ЛЬЮИС Клайв СтейплзЛЬЮИС Джордж Генри

ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг

Найдено 3 определения термина ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг

Lewis), (р. 1883) – амер. логик и близкий к прагматизму философ. Длит. время преподавал в Гарвардском и Станфордском ун-тах. В гносеологии Л., испытавший большое влияние Пирса, выдвинул теорию "концептуалистич. прагматизма", в к-рой соединил элементы прагматизма и свое, трудно совместимое с последним, истолкование системного, логически организованного знания; в ней он сознательно проводил т. зр. дуалистического противопоставления общих понятий, как чисто логических абстракций, потоку "сырых фактов опытных данных", а также, соответственно, аналитического, формального, абсолютно истинного знания всегда только вероятным эмпирич. истинам. Знание путем непосредств. ознакомления, по Л., невозможно, оно всегда предполагает выводной элемент и, следовательно, категориальную сеть, без к-рой нельзя схватить истину опыта. Эта сеть "критериев категориального классифицирования и истолкования", по Л., – априорна. Однако Л. отвергает традиционное, кантовское понимание априорного и истолковывает "априорную истину" как дефинитивную и находимую только из анализа понятий (образец – математика). Дефиниция же может быть бесполезной, но не ложной. Именно в силу дефинитивности основоположений системного знания возможно, по Л., неогранич. множество различных "концептуальных систем", различных "способов упорядочения". Выбор среди них и является сферой действия прагматич. или инструмент. критерия. Именно здесь, по Л., развертывается вся драма познават. деятельности людей. Логич. работы Л. посвящены в основном разработке модальной логики и ее применению к формализации логич. следования, а также вопросам логич. семантики. Еще в 1912 Л. указал на несоответствие материальной импликации обычному понятию логич. следования и предложил идею импликации, основанной на модальном понятии возможности (строгая импликация). В соч. "Очерк символич. логики" ("A survey of symbolic logic", 1918) и "Символич. логика" ("Symbolic logic", 1932, совместно с Лэнгфордом) разработал ряд исчислений, содержащих понятие строгой импликации (в соч. 1932 имеется пять различных "исчислений строгой импликации"), использующих модальный оператор "возможно" (и производные операторы "невозможно", "необходимо" и т.п.). В кн. "Анализ знания и оценки" ("An analysis of knowledge and valuation", 1946) Л. уделил осн. внимание определению значения и аналитич. истинности (истинности, опирающейся только на значения). Идеи Л. оказали значит. влияние на развитие логики. Соч.: Implication and the algebra of logic, "Mind", 1912, new series, v. 21, No 84; The pragmatic element in knowledge, Berkley, 1926; The modes of meaning, "Philos. and Phenomenol. Res.", 1943–44, v. 4; Mind and the worldorder, [new ed. ], ?. ?., [1956 ]; Our social inheritance, Bloomington, [1957 ]. Лит.: Карнaп P., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959; Wright G. H. von, Essay in modal logic, [Amst. ], 1951. Г. Батищев, Д. Лахути. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛЬЮИС (Lewis) Кларенс Ирвинг (1883-1964)

американский философ. Доктор философии (1911). Преподавал в Гарварде (1920-1953). Сторонник "концептуального прагматизма". Основные сочинения: "Очерк по символической логике" (1918), "Мышление и мировой порядок" (1929), "Символическая логика" (в соавторстве с К. Лэнгфордом, 1931), "Альтернативные логические системы" (1932), "Анализ знания и оценки" (1941), "Основание и природа права" (1955), "Наше социальное наследие" (1957) и др. Философия, по Л., являет собой "задачу для всех". Она ориентирует человека на постижение того, что такое ценность, справедливость, добро, зло, благо; выявляет соотношения средств и целей. Любой оценке любого специалиста, предлагающего нам некий набор поведенческих решений, всегда предшествует наш личный целевой выбор. Философия же способствует его более ясному осознанию. Процесс философствования (по Л., постижения природы реального), включает в себя рефлексию над такими понятиями, например, как "материя", "мышление", "жизнь" и т.д. Философия (как "постижение априорного") не должна выходить за пределы установлений, коренящихся в практике разума, оставаясь тем самым в русле общего потока опыта людей. Л. считал, что поскольку философия ориентирована на индивидуацию и критический анализ категорий как тех априорных форм, из которых и состоит наш опыт, постольку в ее границах целесообразно разграничивать непосредственно чувственно данное, с одной стороны, и процедуру его мыслительной интерпретации, - с другой. Именно мышление, согласно Л., наделяет априорными смыслоформирующими значениями познавательный опыт человека: "...понятия являют собой то, что мышление привносит в опыт...". Из этого следовало, что априорное как продукт мышления - нечто относительное (хотя и не произвольное), и отнюдь не является чем-то неизбывно зафиксированным в умах людей. Важен процесс выбора "априорийных оснований" в контексте их корреляции с прагматическими критериями познавательной деятельности. По выводу Л., "...априори не столько продиктовано тем, что представлено в опыте, не столько сообщает человеческой природе надвременной компонент, сколько отвечает общим критериям прагматического характера... Это присуще как категориальному мышлению, так и иным видам практической деятельности. Здесь... результат достигается конкуренцией различных типов поведения, неудача в достижении определенных определенных целей корректирует и удерживает определенные черты поведения". Л. полагал, что, хотя априорные суждения как своеобразные несущие конструкции познания принято полагать верными, любое эмпирическое обобщение всегда зависимо от будущего (и постольку лишь вероятного) опыта: эмпирические истины в процессе их изучения перманентно подвержены содержательной ревизии. Значимость научной практики обусловлена, по мысли Л., именно потенциальной неистинностью всех налично существующих обобщений.

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг

12 апреля 1883, Стонем, Массачусетс — 3 февраля 1964, Менло-Парк, Калифорния) — американский логик и философ, преподавал в Тарвардском и Стенфордском университетах, доктор философии (1910); член Американской академии искусств и науки, Американского философского общества. В философских концепциях Льюиса ощутимо влияние Ч. Пирса и Г. Лейбница. Льюис выдвинул теорию т. н. концептуалистического прагматизма, сочетавшего идеи прагматизма и философии логического анализа. Льюис различает аналитические (формальные) и эмпирические истины, (ср. истины разума и факта у Лейбница). Абсолютно истинным, по Льюису может быть лишь аналитическое знание; эмпирические истины всегда не более чем вероятны. Непосредственное, ознакомительное знание невозможно, оно всегда предполагает дедуктивный, выводной элемент, значит нуждается в исходных категориальных понятиях. Категориальная сеть служит для классификации и истолкования научных фактов, она априорна. Априорную истину Льюис понимает как дефинитную, ее можно обнаружить только при анализе понятий. Из дефицитности системного знания следует возможность неограниченного множества различных концептуальных схем, или способов упорядочивания знания. Для осуществления выбора какой-либо из этих систем необходим прагматический или инструментальный критерий (см. Инструментализм) — это и есть сфера познавательной деятельности людей.

Логические исследования Льюиса посвящены гл. о. разработке различных систем модальной логики, к которым он пришел, отвергая классическую материальную импликацию (см. Следование логическое). В статье «Импликация и алгебра логики» (Implication and algebra of logic. — «Mind», 1912, v. 21). Льюис подверг критике парадоксальное, с его точки зрения, отсутствие смысловой связи между А и В в истинной материальной импликации/! => В. Один из вариантов его логики изложен в трактате «Очерк символической логики» (A survey of symbolyc logic. Berkeley, 1918). Очерк содержит также обзор истории математической логики со времени Лейбница. Наиболее полно логические системы Льюиса развиты в написанной совместно с Г. Лангфордом монографии «Символическая логика» (Symbolic logic). В гл. VI книги изложена система, в которой наряду с классическими связками (см. Логические связки) задается оператор возможности «О». Ор означает: «р возможно», или «возможно, что р истинно», или «р самосовместимо». Показывается, что Ор эквивалентно утверждению «Ложно, что р влечет собственное отрицание». Через отрицание, конъюнкцию и возможность определяется строгая импликация p—>q=-iO(pSi-,q):p строго влечет q, означающая «Ложно, что возможно, чтобы р было истинно, а сложно». Если q выводимо изр, то утверждение «р истинно, а q ложно» означает скрытое противоречие. Работами Льюиса положено начало современного этапа модальной логики.

Соч.: A survey of symbolic logic. Berkeley, 1918; The pragmatic element in knowledge. Berkeley, 1926; Symbolic logic (Lewis C.I., Langford С. H.), N. Y.-L., 1932; The modes of meaning. - «Philos, and Phenomenol. Res.», 1943—1944. 4; Our social inheritans. Blooinington, 1957.

Лит.: Lewis. Clarens Irving. — Whos who in America, v. 20, 1938—1939, p.523.

3. А. Кузичева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг — 0

Найдено научныех статей по теме ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг — 0

Найдено книг по теме ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг — 0

Найдено презентаций по теме ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг — 0

Найдено рефератов по теме ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг — 0