ЛЯО ПИН

Найдено 1 определение
ЛЯО ПИН
Ляо Дэнтин, Ань Сюйгай, Ляо Цзипин, Сюйхай, Сюньчжай, прозе. Уи, Люи лаожэнь ("Старец шести толкований"). 1852, уезд Цзиньянь пров. Сычуань,- 2.5.1932, Чэнду. Каноновед, филолог. Имел высшую ученую степень цзиньши. С 1898 - директор школы искусств в Цзычжоу пров. Сычуань. После антимонар-хич. Синьхайской революции 1911 возглавил Тайный совет Сычуаньского военного прав-ва. В августе 1912 принимал участие в 1-й Всекит. конференции по конфуцианству. В 1914 - 22 занимал должности директора Сычуаньского гос. ин-та, проф. Ин-та Зап. Китая и Высшей педагогич. школы в Чэнду. В первом крупном соч. "Цзинь гу вэнь као" ("Испытание текстов новых и старых письмен", 1885) доказывал, что тексты конф. канонов "старых письмен" (см. Цзин сюз) берут за основу ритуализм (ли чжи) "Чжоу ли", тексты "новых письмен" - "режим царя" (ван чжи), т.е. реформаторские нормы практич. правления; полагал, что это разграничение восходит к акцентам соответственно в раннем и позднем творчестве Конфуция. Распространенной в 19 в. доктрине "смешения и объединения канонов новых и старых письмен" (хунь хэ цзинь гу) противопоставил тезис об их "равноценности и разграничении" (пин фэнь цзинь гу). В 1887 - 97 пришел к выводу, что тексты "старых письмен" подделаны Лю Синем (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.) в политич. интересах узурпатора трона Ван Мана. В 1898- 1901 отмежевался от идеологии Кан Ювэя, реабилитировал "великую традицию" (да тун [2]) текстов "старых письмен" как трактующую об "управлении миром" и противопоставленную "малой традиции" (сяо тун) текстов "новых письмен", посвященных управлению страной ("Ди цю синь и" - "Новое о принципах [устроения] земли"). В 1902-12 отошел от каноноведческой традиции, осн. на различении текстов "старых" и "новых письмен", под влиянием идей буддизма развивал тезис о наличии в канонах "старых" и "новых письмен" лишь посюстороннего "человеч. учения" (жэнь сюэ) "совершенномудрых" (шэн [1]), выше к-рого стоит трансцендентное "небесное учение" (тянь сюэ), заключенное в "Ши цзине" и "Чжоу и". В 1912-18 обосновывал положение о непротиворечивом взаимодополнении "человеч." и "небесного учения"; к первому относил "Ли цзи", "Чунь цю", "Шу цзин", ко второму - помимо двух указ, выше соч. также "Юэ цзин" (см. "Ши сань цзин"), в к-ром сочетались "великая" и "малая" традиции (напр., "Кун цзин чжэсюэ фа вэй"- "Раскрытие сокровенного в философии канонов Конфуция", 1913). Последние годы жизни, отойдя от педагогич. работы, посвятил толкованию принципов "небесного учения" с помощью "Хуан-ди нэй цзина" ("Ши цзин цзин и" - "Канонич. толкование "Канона песен", "И цзин цзин и"-"Канонич. толкование "Канона перемен"). Л.П.- последний из крупнейших знатоков текстов "старых" и "новых письмен", его изыскания оказали значительное влияние на кит. гуманитарную науку, их высоко ценили Чжан Чжидун, Юй Юэ, Кан Ювэй. *Л.П. сюэ шу лунь чжу сюань цзи (Избр. соч. Л.П. по науке и искусствам). Ч. 1. Чэнду, 1989; **Чжунго цзиньдай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Биофафии знаменитых кит. философов современности). Т. 1. Цзинань, 1982. Ван Сяоци

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь