ЛоренцЛОРЕНЦ Конрад Цахариус

ЛОРЕНЦ Конрад

Найдено 3 определения термина ЛОРЕНЦ Конрад

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛОРЕНЦ Конрад

7 ноября 1903, Вена — 27 февраля 1989, Альтенберг) — австрийский биолог и философ, один из основателей эволюционной эпистемологии. Окончил Нью-йоркский и Венский университеты. С 1940 профессор Кенигсбергского университета, с 1950 — руководитель Института физиологии поведения (Зевизен, ФРГ). Лауреат Нобелевской премии 1973 по физиологии и медицине. Заложил теоретический фундамент современной этологии, науки о поведении животных. В 1941 опубликовал статью «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии», в которой доказывал, что природу и генезис основополагающих структур опыта, соответствующих a priori Канта, можно объяснить на основе достижений генетики и биологической теории эволюции. Под давлением естественного отбора в течение миллионов лет наши органы чувств и мыслительный аппарат формировались так, чтобы обеспечить функционально адекватное представление о реальности. Априоризму Канта может быть дана эмпирическая интерпретация. Априори существует в силу наследственной дифференциации центральной нервной системы, специфичной для разных видов и определяющей наследственную предрасположенность мыслить в определенных формах. «Априорные» формы мысли — следствие адаптации и развиваются в ходе эволюции.

С кон. 50-х гг. Лоренц занимался социокультурными и общегуманистическими проблемами, связанными с опасностями, которые несет техническая цивилизация. Среди них в качестве главных он выделял этические проблемы.

Соч.: Агрессия: так называемое зло. М., 1994; Кантовская доктрина априори современной биологии. — «Человек», 1997, № 5; Das sogtnannte Bose. Zur Naturgeschichte der Aggression. W., 1963; Die Acht Todsunden der zivilisierten Menschheit. Munch., 1971; Die Ruckseite des Spiegels. Munch.—Zurich, 1973; Der Abbau des Menschlichen. Munch.—Zurich, 1983.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛОРЕНЦ (Lorenz) Конрад

1903 -1989) - австр. биолог и философ, один из основателей эволюционной эпистемологии. Лауреат Нобелевской премии 1973 по физиологии и медицине. Заложил теоретический фундамент современной этологии, науки о поведении животных. Свою эпистемологическую концепцию Л. назвал "эволюционистской теорией знания". В 1941 он опубликовал статью "Кантовская доктрина а priori в свете современной биологии", в которой доказывал, что природу и генезис основополагающих структур опыта, соответствующих а priori Канта, можно объяснить на основе биологической эволюции. Под давлением естественного отбора в течение миллионов лет наши органы чувств и мыслительный аппарат формировались так, чтобы обеспечить функционально адекватное представление о реальности. Так, например, Л. доказывал, что в самой структуре, биохимическом составе и динамике глаза отражены оптические характеристики окружающей среды, закодированы законы оптики. Если бы это было не так, то люди просто не выжили бы как биологический вид. Когнитивные структуры познавательного аппарата априорны в смысле независимости их от личного опыта, однако они перестают быть таковыми, если рассматривать их развитие в процессе эволюции. Для человека как родового существа они являются апостериорными.

Теорию познания Л. и его последователей еще называют биоэпистемологией, поскольку сама жизнь характеризуется ими как познавательный процесс, как "когногенез". Биоэпистемология, по Л., способна объяснить генезис наших когнитивных структур от уровня инстинктов и чувственного восприятия до уровня повседневного здравого смысла. При столкновениями с областями реальности, недоступными нашему обычному (повседневному) опыту (например, области микромира), наш врожденный когнитивный аппарат начинает давать сбои и обнаруживает свои границы, поскольку эволюционно он приспособлен лишь к обычной окружающей среде.

В своем понимании природы и методов научного познания Л. исходил из того, что истинная естественная наука является индуктивной. Следуя позиции Виндельбанда, он полагал, что познание проходит через три стадии: описания, систематизации и номотетическую стадию. Понимание в индуктивной науке - это сведение специальных законов данного уровня к более общим законам, действующим на следующем уровне реальности. При этом недопустимо "прыгать" через уровни. В то же время Л. считал, что для объяснения определенного уровня реальности нет необходимости знать законы вышележащего Уровня. Стратегию объяснения без описания структуры он называл "атомизмом". По его мнению, описательный, "натуралистический" подход не менее важен, чем количественный.

Методологической ошибкой он считал "объяснительный монизм" - объяснение сложной системы, исходящее из свойств одного-двух ее элементов. Под "органической целостностью" он понимал систему двусторонних причинных связей, образующих сложную сеть. Понять отдельные части такой системы можно только одновременно. Для этого необходим метод "широкого фронта", когда сначала описываются самые общие характеристики системы, а затем описание детализируется. С конца 50-х годов Л. занимался социокультурными и общегуманистическими проблемами, связанными с опасностями, которые несет западная техническая цивилизация. Среди них в качестве главных он выделял этические проблемы.

ЕЛ. Гороховская

Агрессия: так называемое зло. М, 1994; Das sogenannte Bose. Zur Naturgeschichte der Aggression. W., 1963; Die Acht Todsynden der zivilisierten Menschheit. Munchen, 1971; Die Ruckseite des Spiegels. Munchen; Zurich, 1973; Der Abbau des Menschlichen. Munchen, Zurich, 1983.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

ЛОРЕНЦ КОНРАД

1903-1989)  австрийский зоолог, один из основателей этологии наука о поведении животных  и эволюционной теории науки, Нобелевский лауреат по физиологии и медицине 1973 г. Свою эпистемологическую концепцию он назвал «эволюционистской теорией знания». В 1941 он опубликовал статью «Кантовская доктрина a priori в свете современной биологии», в которой доказывал,  что  генезис  и  природу  основополагающих структур  опыта  можно объяснить на основе биологической эволюции. На основе естественного отбора в течение миллионов лет наши органы чувств и мыслительный аппарат формировались так,  чтобы обеспечить функционально адекватное представление о реальности. Он доказывал, что в самой структуре, биохимическом составе и динамике глаза отражены оптические характеристики окружающей среды,  закодированы законы оптики. Если бы это было не так, то люди просто не выжили бы как биологический вид.  Когнитивные структуры познавательного аппарата априорны в смысле независимости их от личного опыта, однако они перестают быть таковыми, если рассматривать их развитие в процессе эволюции. Для человека как родового существа они являются апостериорными. Свое понимание эволюционной эпистемологии  изложил  в  труде  «Оборотная  сторона  зеркала»  (или  «Позади зеркала») (1973), где  «оборотной стороной зеркала» он называет познавательную способность человека. Само существование человека и общества есть когнитивный процесс, основанный на присущем человеку любознательном или исследовательском поведении. Суть его  невозможно понять, не изучив общие человеку и животному формы поведения, что и составляет специфику  науки  этологии. Лоренц анализирует поведение животных, начиная с амебы и кончая человеком, Он считает,  что  наблюдение над  поведением животного дает  более убедительное знание о человеке, чем самонаблюдение.  По его мнению, в структуре человеческого мозга есть материальный носитель – геном, который и делает возможным усвоение  информации  о  мире.  Исходя  из  стремления  Лоренца  поставить  все эпистемологические вопросы на биологическую основу, его направление, а точнее, исследовательская программа, получила название «биоэпистемология». Последняя занимается когногенезом, т.е. изучением эволюции структур и процессов познания, эволюции восприятия, корней понятийного мышления, исследованием вопроса природы приобретения знания. Лоренц назвал свою концепцию эпистемологии «гипотетическим реализмом», и строил ее на следующих постулатах: 1) постулат  реальности – существует реальный мир, независимый от восприятия  и сознания; 2) постулат структурности – реальный мир представляет собой структуры; 3) постулат непрерывности – между областями действительности  существует непрерывная исторический и  каузальная  связь;  4)  постулат  о чужом сознании – существуют другие индивиды, тоже обладающие восприятием и сознанием; 5) постулат взаимодействия –  наши органы аффициируются реальным миром; 6) постулат о функции мозга – мышление и сознание есть функция мозга, естественного органа; 7) постулат объективности – научные высказывания должны быть объективными. Анализируя естественный процесс роста знания, он приходит к следующим выводам: 1) наблюдения и  эксперименты над внешним миром дают множество фактов, на базе которых формируются теории, объясняющие и устанавливающие закономерности; 2) путь становления теории осуществляется через выдвижение  гипотез, каждая из которых является интуитивной догадкой, но научной гипотезу можно признать только в том  случае, если она опровергаема,  фальсифицируема.  Научная  теория  определяется  Лоренцом  как система тщательно проверенных, поддерживающих друг друга по принципу«взаимного прояснения». Никакая гипотеза не может быть опровергнута одним или несколькими не  согласующимися с ней фактами, а только другой сильнойгипотезой, которая опирается на большее количество фактов. Поэтому и истина уЛоренца предстает как «рабочая гипотеза», способная наилучшим образом проложить путь другим гипотезам. Лоренц обращает внимание на то, что когнитивный механизм обеспечивает накопление информации и тем самым эволюционные процессы.  Стратегию  объяснения  без  описания  структуры  он  называл  «атомизмом». По его мнению, описательный, «натуралистический» подход не менее важен, чем количественный. Методологической ошибкой он считал «объяснительный монизм» – объяснение сложной системы, исходящее из свойств одногодвух ее элементов. Под «органической целостностью» он понимал систему двусторонних  причинных  связей,  образующих  сложную  сеть.  Понять  отдельные части  такой системы можно только одновременно. Для этого необходим метод«широкого фронта», когда сначала описываются самые общие характеристики системы, а затем описание детализируется. В конце 50-х гг. он занимается этические проблемы техногенной цивилизации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

Найдено схем по теме ЛОРЕНЦ Конрад — 0

Найдено научныех статей по теме ЛОРЕНЦ Конрад — 0

Найдено книг по теме ЛОРЕНЦ Конрад — 0

Найдено презентаций по теме ЛОРЕНЦ Конрад — 0

Найдено рефератов по теме ЛОРЕНЦ Конрад — 0