ЛЫЩИНСКИЙ Казимир

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛЫЩИНСКИЙ Казимир
ок. 1634-1689) - польсколитов ск. материалист и атеист. В трактате «О несуществовании бога» Л. объявил бога плодом фантазии, а в качестве единств, реальности признавал материальный мир. Отрицал бессмертие души и доводы теологов о врожденности религ. идей. Высш. авторитетом в вопросах познания считал разум. Объясняя происхождение религии, утверждал, что определенные обществ. силы заинтересованы в невежестве масс. За атеистич. взгляды Л. был приговорен варшавским сеймом к сожжению на костре.

Источник: Атеистический словарь

ЛЫЩИНСКИЙ Казимир
(Lyszczynski, ок. 1640—1689) - польско-лит. атеист (родом из Белоруссии), сожженный за свои взгляды на костре в Варшаве 30 марта 1689 по настоянию католич. церковников (приговор вынес варшавский сейм). В своем трактате «О несуществовании бога», фрагменты к-рого обнаружены в 1957, Л. писал, что бог - это химера, созданная «сильными людьми» с целью внушать бедным и угнетенным страх и покорность, что богословие ложно, а то, против чего оно выступает, правильно. Библию, как и «священные книги» других религий, он считал обманом. Идеи Л., отражавшие антифеод. оппозицию, озарены утопич. мечтаниями о полной обществ, свободе, отсутствии всякого угнетения и власти. Религии и откровению, авторитет к-рых Л. отрицал, он противопоставлял разум и знание.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЛЫЩИНСКИЙ Казимир

(ок. 1634 – 30 марта 1689) – мыслитель-атеист литовского происхождения, живший на территории Польши и Литвы. Небогатый дворянин из рода Корчак. Прошел курс обучения в иезуитских школах. Л. – автор трактата "О несуществовании бога" ("De non existentia Dei", опубл. в журн. "Przegl. Religioznawczy", в работе: A. Nowicki, Pi?? fragment?w z dzie?a "De non existentia Dei" К. L., 1957, z. 1, No 1, с. 72–75), фрагменты к-рого опубликованы в Польше в 1957. В трактате высказываются радикальные атеистич. идеи. Бог, говорил Л., "не существует", он является лишь творением людей, представляя собой только химеру, плод воображения. Идея бога нужна для того, чтобы внушить угнетенному народу страх перед "сильными". Л. утверждал, что Библия и Евангелие – ложны, написаны людьми, к-рые с их помощью поддерживают этот обман. Высшим авторитетом и критерием истины для Л. являлся разум. Мировоззрение Л. сложилось под влиянием передовых идей, распространявшихся среди городской польско-литовской интеллигенции, бросавшей вызов религ. фанатизму и феод. эксплуатации. Резкая критика основ христ. догматики, разоблачение алчности и лицемерия духовенства вызвали против Л. жестокие преследования, организованные польским епископатом и иезуитами. В 1687 Л. был арестован и предан суду епископов, собравшемуся в Вильнюсе. Его признали атеистом и осудили на смертную казнь. По протесту брестских дворян, обратившихся к королю, дело было изъято из рук духовенства, передано на новое рассмотрение в высшую инстанцию – суд сейма. Однако варшавский сейм (дек. 1688) осудил Л. к сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение 30 марта 1689. Лит.: ?амм Б. Я., К. Л. – жертва религиозного изуверства, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма АН СССР, т. 3, Л., 1959, с. 173–98 (имеется подробная библиография); Wielowski J., Sprawa К. L., Warsz., 1955; Jurginis J., К. L. – ateizmo pradininkas Lietuvoje, Vilnius, 1957. Б. Рамм. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛЫЩИНСКИЙ Казимир (1634-1689, казнен в Варшаве)
философ Беларуси, легендарный мученик за атеистические убеждения, известный по пяти фрагментам трактата "О несуществовании Бога", случайно сохранившихся после сурового приговора духовного суда, а также по материалам следствия и суда над "атеистом". За 350 лет о Л. накоплена достаточно обширная литература. Большинство авторов сходится в том, что казненный в самом деле был атеистом, материалистом и, следовательно, врагом церкви и Речи По-сполитой. Даже сохранившиеся несколько десятков строк трактата "О несуществовании Бога" дают основания для таких выводов, не говоря уж о риторике обвинителей. Л. был воспитан в школах иезуитов, в 1658 вступил в орден иезуитов и работал в иезуитских коллегиумах. В 1666 вышел из ордена и стал вести частную жизнь, исполняя некоторое время должность брестского подсудка. Открыл школу, над входом в которую была надпись: "Не знающий математики да не войдет...", относящая школу к традиции платоновской Академии и классического философского образования. Исследователи не без оснований отмечают высокую мыслительную культуру Л., его высокий уровень знаний европейской философии (Кампанелла, философы Возрождения и, вероятно, философы 17 века). Бог, судя по трактату, не существует, являясь химерой человеческого сознания, используемой церковью и государством в своих целях. Теологи в обосновании догм религии впадают в неразрешимые противоречия и тем самым "продуцируют" сознательный обман. Нет врожденной идеи Бога ("...мы не находим ни в нас самих, ни в других этого веления разума, укрепляющего нас в откровении божьем"). Библия написана людьми, которые с ее помощью поддерживают обман. Материалистический подход проявляется также в отрицании бессмертия души, загробной жизни, чистилища, ада и рая. Есть и попытки раскрытия социальной заданности и роли религии, при этом, Л. ненавидел свою судьбу, утверждая, что истину ослепшим в пещере открывать опасно: открывшего ослепленные светом разорвут на части (возможно Л. знал учение Платона об алетейе и образах, известный миф, пещеры). Жизнь и учение Л. - свидетельство трагичности выступления против религиозного фундаментализма.
Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь