ЛОГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Логическое построение мира
«ЛОГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИРА» («Derlogische Aufbau der Welt») — первое крупное философское произведение Р. Карнапа, в котором заложены основы исследовательской программы Венского кружка и всего логического позитивизма в целом. Издано в 1928 в Берлине. Основную задачу в этой работе Карнап видит в том, чтобы осуществить сведение всего массива знания к его эмпирическому базису, продемонстрировав тем самым единство науки. Книга включает три основные части: разработку «конструкционной» методологии феноменалистического анализа, использование этой методологии для рациональной реконструкции имеющегося знания и, наконец, применение полученных результатов для решения ряда философских проблем (психофизического дуализма, реальности и т.п.). Конструкционная методология заключается в построении многоуровневой структуры понятий, связанных между собой цепями определений таким образом, что понятие а считается сводимым к понятиям Ъ и с, если можно перевести все предложения, в которых встречается а, в предложения, в которых встречаются только b и с. Возможность использования ресурсов символической логики для подобной реконструкции знания, а, главное, для описания «сырого материала» опыта, обосновывается Карнапом тем, что наука имеет дело с описанием не содержания опыта, а лишь его структурных свойств, допускающих формальное представление в логических символах. Различным уровням конструкционной системы соответствуют различные типы или сферы объектов: индивидуальные психические процессы и состояния, физические вещи, сознания др. людей, объекты социокультурной сферы (государство, обычаи, религия и т.п.). Все они упорядочиваются согласно критерию эпистемической первичности: объект является эпистемически первичным по отношению к др. объекту, если этот др. объект познается через него; напр., физические вещи познаются через восприятия. В результате базисом системы, к которому сводятся все остальные объекты, оказываются элементы индивидуального опыта. Определяя этот базис как «солипсический», а свою позицию — как «методологический солипсизм», Карнап подчеркивает, что выбор базиса — это вопрос методологии, а не метафизики, поэтому возможны и иные решения. В соответствии с разработанной методологией, Карнап затем предлагает вариант построения конструкционной системы, подробно и строго формально определяя ее нижние уровни, а верхним давая лишь неформальное описание в общих чертах. С помощью отношения «сходства в памяти» и логико-математических понятий Карнап определяет базисные элементы системы, которые он трактует как своего рода «сечения» потока восприятий и из которых, через описание их структурных отношений, строит ингредиенты, обычно усматриваемые нами в опыте (цвета и др. качества), а затем демонстрирует, как из последних составляются «вещи». Таким образом, Карнап не только предложил общую методологию «логического построения мира», но и сформулировал определения для значительного числа понятий, что ставит «Л. п. м.» в ряд выдающихся произведений по философии эмпиризма.         Л. Б. Макеева

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

«ЛОГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИРА»
Der logische Aulbau der Welt. В., 1928) — первая крупная философская работа Р. Карнапа, написанная в период его активного участия в работе Венского кружка. Осуществленное в ней соединение логики и эмпиризма стало основой исследовательской программы логических позитивистов. Карнапа вдохновила на создание этой работы концепция «дефинициальной реконструкции мира», изложенная Б. Расселом в книге «Наше познание внешнего мира». Историческое значение книги Карнапа состоит в том, что в ней наиболее полно и систематично проведен феноменалистический анализ знания, предполагающий сведение всех понятий и осмысленных высказываний к понятиям и высказываниям, выражающим непосредственный опыт.
По структуре работа состоит из трех основных частей: вначале разрабатывается новая методология сведения знания к его эмпирической основе, затем эта методология используется для рациональной реконструкции всего массива знания и, наконец, полученные результаты применяются для решения ряда важнейших философских проблем. Предлагаемую методологию Карнап называет «конституционной» (или «конструкционной») теорией; ее цель — построение посредством цепей определений многоуровневой структуры понятий. Под определением понятия а на основе понятий b и с понимается правило перевода всех предложений, в которых встречается а, в предложения, в которых встречаются только b и с. Это и означает, что понятие а сводимо к понятиям Ь и с или строится из них. В силу транзитивности отношения сводимости все понятия системы сводятся к ее базисным элементам. Концептуальная строгость этой структуры понятий обеспечивается использованием логического символизма, разработанного Расселом и Уайтхедом в «Principia Mathematica». Возможность применения логики для рациональной реконструкции знания (и, главное, для описания «необработанного материала» опыта) объясняется, согласно Карнапу, тем, что наука имеет дело только с описанием структурных свойств опыта, а не его содержания. Любое научное предложение в принципе переводимо в предложение о структурных свойствах, а поскольку в структурных описаниях учитываются только формальные свойства отношений, они вполне могут быть определены в логических символах. Различным уровням конституционной системы соответствуют различные типы или сферы объектов: индивидуальные психические процессы и состояния, физические объекты, сознание других людей, объекты социокультурной сферы. Последовательность этих уровнен определяется согласно критерию эпистемической первичности: объект эпистемически первичен по отношению к другому (эпистемически вторичному) объекту, если второй познается через посредство первого. Поскольку человек имеет доступ к физическим объектам через свои восприятия, то физические объекты сводимы к элементам его индивидуального опыта. Свои суждения о сознании других людей мы строим на основе их телесного поведения, а социокультурные объекты (государство, обычаи, религия и т. д.) «манифестируют» себя через объекты психологической сферы. В результате базисом системы, к которому сводятся все остальные объекты, оказываются элементы индивидуального опыта. Карнап определяет этот базис как «солипсический», а свою позицию называет «методологическим солипсизмом». Два момента имеют принципиальную важность для Карнапа: во-первых, выбранный им базис не является единственно возможным (им могут быть и физические объекты, и тогда система будет материалистической), и, во-вторых, выбор базиса — это вопрос методологии, а не метафизики; он не означает решения спора между реалистами и идеалистами в пользу одной из сторон. По сути, считает Карнап, базисные элементы являются «нейтральными». Создаваемая в результате единая система понятий свидетельствует, по мнению Карнапа, о единстве науки и позволяет преодолеть деление единой науки на отдельные дисциплины. На основе этой методологии Карнап дает набросок построения конструкционной системы. Понятия базисного уровня строятся строгим формально-логическим способом. В словарь исходных терминов Карнап включает лишь отношение «сходства в памяти» (Ahnlichkeitserinnerung). Используя изобретенные им технические приемы, Карнап на основе этого отношения и важнейших логико-математических понятий определяет базисные элементы системы, которые он трактует как своего рода «сечения» потока восприятий, далее не анализируемые единицы опыта. Из этих сечений через описание их структурных отношений строятся те ингредиенты, которые мы обычно усматриваем в опыте (цвета и другие качества). Достигается это в результате длинной цепочки определений, включающей такие понятия, как «частичное сходство», «круги сходства», «классы качеств», «сенсорное поле» и т. д. Затем Карнап описывает процедуру, с помощью которой можно формальным образом составлять «вещи», учитывая их отличия от качеств, и в неформальной манере конструирует объекты пространственно-временного мира, мира людей и социокультурные объекты. В заключительном разделе он обращается к рассмотрению ряда философских проблем, прежде всего проблем реальности и психофизического параллелизма. Выстроенная единая система понятий позволяет, по его мнению, дать более ясную формулировку этим проблемам и подводит к их решению. Главное в подходе Карнапа — это подчеркивание необходимости различения метафизического и конструкционного аспектов проблем, ибо только конструкционный аспект является предметом научного исследования. Карнап не только предложил общую методологию «логического построения мира», но и сформулировал определения для значительного числа понятий, что ставит его работу в ряд выдающихся произведений по философии эмпиризма.
Л. Б. Макеева

Источник: Новая философская энциклопедия