ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Логические исследования
«ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» («Logische Untersuchungen») — произведение Э. Гуссерля, положившее начало феноменологии как философскому направлению. Издано в 1900 (Т. I) и 1901 (Т. II) Рус. пер.: Логические исследования. Т. I. Пролегомены к чистой логике. Спб., 1909; Логические исследования. Т. II. Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. М., 2001.         Центральная тема 1т. — наука как теория, отличие теоретических и эмпирических наук. Логика как теоретическая (но не нормативная или практическая) дисциплина рассматривается в качестве основы методологии теоретического знания. Логическая связь идей как единство значений обеспечивает единство истин науки. Эта связь в корне отличается от психологических связей переживаний в познании и от связей вещей (предметов в самом широком смысле), составляющих предметную область науки. Первое различие раскрывается при обсуждении вопроса о сущности логики как теоретической дисциплины, независимой от психологии, и в критике психологизма — разного рода попыток представить логические связи как частный случай психологических, что ведет к скептицизму и релятивизму. Второе различие связано с постановкой проблемы истины и выявлением чисто логических условий возможности познания. Истина как идеальное единство значений, усматриваемое в фактах, не исчезает вместе с фактами. Совокупность значений (смыслов) неисчерпаема; это «царство истин», в котором может быть зафиксирована любая определенность вещей, любое предметное единство. При этом истины не изобретаются, но открываются, и систематика науки коренится в систематике вещей. Задача «чистой логики», программный очерк которой дан в заключительной главе I т., — выявить условия, при которых связи значений образуют теорию как единство объяснения определенной предметной области, т.е. выявить условия возможности теории как таковой.         Т. «Л. и.» состоит из введения и шести больших разделов («исследований»); начиная со второго издания (1913) выходит в двух частях — VI исследование составляет отдельную книгу. Из исходной задачи — связать проблемы чистой логики с проблемами теории познания и найти источник чистых логических понятий в созерцании, т.е. из феноменологии познания и мышления как описания определенного типа переживаний — вырастает феноменология сознания как комплекса переживаний. Феноменология — область нейтральных, по отношению к логике и психологии, исследований; она не является теоретической дисциплиной и должна отказаться от всех предпосылок, которые не могут быть реализованы в опыте как связи переживаний. В ее сфере существование внешнего мира — метафизический вопрос, а направление исследований — противоположно «естественному»: оно нацелено не на предметы, которые в «наивной установке» полагаются существующими, а на акты сознания и их смысловые содержания (значения). Метод исследования в «Л. и.» — аналитический; основная характеристика актов — различие интенции значения и осуществления (наполнения) значения. Посредством серии различий характеризуются и содержания актов — значения, которые (поскольку познание реализуется в высказываниях) необходимо извлечь из психологической и грамматической оболочки. Значение отделяется как от материально-вещественного бытия знака, так и от его функций указания и признака, а также от данности в восприятии, памяти или фантазии и, главное, от предмета: то, о чем говорится, и то, что говорится — нетождественны. Значение нереально, его статус аналогичен статусу идеальных, общих предметов. В теории абстрагирования (II исследование) проводится различие между общими и единичными предметами и их актами схватывания: акт усмотрения общего всегда основан на акте восприятия, но интенция общего радикально отличается от интенции индивидуального. Подвергаются критике и учения, гипостазирующие общее (платонизм), и эмпирические теории абстракций (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). В соответствии с различием значения и предмета выделяются две ветви «чистой логики»: теория предметов — учение о части и целом (учение о самостоятельных и несамостоятельных частях) (III исследование) и учение о самостоятельных и несамостоятельных значениях — «чистая грамматика» (IV исследование). Проблема интенциональности сознания (V исследование) — кульминация «Л. и.». Интенциональность описывается как особый вид переживаний, характеризующийся смысловой направленностью на предмет и не зависящий от того, существует этот предмет или нет. Отношение интенции и предмета является не отношением двух вещей или части и целого, но особым отношением придания смысла. Различие интенциональных и неинтенциональных переживаний — ощущений (что фиксируется как одно из основных отличий от проводимого Ф. Брентано различения психических и физических феноменов) лежит в основе тезиса о возможности многообразно интерпретировать один и тот же комплекс ощущений. Интенциональные переживания составляет реальное (reell) содержание акта сознания. Интенциональный предмет, качество акта (представление, суждение и т. д), материя акта (его конкретная предметная отнесенность), его сущность (единство качества и материи) и полнота акта составляют интенциональное содержание акта. Любой вид акта содержит в своей основе представление как объективирующий акт. В заключительном, VI, исследовании рассматривается понятие познания как осуществление значения с определенной степенью полноты. Основная проблема здесь — это различение способов данности реального и идеального предметов. В соответствии с этим выделяются акты познания: сигнификация, созерцание (для реального предмета — восприятие, для идеального — категориальное созерцание, усмотрение общего), а также переживание совпадения мыслимого и созерцаемого (очевидность). Гуссерль выделяет четыре понятия истины, два из которых относятся к характеристике акта, др. же два — к характеристике бытия в смысле истины (истинное положение дел, истинный друг, истинные чувства). Понятие истины как тождества предмета самому себе, как бытия, явилось одним из источников учения об истине М. Хайдеггера.         Как серия аналитических исследований, «Л. и.» не только оказали влияние на формирование различных вариантов феноменологии, но не утратили своего значения и для современных философских дискуссий.         В.И. Молчанов         Лит.: Бакрадзе К.С. Очерк и по истории новейшей и современной буржуазной философии. Г л. VI. Психологизм и чистая логика (Гуссерль). Тбилиси, 1960; Молчанов В.И. Аналитическая феноменология в «Логических исследованиях» Эдмунда Гуссерля // Гуссерль Э. Логические исследования. Т. II. Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. М., 2001.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

«ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Logische Untersuchungen, 1900—01) — признанное одним из самых значительных в философии 20 в. двухтомное сочинение Э. Гуссерля l томе («Пролегомены к чистой логике») подвергнут резкой критике психологизм — влиятельная на рубеже веков программа обоснования логики с помощью психологии, т. е. «выведения» понятий и законов из наблюдения за процессами индивидуального сознания. Поскольку сам Гуссерль отдал дань психологизму в своей первой работе «Философия арифметики», эта критика является и самокритикой. В I— X главах содержится размежевание с различными концепциями, отнесенными к психологизму (Дж. Ст. Милль, Т. Липпс, X. Зигварт, Б. Эрдманн и др.). В I томе также набросан (в XI главе) проект «чистой логики» как учения о категориях значений и предметностей, о законах и теориях, коренящихся в этих категориях, логики как теории о «чистых» возможных типах теории, т. е. как «наукоучения». Эта программа — вместе с заявлениями о «тождественно единой истине», о принципиальном отделении идеального от реальности и ее предметов — у некоторых современников создавала впечатление, будто Гуссерль будет осуществлять кардинальный логицистский проект, основывающийся на идеализме платоновского типа (который, впрочем, в I томе также был подвергнут критике как «метафизическое гипостазирование всеобщего»). Тем неожиданнее оказалась расшифровка программы во II томе. В 1-й его части («Исследования по феноменологии и теории познания») в центре анализа — феномены, которые первоначально предстают как комплексные «данности», единицы сознания. При этом от языковых выражений Гуссерль отделяет физический феномен, в котором выражение конституируется с его физической стороны. Затем внимание перемещается к акту сознания, в котором выражение выступает в его созерцательной полноте (Husserl E. Logische Untersuchungen, Bd. 2,1. Teil. Halle, 1922, S. 37). Чисто внешние стороны феномена вместе со всеми их конкретно-эмпирическими сторонами и характеристиками оставлены в стороне. Но принципиальное отношение феномена к языково-логическим формам, к актам сознания, к данности с помощью созерцания (интуиции) постоянно принимается в расчет, в чем с самых первых шагов состоит специфика феноменологии Гуссерля. В 1-м исследовании 1-й части II тома («Выражение и значение») анализ движется от выражения к его значению (Bedeutung) и к его смыслу (Sinn); тем самьм «смыслодающая» функция феномена усматривается в его связи с предметностями сознания. Последние не тождественны предметностям вне сознания, а коррелятивны основным типам языковых выражений и актам значимости (Akten des Bedeutens). «Значения образуют класс понятий в смысле всеобщих предметов» (S. 101). Логика (как и все теоретические дисциплины) исследует «идеальные комплексы значений». Как раз и имея в виду заложить теоретико-познавательный фундамент для чистой логики, он выделяет и особо анализирует всеобщие идеальные предметы (2-е исследование — «Идеальное единство рода и новая теория абстракции»), одновременно опровергая классическую теорию абстракции Дж. Ст. Милля, Локка, Спенсера. Беркли и Юма. Главный недостаток этих теорий Гуссерль усматривает в психологизации всеобщего.
В феноменологии (начиная с «Логических исследований») центральное значение придается специфически истолкованным актам сознания, в коррелятивную связь с которыми приводится «единство значения». «Всякое мышление, а в особенности всякое теоретическое мышление и познание осуществляется в известных «актах», которые выступают в связях речи, использующей [языковые] выражения. В этих актах заключается источник всех единств значений, которые противостоят мыслящему в виде объектов мышления и познания или подлежащих объяснению оснований и законов, теории и наук. относящихся к этим объектам. В этих актах заключен, следовательно, источник соответствующих всеобщих, или чистых, идей, идеально-законообразные связи которых стремится установить чистая логика; на прояснение их направлена критика познания» (Logische Untersuchungen, Bd. II, II. Teil, S. l ). Цель их в том, чтобы возвести к актам как своему источнику не только всеобщие, но и всякие иные предметности (Gegenstandlichkeiten) сознания. При этом «акт» в феноменологическом смысле не тождествен таким известным из философии и психологии формообразованиям сознания, как восприятия, представления и т. д., хотя и связан с ними. Так, «в самом восприятии какой-либо «этой» веши (этот стол и т. п.) не заключено ни одной части значения». Восприятие здесь — лишь эмпирическая основа для развертывания нового акта, который Гуссерль называет интенциональным актом: суть последнего — в идеальном «полагании — этого» (Dies — Meinen. Ibid., S. 18, 16, 21).
В 3-м и 4-м исследованиях («Учение о целом и части», «Различие между самостоятельными и несамостоятельными значениями и идея чистой грамматики») на первый план выдвигается проблема предметности в ее феноменологическом толковании. Предметность как таковую и ее типы (Gegenstandlichkeiten) он, правда, в соответствии с традициями логики увязывает с языковыми выражениями и суждениями, но оригинальным, именно феноменологическим моментом становится обнаружение их коррелятивной связи с особыми, а именно интенциональными, переживаниями сознания (5-е исследование «Об интенциональных переживаниях и их содержании»). Предметности понимаются как то, что интенциональные переживания «полагают» (meinen, «мнят»), на что они направлены. Так зарождается «интенциональность» в гуссерлевском толковании: интенциональное переживание и интенциональный предмет — не две различные вещи, а нечто единое (Bd. II, I. Teil, S. 372). Даже наши чувства характеризуются интенциональной, предметной направленностью. (Не-интенциональны, согласно Гуссерлю, лишь элементарные ощущения, что оспаривается некоторыми критиками.) В отличие от психологии феноменология анализирует не реально-эмпирические, а идеальные, т. е. собственно интенциональные, стороны переживаний. Беря для анализа интенциональный акт, на его основе он выделяет: интенциональный предмет, интенциональную материю (Hyle) и интенциональную сущность. От интенциональной материи он отличает интенциональное качество: акт может быть актом восприятия, представления, вынесения суждения (Beurteilung), оценивания и т. д. Материя (Hyle) как раз и характеризует направленность акта на нечто предметное — на то, что представляют, о чем судят и т. д. Качество и материя в их единстве составляют интенциональную сущность акта. 6-е исследование («Феноменологическое объяснение познания») в еще большей степени вводит в теорию значений ранней феноменологии интуитивно-процессуальные элементы. Гуссерль различает «интенцию значения» (Bedeutungsintention) и «исполнение значения» (Bedeutungseriullung). В первом случае какая-либо предметность только «положена», интендирована, во втором — она «исполняется» в акте созерцания, т. е. предметное содержание объективно и несомненно предстает в своей идентичности (Bd. II, II. Teil, S. 35). Исполненное значение коррелируется с истиной и имеет своей противоположностью иллюзию. Туссерль предпринимает оригинальную попытку синтезировать логические и феноменологические аспекты теории истины. При «исполнении» интенции «предметное есть в точности то, на что направлялась интенция, оно действительно «современно» (gegenwartig) и дано» (S. 118). Благодаря расшифровке исполнения значения (синтеза исполнения значения) проясняются понятия очевидности, или познания в наиболее точном смысле слова, а также совершенно уясняется понятие «истина» (Bd. II, Т. II, S. 5). Ибо исполнение значения служит задаче идентифицирования содержания в различных актах; тем самым реализуется единство познания, а вместе с ним акты действительно становятся объективирующими, или «смыслодающими» (Ibid., S. 50, 51, 52). Полагаемые, т. е. интендируемые предметы мы при исполнении значения созерцательно переживаем как «сами (selbst) эти предметы»; это направленность на «сами вещи», или само содержание (an die Sache selbst — S. 65). Нельзя забывать, что, по Гуссерлю, «цель абсолютного познания» — «адекватное самопредставление (Selbstdarstellung) познаваемого объекта» (S. 66). Он различает следующие «градации полноты интуитивного содержания», параллельно которым идут градации полноты представляемого содержания: 1) объем или богатство полноты (соответственно тому, с большей или меньшей исчерпанностью изображается содержание предмета); 2) жизненность полноты (степень приближения примитивного сходства изображения к изображению соответствующих содержательных моментов предмета); 3) реальное содержание полноты. Поэтому «адекватным» восприятием можно считать такой идеал, которому соответствует максимум объема, жизненности и реальности — даже «самоявленности» объекта в его полноте и целостности (S. 83, 84). На этом пути Гуссерль модифицирует и теорию истины. Истину он рассматривает: 1) как «коррелат идентифицирующего акта» — здесь она есть смыслосодержание; и как коррелат идентифицирования — здесь она является «идентичностью». Истина есть «полная согласованность между положенным (Gemeintem) и данным как таковым. Эта согласованность переживается в очевидности, поскольку очевидность есть актуальное исполнение адекватного идентифицирования» (S. 122). Это «предметная» сторона истины; 2) истина есть также «идеальное отношение», касающееся акта, его формы: акт «абсолютной адекватности» соответствует истине; 3) истина отвечает «абсолютной полноте» интенции; 4) истина определяется и как «правильность той сущности интенции, которая соответствует познанию» (S. 123). Заключительные главы 2-й части II тома «Логических исследований» и Приложение к нему Гуссерль посвятил противопоставлению необычного хода мыслей и непривычной терминологии своего произведения традиционным толкованиям понятий абстракции, созерцания, феномена. Он подчеркивает, в частности, что в феноменологии ведет речь не о чувственной абстракции, дающей «чувственные понятия» (цвет, дом, суждение, желание и т. д.), а об «идиирующей», т. е. сверхчувственной абстракции, постигающей «предмет» как «идеальное бытие», дающей «чисто категориальные понятия» — такие, как единство, множество, отношение, понятие. Подобно этому, заявляет Гуссерль, он исследует не чувственное, а категориальное (всеобщее) созерцание, типичное для теоретических наук, в частности для логики (S. 183—185). Так Гуссерль в конце работы перебросил мостик к ее I тому, к замыслу «чистой логики» как наукоучения.
После появления «Логических исследований» наиболее часто высказывался упрек в том, что Гуссерль, борец против психологизма, сам впадает в психологизм. Он отчасти вынужден был признать это, однако настаивал на том, что de facto все же «проводился сущностный анализ» (Husserl E. Entwurf einer fonede zu den «Logischen Untersuchungen», 1913, «Tijdschrift voor Fuosofie» l, 1939, S. 329). Впоследствии автор еще более критически высказывался о «Логических исследованиях», хотя ряд текстов (5-е и 6-е исследования) по-прежнему оценивал весьма высоко. Отдельные идеи «Логических исследований» нашли продолжение в последующих логико-философских сочинениях Гуссерля. Напр., в «Формальной и трансцендентальной логике» (§ 28, 35) сходно с «Логическими исследованиями» определялись три задачи, соответственно три ступени чистой логики: 1) чистое формальное учение о значении; 2) формальная логика следствий (Konsequenzlogik); 3) теория дедуктивных систем. Некоторые выдающиеся философы 20 в. (Б. Рассел, М. Хайдеггер) причисляли «Логические исследования» к лучшим, поистине классическим философским произведением нашего столетия.

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
214.49 кб

Логические исследования

Тренделенбург Адольф
Читать PDF
470.75 кб

Логическая программа исследования свойств времени

Малюкова О. В.
Современное научное сознание не удовлетворяется частичными представлениями о времени. Назрела необходимость предпринять попытку междисциплинарного синтеза, которая будет шагом вперёд в деле создания целостной концепции времени.
Читать PDF
1.09 мб

Исследование логического мышления детей старшего дошколного возраста

Альгожина А.Р., Капбасова Г.Б., Капашева Г.А.
В статье представлены результаты эмпирического исследования элементов логического мышления. Выявлено, что проведение специальных развивающих занятий положительно влияет на уровень развития логического мышления.
Читать PDF
145.34 кб

Проект «Теории науки» и Логические исследования Адольфа Тренделенбурга

Демин Максим Ростиславович
В статье анализируются основные принципы философского проекта одного из самых влиятельных университетских философов Германии середины XIX века Адольфа Тренделенбурга.
Читать PDF
112.68 кб

Формально-логическое моделирование в исследовании целостных социальных систем

Сомкин А. А.
Выявляется специфика формально-логическогомоделирования целостных социальныхсистем, к которым относятся личностьи социум.
Читать PDF
1.25 мб

Исследование целеполагания руководителей при помощи системы логических уровней

Ульянов Андрей Андреевич
Рассматривается эволюция представлений о логических уровнях, выделяются их основные признаки.
Читать PDF
333.20 кб

Значение логической культуры в контексте исследования политического авторитаризма

Вялых В.В.
Политические отношения предполагают определенный вид коммуникации не только между отдельными индивидами, но и между обществом и государством.
Читать PDF
248.24 кб

Трансцендентально-логические модальности в исследовании оснований научного знания

Антаков С. М.
Действительное развитие философии осуществлялось всегда немногими.
Читать PDF
14.12 мб

Между психологизмом и логицизмом: от вильгельма Вундта к логическим исследованиям аутизма

Максудова-Елисеева Г.В.
В связи с новейшими исследованиями в философию логики возвращается проблема взаимодействия логики и психологии.
Читать PDF
156.52 кб

Эмпирические исследования рационально-логических и чувственно-эмоциональных компонентов образа Велик

Позднякова-кирбятьева Еллина Геннадиевна
Статья посвящена проблеме исследования образов исторической памяти.
Читать PDF
853.74 кб

Об исследовании дедуктивных возможностей некоторых логических форм суждений универсальной силлогисти

Сидоренко Олег Иванович
Исследованы дедуктивные возможности логических форм суждений универсальной силлогистики, истинных на двух отношениях между терминами со стороны их объемов, с помощью семантического метода вычисления результирующих отношений.

Похожие термины:

  • ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

    метод научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализа. Направленный на анализ определенного (как правило, высшего) исторического состояния объект
  • логические исследования в россии и ссср

    ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ И СССР — развитое направление научных исследований, результаты которого получают международное признание. Оно стало интенсивно развиваться несколько позже, чем
  • ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: В КОНТЕКСТЕ ЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    Наименование области научных исследований, направленных на изучение и воспроизведение функций человеческого мышления через проектирование рациональных агентов. Данное понятие было введено в н