ЛУМАН НикласЛУМИС

ЛУМАНН Никлас

Найдено 1 определение:

ЛУМАНН Никлас

(1927— 98) — нем. социолог, ведущий теоретик структурно-функционального направления социологии в ФРГ. Окончил юрид. ф-т Фрайбургского ун-та (1949), затем работал в разл. административных органах; в 1960—61 гг. стажировался в Гарварде у Т.Парсонса. Проф. Билефельдского ун-та (1968— 93). В своих исследованиях опирался не только на принципы структурно-функционального анализа, но и на концепции филос. антропологии (А.Гелен и др.), феноменологии и кибернетики. Осн. соч.: «Социологическое просвещение» (В 3 т. 1970—84), «Структура общества» (В 2 т. 1981—82), «Социальная система» (1984), «Реальность масс-медиа» (1996). С самого начала своей науч. деятельности выступил как идеолог «радикального функционализма», противник телеологии и «онтологич. метафизики» в соц. исследованиях. Согл. Л., в соц. системе и соц. отношениях нет ничего, обладающего заранее к.-л. ценностными, целесообразными, утилитарными аспектами; нет самотождественного бытия и самоценного смысла. Соц. система существует и функционирует по принципу «все контингентно», т.е. «все м.б. иначе». В центре соц. исследования должна стоять схема «система—окружающий мир», а сам анализ должен направляться на поиск функциональных эквивалентов для сравнения «контингентных» значений конкретных соц. явлений. Система рассматривается как область меньшей «комплексности» по отношению к окружающему миру, где «комплексность» — не онтологич. свойство, а одно из соотносительных качеств. Комплексное соотношение разрешимо посредством редукции, к-рая для соц. и психол. систем носит смысловой характер. Социолог, исследуя соц. систему, должен делать «смысловой выбор», к-рый заставляет увидеть, как за избранным «просвечивает» неизбранное, а всякая определенность выявляется через смысловое отличие. Выявляемый таким способом смысл имеет три измерения: предметное, временное и соц., каждое из к-рых предполагает собств. тип самотождественности. Самотождественность предмета — в его отличии от др.; самотождественность времени как настоящего — в различении горизонтов прошлого и будущего; самотождественность соц. (т.е. его смысл) — в импликации другого «Я» в каждом осмысленном соц. акте. Взаимодействие этих трех измерений создает соц. эволюцию: элементарная соц. система (интеракция) возникает через согласованность действий и переживаний участников данного «общения»; об-во как система, охватывающая все возможные действия, также явл. результатом коммуникации. Гл. элемент соц. системы — действие, к-рое производится и воспроизводится в постоянном соотнесении с др. действиями. Субъект действия — личность — не входит ни в одну из систем, будучи частью окружающего мира, комплексность к-рого превосходит комплексность системы, и, как таковая, личность представляет собой «проблему для системы». Внесистемность личности выявляется в процессах соц. эволюции и дифференциации, к-рые приводят к распаду непосредственного межличностного общения, автономизации соц. систем и возрастанию абстрактности об-ва в целом. На ранних этапах эволюции об-во тематизировало себя как полит. целое (гос-во), затем — как экон. целое, теперь оно — не более, чем возможность повсеместного соц. взаимодействия («мировое об-во»). Особенность совр. об-ва — предельная автономизация систем (хоз-ва, политики, науки, права и пр.), к-рые становятся непрозрачными друг для друга и самореферентными; в силу этого его осн. проблемой явл. рефлексия, т.е. взаимосоотнесенность системного функционирования. На данный момент внутрисистемное общение гарантировано спец. «органами рефлексии», как то: власть в политике, истина в науке, вера в религии, любовь в семье и т.д. Все они, однако, суть не реально существующие органы «соц. организма», а «символически обобщенные средства коммуникации», своего рода языковые парадигмы, поддерживающие целостность об-ва. Соц. эволюция в целом проходит три этапа: от «сегментарной дифференциации» к стратификации, а от нее — к «функциональной дифференциации». Результаты соц. эволюции явл. необходимыми, но сам ее механизм вариативен, ненеобходим. Разработанная Л. система категорий широко используется в нем. социологии, а сам он с конца 1970-х гг. рассматривается как наиболее авторитетный социолог ФРГ наряду с Ю.Хабермасом. Соч.: Власть. М., 2001; Общество общества. М., 2004. Ч. 1. Общество как социальная система; М., 2005. Ч. 2. Медиа коммуникации; Ч. 3. Эволюция; М., 2006. Ч. 4. Дифференциация; Реальность масс-медиа. М., 2005. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЛУМАНН Никлас — 0

Найдено научныех статей по теме ЛУМАНН Никлас — 0

Найдено книг по теме ЛУМАНН Никлас — 0

Найдено презентаций по теме ЛУМАНН Никлас — 0

Найдено рефератов по теме ЛУМАНН Никлас — 0