центре ср.-век. буддийской образованности и культуры), и М. -сватантрика, основанную Бхававивекой (6 в.), к-рая в свою очередь разделилась на две школы (первая соединилась с вайбхашикой, вторая - с йогачарой). Гл. источники - «М. -карика» Нагарджуны и комм. к ней «Прасаннапада» Чандракирти - пролегомены не только к М., но и ко всей махаяне.

В основе М. лежит отрицание реальности бытия дхарм и, т. о., наиболее радикальное в буддизме отрицание реальности внеш. мира и одновременно, в отличие от др. школы махаяны, йогачары, - реальности внутр. мира. М. утверждает, что признание существования всего - одна крайность, непризнание - другая, истина - в середине, что и есть шунья, т. е. пустота. М. определяет эту позицию как утверждение срединной т. зр. истинного буддизма (мадхья). Поскольку нирвана в системе М. предстает как истинное понимание мира, состояние шуньи, то для М. характерно подчеркивание тождественности абсолюта и мира (нирваны и сансары).

Особенностью школ махаяны, в частности М., является развитие собственно гносеологич. проблематики. Отрицая концептуальное, понятийное мышление, М. противопоставляет ему интуитивное прозрение (праджня), определяющее состояние шуньи, в к-ром нет дуализма субъекта и объекта и, в отличие от йогачары, принципа субъективности вообще. Для доказательства непригодности понятийного мышления М. выработала своеобразный «диалектич.» метод, приводящий категории разума к противоречиям и утверждающий неразличимость мышления и бытия. М. оказала влияние на веданту (философию Шанкары) - в формулировании учения о майе, иллюзии эмпирич. бытия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

МАДХЬЯМИКА

одна из филос. школ махаянистского (см. Махаяна) буддизма, существовавшая на С.-З. Индии во 2–9 вв. н.э. Основоположником М. был Нагарджуна. Он предложил метод "срединного пути" (санскр. мадхьямака – отсюда и назв. школы) – обнаружения противоречий в понятиях и опровержения их как "неистинных". Др. название школы "шуньявада" – учение о "пустоте" или о "неистинности" понятийного мышления. Последователи Нагарджуны развили его метод для защиты махаянистской философии и религии. Ученик Нагарджуны Арьядова (нач. 3 в.) в соч. "Трактат из 400 строф" ("Catuhs?taka") критикует атомистич. учение вайшешики, показывая, что атомы не могут быть ни вечными, ни непроницаемыми, ни воспринимаемыми. Другой последователь школы М. – Буддхапалита (ок. 5 в.), родоначальник школы прасангика, в своем "Комментарии к карикам. среднего учения" ("Mulamadhyamakavritti") опровергал противников путем выведения из их положений нежелательных следствий, т.е. посредством метода сведения к абсурду. Буддхапалита воздерживался от к.-л. положит. утверждений, в отличие от Бхававивеки (сер. 6 в.), к-рый дал своей школе имя сватантрика-мадхьямика, Используя достижения логики Дигнаги (см. Индийская логика), Бхававивека опровергал учения санкхьи, выступал с критикой йогачаров. Однако обе школы – М. и йогачары – придерживались идеалистич. учения о том, что высшее знание достигается сверхразумной интуицией. Крупнейший представитель М. – Чандракирти (7 в. н.э.) в соч. "Ясное слово" ("Prasannapad?"), "Введение в учение срединного пути" ("Madhyamak?vat?ra"), опираясь на учение Буддхапалиты, выступил за освобождение учения Нагарджуны от нововведений Бхававивеки. Чандракирти заявляет, что логика имеет только негативное значение. Она предназначается им для опровержения противников, а не для обоснования к.-л. тезиса. "Абсолютная реальность есть молчание святого". Последний философ М. – Шантидева в стихах "Вступление на путь просветленного" ("Bodhicary?vat?ra") воспевает истинное "Я", к-рое является чистым сознанием и ведет к чистому будде. Учение о "пустоте" т. о. становится почти неотличимым от объективного идеализма веданты. Школа прасангика получила наибольшее распространение в Тибете, Китае и Японии. Зен-буддизм, распространенный в настоящее время в Японии, ссылается на негативную диалектику М. Лит.: Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1–3, СПБ, 1857–69; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927; ?ryadeva, The Catuhs?taka, Calcutta, [1931 ]; La Vall?e Poussin L. de, Madhyamaka, в сб.: M?langes chinois et bouddiques, v. 2, Brux., 1933; Murti T. R. V., The central philosophy of Buddhism, L., [1955 ]; Frauwallner ?., Die Philosophie des Buddismus, В., 1956; Sharma Ch., A critical survey of Indian philosophy, L., 1960; Сonze Ed., Buddhist thought in India, L., 1962. И. Кутасова. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАДХЬЯМИКА

санскр. madhyamika, от madhya — средняя, срединная) — первая философская школа индийской махаяны. Основана Нагарджуной во 2 в. Название школы перекликается с понятием Срединного Пути (мадхьяма-пратипат), которое являлось наиболее древним и общим самоназванием буддизма. Другие названия школы: шунья-вада, или учение о пустоте, нихсвабхава-вада, или учение об отсутствии самостоятельной сущности.

Малхьямика возникла в условиях религиозно-идеологического соперничества с другими школами раннего буддизма и философскими течениями древней Индии. Историческое значение мадхьямики состоит в том, что ее мыслители распространяли и защищали в полемике идеи, принципы и основные положения Слова Будды, запечатленного в неизвестном дотоле цикле сутр «Совершенствования мудрости» («Праджня-парамита»; см. Праджняпарамиты сутры) и иных раннемахаянских источниках. Нагарджуна и его последователи редактировали и комментировали эти тексты, объясняя их ритуально-эзотерическое содержание, создавали трактаты, в которых посредством философских учений и логико-полемических приемов стремились передать религиозную сущность махаяны, доказать ее превосходство, как среди буддийских школ, так и среди всех религий Индии. Последняя функция осуществлялась также через участие в общественно-идеологическом строительстве путем непосредственного обращения с посланиями и наставлениями к имущим и царям с разъяснениями и махаянскими оценками всех сторон жизнедеятельности государства и поведения государя, его внутренней и внешней политики, образа мыслей и чувств. В Индии развитие мадхьямики продолжалось до окончательного исхода буддистов в Гималаи и Тибет в 12 в. По-видимому, уже в 3 в. учителя школы проповедовали в буддийских монастырях Центральной Азии, откуда сутры махаяны привозятся в Китай и переводятся. В конце 4 в. индиец Кумараджива основал здесь аналог мадхьямики под названием саньлунь-цзун (школа трех трактатов). Последняя приобрела широкую известность в конце 6 в. благодаря деятельности Цзицзана (549—623). Его корейский ученик Пикван в 624 прибыл в Японию, где создал местный аналог индо-китайской мадхьямики — санрон-сю. Но в Китае с 8 в., а в Японии с 9 в. школа приходит в упадок, а ее письменное наследие переходит к другим школам (особенно тяньтай-цзун и тэндайсю соответственно, которые существуют доныне). Второй путь распространения мадхьямики пролегал через Гималаи и Тибет, где в проповеди буддизма во второй половине 8 в. огромную роль сыграли крупнейшие ее представители Шантаракшита и Камалашила. Все школы этих стран в большей или меньшей мере изучают и практикуют мадхьямику до сих пор. Прямой наследницей считает себя школа гелуг (см. Ламаизм), нынешний духовный лидер которой Далай Лама 14-й постоянно выступает с лекциями по проблемам современной мадхьямики. В тибетском собрании переводов с санскрита трудов индийских мыслителей — Данджуре — особый отдел (17 томов энциклопедического формата) составляют комментарии к сутрам и философско-полемические произведения мадхьямики. Именно школа гелуг посвятила в буддизм все монгольские народы, в т. ч. калмыков и бурятов, а также тувинцев. Учителя этих стран оставили заметный след в тибето-монгольском буддизме. Т. о., мадхьямика является философской основой исторического российского буддизма. С кон. 80-х гг. 20 в. тибетские ламы помогают восстанавливать разрушенные монастыри и храмы России, а также создавать новые центры.

В индийской мадхьямике можно выделить определенные этапы, которые ознаменованы трудами философов, дополнивших методы полемики Нагарджуны. На первом этапе «количественного накопления» следует выделить творчество Арьядэвы и Буддхапалиты (5—6 вв.). На втором этапе все отрицающий, апофатический подход к аргументации идейных противников был дополнен Бхававивекой. который предложил выдвигать и доказывать собственный тезис (сватантра). В дальнейшем одни мадхьямики критиковали его, напр., Чандракирти, и настаивали на прежней методике, называемой прасанга (букв. — сведение к абсурду), другие (Шантаракшита и Камалашила), следуя Бхававивеке, привнесли в школу идеи и принципы йогачары — второй философской школы махаяны. Тибето-монголо-российская школа гелуг продолжает традиции прасангика-мадхьямики.

Философский вклад мадхьямики состоял прежде всего в переистолковании древнего буддийского понятия Срединного Пути. Если в раннем буддизме Путь прокладывался между крайностями религиозного аскетизма и религиозного обслуживания мирских запросов верующих, то в махаяне этот Путь реализовывался через уход от крайностей отрицания и утверждения по любому вопросу религиозной жизни. Такой образ мыслей и поведения объяснялся тем, что все в этом мире взаимообусловленно, лишено самостоятельной сущности, а потому пусто (шунья), иллюзорно (майя), относительно. Подлинная реальность (дхармата) и подлинная истина (парамартхика-сатья) не только не выразимы в любой системе знаков (самвритти-сатья), но они и не постижимы (ачинтья) известными средствами познания (примани), которые все не достоверны.

Для мадхьямики очень важны ситуационные моменты общения, адресат текста. Наиболее строгих правил Нагарджуна и его последователи придерживались в трактатах по логико-эпистемологической проблематике и в руководствах по полемике (напр., «Мадхьямика-карика»), в которых они (кроме сватантриков) не выдвигали тезисов и не делали никаких позитивных утверждений. Задача мадхьямики заключается в полной логической деструкции доводов оппонентов, в демонстрации абсурдности их основных положений, в «опустошении» главных категорий. Для этого последние анализировались посредством знаменитой буддийской тетралеммы (чатушкотика): А есть Б, А не есть Б, нет ни А, ни Б, нет ни не-А, ни не-Б, — и не выдерживали критики по тем или иным логическим критериям. Занятия такого рода текстовой деятельностью считаются, во-первых, реализацией подлинной истины, или абсолютной точки зрения, во-вторых, необходимыми для монахов, поскольку в них осуществляется махаянская практика сострадания (каруна): помочь освободиться от лжеидей и лжедогм заблудшим философам.

Тексты мадхьямики, предназначенные для широкой аудитории, отличаются от общебуддийских только тем, что дополняют их изложением махаянских доктрин. Гораздо более оригинальными являются произведения наставников, адресованные ученикам-монахам, в которых либо сжато формулируются религиозно-философские устои школы, либо даются практические советы по практике медитации (напр., «Четыре гимна буддам» Нагарджуны), либо разъясняются махаянские сутры. Здесь редко используются полемические приемы и апофатический стиль, а довольно ясно и доверительно сообщается, что мадхьямики учат недвойственному Абсолюту, называемому также Телом Закона Будды (буддха-дхарма-кайя), которое хотя и не описуемо, тем не менее постижимо в высшем состоянии мистической интуиции. Просветлении (бодхи). Последнее достигается в долгом Пути постепенного духовного совершенствования сострадания и мудрости (см. Праджня), накоплением нравственных добродетелей и глубоких созерцательных знаний. Путь этот длится не одно рождение и предполагает посвящение в бодхисаттвы — просветленные существа, преисполненные Любви (см. Майтри) ко всему миру.

В Индии философия мадхьямики оказала существенное влияние на формирование индуистской школы адвайта-веданта — влиятельнейшей с раннего средневековья до наших дней — и на буддийский тштризм. Во всех странах Центральной Азии и Дальнего Востока, где распространен преимущественно буддизм махаяны, мадхьямика самостоятельно или в синкретическом единстве с йогачарой играла и играет ведущую роль в философском дискурсе, а также в изобразительном искусстве и поэзии. Во второй половине 20 в. растет интерес к школе и в странах западной культуры, в значительной мере благодаря деятельности тибетских миссионеров.

Лит.: Frauv/allner E. Die Philosophie des Buddhismus. В., 1956; Robinson R. H., Early Madhyamika in India and China. Delhi, 1978; Murti T. R. V. The Central Philosophy of Buddhism. A Study of the Madhyamika System. L., 1980; RueggD.S. The Literature of the Madhyamika School of Philosophy in India. Wiesbaden, 1981; Santina P. Madhyamaka Schools in India. Delhi, 1986; NagaoG. The Foundational Standpoint of Madhyamika Philosophy, transi, by J. P. Keenan. N.Y, 1989; Cheng Hsuhe-li. Empty Logic. Madhyamika Buddhism from Chinese Sources. Delhi, 1991 ; Huntington С. W. with Geshe Namgyal W.ingchen. The Emptiness of Emptiness. An Introduction to Early Indian Madhyamika. Delhi, 1992.

В. П. Андросов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме МАДХЬЯМИКИ — 0

Найдено научныех статей по теме МАДХЬЯМИКИ — 0

Найдено книг по теме МАДХЬЯМИКИ — 0

Найдено презентаций по теме МАДХЬЯМИКИ — 0

Найдено рефератов по теме МАДХЬЯМИКИ — 0