ЛЮТЕРЛЮТЕР, Людер Мартин

ЛЮТЕР Мартин

Найдено 11 определений термина ЛЮТЕР Мартин

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Лютер, Мартин

1483–1546), немецкий монах-августинец, теолог и профессор Виттенбергского университета. Его выступление против общепринятых тогда религиозных доктрин и обрядов положило начало протестантской Реформации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

Лютер Мартин

1483-1546) - монах-августинец, глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства), отвергавший идею о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между богом и человеком. Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения, которое даруется непосредственно богом (тезис "об оправдании одной верой"), а задачу новой церкви видел в том, чтобы помочь верующему самостоятельно читать и постигать смысл Священного писания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ЛЮТЕР Мартин

1483-1546) - один из вождей Реформации, основоположник лютеранства. Призывал к борьбе против папства и католич. иерархии, его 95 тезисов стали сигналом начала реформ. движения (1517). Возглавил бюргерски-умеренную партию в ходе Крестьянской войны в Германии; предал князьям народное движение. Теологич. обоснованием борьбы против католич. церкви было его учение об «оправдании верой», о предопределении, образовавшее догматич. основу лютеран, церкви. Отрицал непогрешимость решений соборов, церк. «предания» в пользу откровения как источника веры. Разум может только подготавливать веру, но открывают человеку бога только вера и Библия. Перевод на нем. язык Библии Л. имел значение не только для развития протестантизма, но и для утверждения норм нем. литературного языка. Деятельность Л. по своему значению выходит за рамки чисто религ. реформаторства. Сожжение Лютером папской буллы об его отлучении от. церкви в 1520 стояло в ряду тех событий эпохи Возрождения, к-рые знаменовали собой освобождение от духовной диктатуры церкви, религ. догматизма и средневек. авторитарности мышления.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ЛЮТЕР Мартин (1483—1546)

видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии 16—17 вв. Лютеровский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального нем. языка. Л. был сторонником умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. “Спасение” человека, утверждал он, зависит не от выполнения “добрых дел”, таинств, обрядов, а от искренности его веры. “...Лютер,— писал Маркс,— победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению” (Т. 1. С. 422). Согласно взглядам Л., источником религиозной истины является не “священное предание” (решения церковных соборов, суждения пап и т. п.), а само Евангелие. В этих требованиях выразился конфликт раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Л. выступал против доктрин, выражавших материальные интересы нем. бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Крестьянской войне (1525) Л. стал на сторону господствующего класса.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛЮТЕР Мартин

(1483—1546) — нем. мыслитель и обществ. деятель, творец бюргерской Реформации в Германии, начало к-рой положило его выступление (1517) в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими осн. догматы католицизма. Основатель нем. протестантизма (лютеранства). Установил (1536) порядок богослужения, отличающийся от традиц. католич. Перевел на нем. язык Библию, утвердив нормы нем. лит. языка. Учение Л. основано на его понимании спасения, достижимого посредством веры, дарованной человеку непосредственно Богом. Поэтому принципиальной разницы между мирянами и духовенством нет. Каждый христианин через таинство крещения и посредством упражнений в благочестии обретает священство и, след-но, церковь не явл. необходимым опосредующим звеном между человеком и Богом. Развивая учение о всеобщем священстве, Л. возвращал мирской жизни и гос-ву их «божеств. достоинство», объявляя всю мирскую деятельность человека его священнослужением. В посл. годы жизни Л. уделял большое внимание идее мирского призвания христианина, нравств.-религ. возвышению труда. Соч.: Лютер М. Время молчания прошло: Избр. произв. 1520—1526 гг. Харьков, 1992; Лютер М. 95 тезисов. СПб., 2002. В.И.Полищук М

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Лютер, Мартин

1483 - 1546) - религиозный реформатор Германии, основатель лютеранской церкви. Вел борьбу против католицизма и власти римского папы. Началом его религиозно-реформаторской деятельности считают опубликованные им 95 тезисов против отпущения грехов за деньги.

Реформация представляла собой социальное движение, охватившее мелкую городскую буржуазию и широкие круги крестьянства и направленное против всех видов феодальной эксплоатации. Вследствие неразвитости общественных отношений и преобладания церковности во всех областях гражданской жизни, движение должно было неизбежно принять религиозную форму. Основной причиной Реформации был экономический гнет господствующих классов: духовенства во главе с папой, патрициата городов и феодалов деревни. На-ряду с этим большую роль сыграло также разложение католической церкви, выродившейся в голое орудие насилия и вымогательства и превратившей религию в свод безжизненных формальностей и обрядов. Могущественным толчком к началу Реформации послужили великие открытия XIV и XV в.в. (изобретение книгопечатания, усовершенствование артиллерии, открытие Америки и др.), расширившие умственный кругозор и способствовавшие развитию критической мысли буржуазии. Реформационное движение было начато Лютером в 1520 г. (сожжение папской буллы). Внешним результатом реформации явилось новое христианское учение - протестантизм в обеих его формах: лютеранская и реформатская церковь). Социальный же результат заключался в эмансипации торговой буржуазии от пут феодального строя. Реформационное движение ознаменовалось на протяжении десятилетий кровавыми столкновениями между враждующими лагерями. Наиболее выдающимися событиями этого рода являются: Крестьянская война в Германии, Мюнстерское восстание, Тридцатилетняя война и т.д. /Т. 4, 20/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ЛЮТЕР (Luther) Мартин

род. 10 окт. 1483, Эйслебен - ум. 18 февр. 1546, там же) - творец нем. Реформации (см. Протестантизм). В своем соч. "An den christlichen Adel deutscher Nation" (1520) и в последующих соч. он призывал к борьбе против папства и духовенства, потому что они устанавливают опеку над совестью и верой. Бог и душа непосредственно противостоят друг другу, только с помощью веры человек становится счастливым. "Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе" ("Von weltlicher Obrigkeit", 1523). Божий глас в душе - это собственная совесть; она - действенность Бога в душе. "Поэтому никто не может меня спросить, должен ли он делать то или другое; но он сам может видеть и спросить свою совесть, во что ему верить и что делать. Я не могу ему советовать и, тем более, приказывать" (Письмо курфюрсту Иоганну от 25 мая 1529). Тем самым верующий человек становится ответственной за себя христ. личностью. Осн. философская позиция Лютера изложена уже в "Heidelberger Disputation" (1518). Лютер признает естественное знание о Боге и моральные принципы, основанные на разуме, который, однако, непрестанно может лишь подготавливать веру, но никогда не может заменить ее или превзойти, тем более что, по Лютеру, первоначальная созерцательная сила естественного познания постепенно ослабевала. Поэтому Лютер ратовал за формальное обучение мышлению посредством логики, которое заключается в том, что "человеку раздельно и четко называют вещь короткими ясными словами", и именно не по-латыни, а на родном языке. Проведение своей философской программы Лютер предоставил Меланхтону, который, однако, писал по-латыни. Философия Лютера достигла своей вершины в учении о непознанном желании в Боге, о котором что-либо сказать может лишь вера или Библия. Лютер известен своим учением о предопределении. Поли. изд. произв. Лютера: Соч. на нем. яз. (67 тт.); на лат. яз. (38 тт.); Избр. соч. в 10 тт., 1928; "Luther im Gesprдch" (т. н. "Tischreden"), 1938.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛЮТЕР (Luther) Мартин

1483-1546) - религиозный реформатор, основоположник лютеранства, одного из трех осн. течений в протестантизме. Возглавляя церковную кафедру в Виттенбергском университете, в 1517г. выступил с тезисами, направленными против продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов) и др. злоупотреблений католической церкви, а также против ее претензий на посредничество между богом и людьми. Это выступление явилось важным актом Реформации -антифеодального и антикатолического общественного движения в Европе в XVI в. Сам Л. возглавил бюргерски-умеренное ее направление. В основе учения Л. лежит принцип «оправдания верой», к-рый исходит из представления о всеобщей греховности человечества (Грех): человек, утративший способность к добру, может найти спасение лишь в вере, к-рая даруется свыше как божья благодать. Невозможность приобрести внутреннюю праведность в какой-то мере компенсируется праведной жизнью, к-рая «вменяется» человеку богом. В противоположность католическому вероучению, рассматривающему земную жизнь как этап подготовки верующего к загробной жизни, Л. считал ее важнейшим звеном в христианском «плане спасения». С его т. зр., именно в земной жизни люди становятся на путь веры, помогающей им преодолевать склонность к греху. В соответствии с таким представлением Л. осуждал аскетизм, монашество, пренебрежение «мирскими» интересами. Вместе с тем он проводил грань между религиозной и общественной сферами деятельности в земной жизни. К религиозной сфере он относил веру, церковную деятельность и религиозную проповедь, а к общественной -государство и разум, гражданскую мораль и «мирские» дела людей. Однако грань между этими сферами Л. не считал абсолютной. Учение Л. вело, по сути дела, к обмирщению религии. Принцип «оправдания верой» имел целью углубить внутреннюю религиозность людей По словам Маркса, Л. «победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению... Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека» (т. 1, с. 422 - 423).

М

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

ЛЮТЕР (Luther) Мартин (1483-1546)

немецкий мыслитель, глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Доктор богословия (1512) Виттенбергского университета. Л. начал реформу теологии, оставаясь на ее почве. Основные положения нового вероучения, положившие начало Реформации, Л. впервые обнародовал в 95 тезисах против торговли индульгенциями католическим духовенством (31.10.1517). Позже его взгляды были изложены в работах "К христианскому дворянству немецкой нации", "О свободе христианина", "О вавилонском пленении церкви" и др. Л. обвинялся папским Римом в ереси. В 1520 Л. публично сжег папскую буллу об отлучении его от церкви; на императорском рейхстаге в Бормсе (1521) публично отстаивал принцип автономии совести. Л. отвергал авторитет папских декретов и посланий, утверждая, что церковь не является необходимым посредническим звеном между человеком и Богом. Человек, по Л., достиг "спасения души" только при помощи веры, которая даруется ему Богом непосредственно. Л. восстанавливал авторитет "Священного писания", стремился сделать Библию доступной для каждого и 15 лет посвятил ее переводу на немецкий язык. Он считал, что каждый христианин вправе сам толковать "Священное писание". Л. не признавал принципиальной разницы между духовенством и мирянами. Роль духовенства видел в том, чтобы наставлять людей в смирении перед Богом. Монашество не считал идеальным образцом религиозного служения. Л. выдвинул лозунг мирской аскезы: каждый человек должен с максимальной серьезностью относиться к своему делу, своему призванию - пахать землю, изготавливать ремесленные изделия, учить детей, управлять государством. Чем лучше это делают крестьянин, ремесленник, купец, учитель, монарх, тем более их деятельность угодна Богу. Л. в корне изменил отношение к мирской деятельности, с религиозно-нравственных позиций способствовал возвышению труда. Историческое значение лютеровской Реформации состояло в том, что она заложила основы религиозно-этических ценностей, которые стимулировали становление и развитие новой культуры - культуры свободного предпринимательства. Сам Л. был противником понимания Реформации как борьбы за справедливость и евангельское равенство. Социальной опорой Реформации Л. считал власть князей. В историю немецкой мысли Л. вошел также как деятель культуры, как реформатор образования, языка, музыки и т.д. См. также: Протестантизм, Протестантская этика.

Е.В. Петушкова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ЛЮТЕР Мартин

10.11.1483, Эйслебен, Саксония - 18.2.1546, там же), нем. мыслитель и обществ. деятель, глава бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма (лютеранства), один из создателей общенем. лит. языка. В 1501-05 учился в Эрфуртском ун-те, испытал влияние кружка гуманистов и неосхоластич. учения Оккама, после окончания курса принял монашеский постриг и вступил в августинский монастырь. На личном опыте Л. понял недостаточность предписываемого католицизмом пути спасения через «добрые дела» (молитвы, пост, паломничества к святым местам, пожертвования церквям и монастырям и пр.). Выход из глубокого душевного кризиса он нашел в самостоят. прочтении Писания. Л. были близки идеи нем. мистиков 14в.; их учение о возрождении души, проникающейся божеств. началом, о единстве «внутр. человека» с богом Л. превратил в учение об «оправдании верой»: вера - единственное условие спасения души; добрые дела - лишь плоды и проявления веры, а не самодостаточный путь к спасению.

К публичной защите своего учения Л. побудила продажа в Германии папских индульгенций. 31 окт. 1517 он вывесил на дверях замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов против торговли индульгенциями и др. злоупотреблений католич. духовенства. По словам Ф. Энгельса, тезисы Л. оказали действие, «...подобное удару молнии в бочку пороха» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с. 392); они были восприняты как сигнал к выступлению всех оппозиционных сил против римскокатолич. церкви, за нац. и религ. независимость Германии. Тезисы, положившие начало Реформации, содержали основы нового понимания христианства, позже развитого Л. в работах «К христ. дворянству нем. нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина», «Сермон о добрых делах» и др. Л. был обвинен в ереси, отказался явиться в Рим на церк. суд и в 1520 публично сжег папскую буллу об отлучении его от церкви; выступил на имперском рейхстаге в Вормсе (1521), где публично отстаивал автономию совести.

Учение Л. выросло из его понимания спасения. Т. к. человек достигает спасения только посредством веры, к-рая даруется ему непосредственно богом, то нет принципиальной разницы между мирянами и духовенством. Каждый христианин обладает всей полнотой божеств. благодати и через таинство крещения обретает священство, поэтому церковь не является необходимым посредующим звеном между человеком и богом. Каждый сам должен без внеш. предписаний и ограничений свободно упражняться в благочестии. Сан священника дается по воле общины верующих и ею же может быть отнят; духовная власть ничем не отличается от светской и так же, как она, должна быть подчинена гос-ву.

Л. отвергал монашество как идеальный образ религ. служения. Развивая учение о всеобщем священстве, он возвращал мирской жизни и гос-ву их «божеств. достоинство», объявлял всю мирскую деятельность человека его священнослужением.

Л. стремился заменить авторитет церкви авторитетом Библии. Он отвергал исключит. право папы на толкование Священного писания. Всякий христианин в силу своего священства обладает правом самостоятельно толковать Писание и защищать веру. Чтобы гарантировать свободу совести, сделав Библию доступной для каждого, Л. посвятил 15 лет ее переводу на нем. язык. Оценивая деятельность Л., К. Маркс писал: «Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека» (там же, т. 1, с. 422-23). Л. был противником нар. понимания Реформации как борьбы за социальную справедливость и евангельское равенство; социальной опорой Реформации он считал князей. К концу Крест. войны 1524-26, потерпев неудачу в роли посредника между крестьянами и князьями, Л. стал требовать жестокой расправы над восставшими крестьянами, называя их кровожадными разбойниками, к-рые, прикрывая свои дела Евангелием, на самом деле выступают в качестве орудия дьявола.

Тезис о внутренней свободе верующего (свободе убеждения) парадоксальным образом сочетается у Л. с отрицанием свободы воли, что категорически выражено в его осн. теологич. произв. «О рабстве воли» (1525). Л. разрушил церк. единство Зап. Европы, но основать новую церковь на провозглашенных им принципах всеобщего священства, свободы совести и церк. самоуправления ему не удалось. Увидев, что отмена традиц. форм церк. регламентации поведения привела к падению уровня религ. воспитания народа, он до конца жизни мучился сомнениями в правомерности своей реформаторской деятельности, стремился к ограничению свободы в истолковании Библии и восстановлению элементов внеш. культа (что нашло отражение в первых документах протестантской догматики и в составленных самим Л. катехизисах).

В последние годы жизни Л. уделял большое внимание идее мирского призвания христианина, нравственнорелиг. возвышению труда. Он готовился к надвигающейся религ. войне с католиками и вел борьбу с «ересями» (учениями цвинглианцев, анабаптистов и др. протестантских сект, возникших в ходе Реформации).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ЛЮТЕР Мартин

10 ноября 1483, Эйслебен, Саксония — 18 февраля 1546, там же) — немецкий теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель протестантизма. С 1501 по 1505 учился в Эрфуртском университете, в 1505 получил степень магистра свободных искусств и намеревался изучать юриспруденцию. Однако пережив острый духовный кризис, поступил в августинианский монастырь, в 1506 постригся в монахи, принял духовный сан (1507); в 1512 получил степень доктора богословия и стал профессором библеистики Витгенбергского университета.

Уже в монастыре Лютер испытывал гнетущее чувство собственной греховности и неизбежности небесной кары, которое не могли смягчить ни молитва, ни истовое служение. Мучительно размышляя: «Где мне найти милосердного Бога?», он особое внимание обратил на Послание к римлянам, в котором говорится, что в благовествовании Христовом «открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведной верою жив будет» (Рим 1:17). Егоозариладогадка: божественная справедливость выражается не в наказании или воздаянии, но в высшей милости, которая никак не зависит от поведения человека, но даруется по абсолютно суверенной воле Господа и проявляется в личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Такая вера не рассудочный выбор или умственное душевное согласие с церковной догматикой, но безрадельное доверие к Спасителю, состояние полного смирения и «сокрушения сердца» человека, осознающего свое полное ничтожество и неискоренимую греховность. Такова суть знаменитой концепции sola fide (спасения только верой), — догматического фундамента протестантизма. В 1517 Лютер обнародовал 95 тезисов, в которых обличал продажу индульгенций как корыстную торговлю «небесными сокровищами», несовместимую с учением Писания. Обвиненный Римом в ереси, он категорически отказался пересмотреть свои взгляды, а в 1520 публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Первоначально Лютер не претендовал на серьезный пересмотр католической доктрины. Но последовательное теологическое обоснование концепции sola fide неизбежно подрывало учение церкви о том, что спасение невозможно без ее посредничества, т. е. сами устои земной власти Ватикана. Лютер не выдвигал серьезной программы преобразования общества. Светское правление, подчеркивал он, установлено Богом для охраны мира, наказания греха и преступлений, а потому в земной жизни христианин «слуга всем» и должен подчиняться ее законам. С этих позиций он выступал как против требований кальвинистов, сделать Евангелие средством регуляции мирской жизни, так и против призывов Т. Мюнцера, силой добиваться социального равенства на земле. По мере роста воинственных выступлений крестьян и городских низов, Лютер отстаивал все более консервативные позиции, а в своих памфлетах 1525 требовал жестокой расправы с мятежниками. Однако не критикой отдельных церковных предписаний или конкретными политическими высказываниями объясняется громадное воздействие Лютера на последующее развитие Запада. Оно связано со специфической интерпретацией путей спасения («оправдания»), а, следовательно, земного призвания («свободы») человека, рожденной размышлениями богобоязненного монаха.

Уже в трактате «О свободе христианина» (1520) Лютер ясно заявляет: христианину следует творить добрые дела для усмирения своей плоти, но в расчет он должен принимать лишь одобрение Божие, а не земных властей. Поучительна и его полемика о свободе воли с другим знаменитым умом 16 в. — Эразмом Роттердамским. По мнению Эразма, отрицание свободы воли человека, делает его неодушевленным существом, не способным отвечать за свои поступки, а Бога — деспотом, не достойным ни почитания, ни любви. В ответ Лютер утверждал абсолютную суверенность воли Бога. Мы не можем говорить: Бог должен делать так, потому что это благо; напротив, это благо, потому что Он так делает. Воля же человеческая «находится где-то посередине между Богом и сатаной, словно вьючный скот. Если завладеет человеком Господь, он охотно пойдет туда, куда Господь пожелает... если же владеет им сатана, он охотно пойдет туда, куда сатана пожелает» (Избр., с. 199). Воля человека «без Божьей благодати ничуть не свободна, а неизменно оказывается пленницей и рабыней зла, потому что сама по себе она не может обратиться к добру». Не означают ли подобные представления полный разрыв с традициями гуманизма? Напротив: учение Лютера о природе человека несло в себе глубокий гуманистический пафос, выраженный в особой парадоксальной форме, расшифровать которую смогло только последующее развитие культуры. Мысль о неискоренимой греховности и ничтожестве человека утверждала извечное, «онтологическое» равенство всех верующих перед Богом, пробуждала в мирянах чувство собственного достоинства и внутренней независимости от «князей» — и церковных, и светских. Эта мысль признавала равенство всех христиан в возможности прямой связи с Богом, опосредованной только собственной совестью, проявляя полное доверие к духовно-нравственному опыту любого «профана», превосходящего «в глазах» Бога все папские декреталии и схоластические философские умствования. Идеи Лютера, пробившие брешь в духовной диктатуре церкви, положили начало широкому общенациональному движению против Католической церкви.

Поскольку Лютер не признает посреднической роли церкви во взаимоотношениях человека с Богом, он отвергает специфическое для католицизма выделение особой (сакральной) активности (таинства церковные, посты, «добрые дела», подвиги благочестия, монашество, паломничество к святым местам и т. п.) как решающего средства спасения и объявляет священнодействием всю повседневную (профаническую) деятельность человека, проникнутого сознанием безоговорочного раскаяния в своей греховности. Для Бога не имеет значения, насколько богат или знатен человек; главное — это состояние «внутреннего человека», мотивы его деятельности. Отсюда ключевое для Лютера понятие земного долга, призвания (der Beruf): это бескорыстное, полное сознания собственной греховности служение Богу и ближним. Протестантская концепция, освящающая повседневный целеустремленный труд, профессиональное мастерство и усердие как форму служения Господу, стала могучим стимулом становления раннего капитализма, развития предпринимательской активности и формирования идеологии либерализма.

Приписываемое Лютеру враждебное отношение к разуму и науке требует уточнения. Человек, подчеркивает он, живет в двух сферах: в отношении к Богу (Царство Небесное) и в отношении к природной и социальной среде (царство земное). Адекватным и достаточным инструментом решения земных проблем (т. е. физического существования и регуляции жизни общества) служит разум — величественный дар Бога, отличающий человека от животного. Однако, по мнению Лютера, человеческий разум («природный разум») в принципе неспособен проникнуть в тайну божественной милости, которая может быть познана лишь верой. Для веры же никакой рациональной предпосылки существовать не может, поскольку природный разум извращен грехом; религия такого разума не просто недостаточна, но порочна и ведет к идолопоклонству В теологии такой разум может быть лишь служанкой веры, дрессировщиком человеческой самонадеянности и никчемности. Вера рождает «просвещенный разум» — способность человека упорядочение рассуждать над материалом, который дан в Писании. Аналогично Лютер относится к науке. С одной стороны, он категорически отвергает ее как средство богопознания, с другой — признает ее роль в изучении природы и общества для получения практических знаний, частично восстанавливающих господство человека над природой, утраченное Адамом. Небеса теологии, подчеркивает он, не являются небесами астрономии: с религиозной точки зрения свет Луны — знак божественной заботы, дело же ученых исследовать его как отражение света Солнца.

Принципиальное различение двух сфер человеческого существования предопределяет отношение Лютера к философии: в отличие от теологии, она имеет дело с эмпирическим, видимым миром, и способна давать полезные знания. Напр., он одобряет размышления Цицерона об этике и трактаты Аристотеля, посвященные логике и риторике, но с порога отвергает самое право философов как рассуждать о богословских предметах (о Боге, грехе, бессмертии души и т. д.), так и переносить философские категории в область теологии. В этом случае тот же Аристотель фигурирует у него как «зловонный философ», «слепой язычник». Особо неприязненно Лютер относился к Фоме Аквинскому и к схоластике в целом.

Великим творческим подвигом Лютера был перевод Библии на немецкий язык, сыгравший громадную роль в подъеме национальной культуры. Этому способствовали и составленные им хоралы и религиозные песни, в которых широко использованы мелодии и тексты народных песен. Он также много сделал для реформирования системы образования, настаивая на изгнании схоластики и преподавании дисциплин, обогащающих учеников полезными знаниями. Творчество Лютера оказало глубокое влияние на европейскую (прежде всего немецкую) философию и культуру в целом.

Соч.: О рабстве воли. — В кн.: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986; Избр. произв. СПб., 1994.

Лит.: Порозовская В. Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1898; Бецольд Ф. фон. История Реформации в Германии, пер. с нем., т. 1—2. СПб., 1900; Смирин М. М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. М., 1955; Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984;0нхе. Время и дело Мартина Лютера.— В кн.: Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991; Энгельсф. Крестьянская война в Германии. — Маркс К., Эна.№сФ.Соч..изд.2,т.7.М., 1986; Blaneyl. W. The Age of Luther. N. Y, 1957; Mackmnonl. Luther and Reformation, v.1—4. N.Y., 1962; Deutin W. Der radikale Doktor Martin Luther. Koln, 1982.

Л. Н. Митрохин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЛЮТЕР Мартин — 0

Найдено научныех статей по теме ЛЮТЕР Мартин — 0

Найдено книг по теме ЛЮТЕР Мартин — 0

Найдено презентаций по теме ЛЮТЕР Мартин — 0

Найдено рефератов по теме ЛЮТЕР Мартин — 0