ЛЯН ЧЖИЛЯНСКИЙ У-ДИ

ЛЯН ШУМИН

Найдено 2 определения термина ЛЯН ШУМИН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЛЯН ШУМИН (Лян Хуаньдин, Лян Шоумин)

17 сентября 1893, Пекин — 23 июня 1988, там же) — китайский философ, представитель нового конфуцианства, деятель движения «аграрной реконструкции». В молодости испытал влияние идей буддизма, в 1917—24 преподавал в Пекинском университете индийскую философию. В 1922 опубликована прославившая его книга «Дун си вэньхуа цзи ци чжэсюэ» («Культуры Востока и Запада и их философии»). После 1924 участвовал в просветительской работе в деревне, в 1931 основал и позднее возглавил Институт аграрной реконструкции. Стал одним из создателей и руководителей Демократической лиги Китая, редактором ее печатного органа «Гуанмин бао» (Гонконг). В 1947, выйдя из Лиги, вернулся к научной и преподавательской работе, в 1949 опубликовал книгу «Чжунго вэньхуа яои» («Главный смысл китайской культуры»). В сентябре 1953 Лян Шумин выступил с критикой КПК за то, что она забыла о нуждах крестьян и оставила их в нищете, сосредоточившись на индустриализации и повышении уровня жизни рабочего класса, за что получил от Мао Цзэдуна резкую отповедь. Волна политической критики «реакционных» взглядов Лян Шумина продолжалась до 1956. В ходе «культурной революции» он сознательно уклонился от участия в кампании по критике Конфуция. В 1975 завершил работу «Жэньспнь юй жэньшэн» («Человеческое сознание и человеческая жизнь», опубл. в 1984). В 1980 Лян Шумин был избран в комитет по реформе конституции КНР, в 1985 возглавил совет независимой .Академии китайской культуры.

Идеи Лян Шумина сформировались в нач. 1920-х гг в условиях спора китайской интеллигенции о пределах «вестернизации» национальной культуры. Помимо конфуцианства и буддизма испытал влияние идей А. Бергсона и А. Шопенгауэра. Согласно Лян Шумину, основа вселенной — «жизнь» (шэнмин), представляющая собой «неисчерпаемую волю-желание (июй)». В творении начал национальной культуры велика роль гения (в Китае это Конфуций, в Индии — Шакьямуни). Направленность воли определяет несходные типы культур: западная культура носит научно-рациональный характер и нацелена на движение вперед, на борьбу и покорение материального мира; китайская культура интуитивна, философична и направлена на «внутреннюю жизнь» человека и его гармонизацию с миром; индийская культура, по своей природе религиозная и обращенная к прошлому, уводит человека из мира. Сравнивая эти три типа культур, Лян Шумин заключил, что мировая культура будущего — это возрожденная китайская культура. Он рекомендовал «отвергать индийский подход, из которого нельзя брать ничего», «полностью принимать западную культуру, но при этом коренным образом модифицируя ее» и «вновь критически взять изначальный китайский подход» (Поли. собр. соч., т. 1, с. 528).

Лян Шумин усматривал в религии главный водораздел между христианским путем Запада и «безрелигиозно-квазирелигиозным» путем Китая, основанном на моральных поучениях Конфуция, ритуале, музыке и безрелигиозной морали. Опора на субъективистское учение неоконфуцианской школы синь сюэ Лу Цзююаня — Ван Янмина сочеталась у Лян Шумина с пристальным вниманием к «рассудочности» (лисин) китайской культуры, противостоящей «разумности-интеллектуальности» (личжи) послекантовского менталитета Запада. «Рассудочность» в учении Лян Шумина носит интуитивно-моральный характер и сближается с понятием Мэн-цзы о врожденном знании добра (лян чжи). В конце жизни Лян Шумин попытался заново изложить свое учение о «вселенской изначальности человеческого духа» с опорой на современные достижения психологии, биологии и нейропсихологии.

Соч.: Лян Шумин цюаньцзи (Полн. собр. соч. Лян Шумина), т. 1— 8. Цзинань,1989.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛЯН ШУМИН

1893-1988. Философ, представитель концепции духовного превосходства Востока над Западом, обществ, деятель. Получил образование в спец. политико-юридич. школе Чжикан. Преподаватель филос. ф-та Пекинского ун-та (1917 - 24), читал гл. обр. курс инд. философии. Занимался изучением вопросов образования и просветительской деятельностью в рамках движения "за возрождение деревни" (фусин нунцунь) и курса на "строительство деревни" (сянцунь цзяньшэ) (пров. Шаньдун, 1924 - 9). С 1929 - организатор и руководитель Хэнаньского политич. ин-та управления деревней, основатель Ин-та аграрного строительства (пров. Шаньдун), гл. ред. ежемесячного журн. "Цуньчжи юэкань" (1929 - 30) и журн. "Сянцунь цзяньшэ" (30-е годы). Создатель и руководитель "Об-ва аграрной реконструкции Китая" (Чжунго сянцунь цзяньшэ сюэхуэй, 1930) и (вместе с Лян Чжунхуа, Чжан Юаньшанем, Янь Янчу и Ян Кай дао) "Группы аграрной реконструкции" (Сянцунь цзяньшэ пай), один из инициаторов создания и лидеров Демократич. лиги Китая (1939 - 49), первый ред. первого органа Лиги - газеты "Гуанмин бао" (Гонконг). После образования КНР - чл. НПКСК. В ходе кампании "борьбы против правых" (1956 - 8) был объектом критики. Филос. воззрения Л.Ш. сформировались под влиянием идей Лу [Цзююаня]-Ван [Янмина] школы, буддизма и бергсонианства. Весь окружающий мир (космос) Л.Ш. рассматривал как процесс жизни человека, непрерывного удовлетворения его помыслов и желаний: "Мир воплощен в жизни; он существует благодаря жизни"; "жизнь - это процесс бесконечного удовлетворения беспрерывно возникающих желаний; прекращение этого процесса равнозначно прекращению жизни"; лишь при наличии "уже данного я" (материальное) и противостоящего ему относительного "теперешнего я" (разум, дух) может идти речь о реальности сущего. Гносеологич. воззрения Л.Ш. характеризовались апологией интуитивного восприятия, прямого постижения истины без обоснования с помощью доказательств, мистич. состояния полного единства (слияния) "я" с др. "я" и окружающим миром: в моменте интуитивного познания жизнь и интуиция сливаются воедино без деления на субъективное и объективное, и это единство можно назвать абсолютным. Гл. детерминантом социально-историч. развития Л.Ш. считал духовную культуру, отдавая ей приоритет над экономич. и политич. факторами. Приняв за критерий направленность человеч. помыслов и желаний, Л.Ш. выделял в культуре всего человечества три типа: кит., зап. (европ.) и инд., отводя последней наиболее высокое место в системе ценностей мировой цивилизации. Вместе с тем он настаивал на безусловном превосходстве кит. культуры над зап. Первая всегда видела подлинный смысл бытия индивидуума в нравств. самосовершенствовании (цзы сю), "облагораживании нац. духа" и моральной консолидации об-ва, т.е. ставила (как и инд. цивилизация) духовные ценности выше низменных материальных. Вторая, напротив, привержена утилитарному подходу к вопросам человеч. бытия. С т.зр. Л.Ш., Запад должен определить свой "жизненный путь" в соответствии с приоритетами вост. системы ценностей, в части., кит. мысли, поскольку она являет собой пример счастливого равновесия между человеком и природой (субъектом и объектом, микрокосмом и макрокосмом). Вслед за Янь Фу, Лян Цичао, Тао Мэнхо и др. Л.Ш. утверждал, что в деле возрождения нарушенных нравств. устоев европейцы могут использовать теории Р. Эйкена, А. Бергсона, П.А. Кропоткина и Б. Рассела, в меньшей степени - Дж. Дьюи, У. Джемса, Р. Тагора и А. Эйнштейна, т.к. все они "обращали свои взоры на Восток". В то же время он соглашался, что Китаю полезно заимствовать отд. элементы зап. институтов науки (как экономич. фактора) и демократии (как фактора политич.), но только при условии сохранения "преимуществ, сторон кит. цивилизации", таких, как духовность, гуманистич. направленность и интуитивность мышления, естественность. Гл. формантом самобытного нац. сознания Л.Ш. полагал конфуцианство, без возрождения к-рого, пусть и в несколько ином качестве, невозможно преодолеть отсталость Китая. Конфуцианство считало структурообразующим элементом всех обществ, отношений семью, к-рая была гл. объектом гос. политики по созданию и укреплению "духа свободного сотрудничества и равноправия". Поэтому развитие личности (как члена "семьи") и прогресс об-ва (как одной нац. семьи) всегда представляли собой взаимосвязанные процессы. Л.Ш. подвергал последовательной критике зап. социально-экономич. и политич. системы. Отрицание коммунистам, доктрины обусловливалось неприятием классовой борьбы, насильств. методов захвата власти, авторитарных методов правления и "коммунистич. коллективизма", подразумевающего подавление личности, принесение ее в жертву ложно понятым обществ, интересам, выразителями к-рых объявляет себя малочисленная группа "вождей". В сосредоточении власти в руках меньшинства Л.Ш. усматривал и гл. причину осн. противоречия капитализма - несоответствия между высоким уровнем развития производительных сил и низким уровнем жизни части населения; другую причину - в бурж. индивидуализме, ориентирующем на удовлетворение в первую очередь своих материальных интересов. Л.Ш. полагал неприемлемым для Китая "путь промышленной революции", т.к. в стране отсутствовали для этого как политич. (демократич. традиции, многопартийность), так и материальные (индустриальная инфраструктура, машины и механизмы) предпосылки. В то же время в стране есть все условия (обширная территория, многочисленное трудолюбивое население) для развития аграрного сектора экономики. Теория аграрного строительства (сян-цунь цзяньшэ) Л.Ш., суммированная в лозунгах развития Китая по пути "созерцательного аграрианизма" ("Деревня - опора государства", "Сельское хоз-во - основа экономики"), подразумевала возрождение системы доверительного сотрудничества всех соц. слоев, придачу руководящей роли в решении обществ, проблем "творческим умам", интеллектуальной элите как посреднику между властями и народом, аккумулирующему в себе ценности духовного наследия прошлого, камертону обществ, мнения. Сторонники "аграрной реконструкции" считали, что она является неизбежной предпосылкой нац. реконструкции Китая в целом. С т. зр. Л.Ш., руководимое им движение должно было находиться в стороне от непосредств. борьбы за власть, а "Группа аграрной реконструкции" - представлять собой не политич. партию, но скорее "социальную силу", способную оказывать давление на прав-во, используя обществ, мнение. Однако медленный прогресс движения заставил Л.Ш. и его единомышленников принять участие в создании Демократич. лиги, политич. коалиции "промежуточных сил". Если Чжан Цзюнъмая называли "неоконфуцианцем 20 века", то Л.Ш.- "последним конфуцианцем". Эволюция его взглядов типична для большинства кит. традиционалистов: увлечение зап. мыслью - возвращение к апологии ценностей отечеств, наследия. Л.Ш. считал, что в конечном итоге подобная эволюция неизбежна для всех кит. интеллектуалов и обществ, деятелей, в т.ч. и сторонников марксизма. [Ред.]. Инду чжэсюэ гайлунь (Очерк инд. философии) // Дун Си вэньхуа цзи ци чжэсюэ (Культуры Востока и Запада и их философии). Шанхай, 1922; Шумин саньши цянь вэньлу (Произведения [Л.]Ш., написанные в возрасте до 30 лет). Шанхай, 1926; Чжунго миньцзу цзьщзю юньдун чжи цзуй хоу цзюсу (Последнее осмысление движения за самоспасение кит. нации). Бэйпин, 1932; Чжунго чжи дифан цзычжи вэньти (Проблемы местного самоуправления в Китае). Цзоупин [Шаньдун], 1935; Сянцунь цзяньшэ лилунь (Теория строительства деревни). Цзоупин [Шаньдун], 1937; Жухэ кан ди (Как противостоять врагу). Учан, 1938; Цзяоюйлунь вэньцзи (Собр. произв. по теории просвещения). Чунцин, 1945; Чжунго вэньхуа (Квинтэссенция кит. культуры). Шанхай, 1946. **Баталов Э.Я. Критика осн. направлений кит. реакционной бурж. философии новейшего времени (1919 - 1949). [Канд. дис.). М., 1964; Буров В.Г. Совр. кит. философия. М., 1980. С. 57 - 62, 174 - 7, 183 - 5; Цверианишвили А.Г. Л.Ш. и Ху Ши о культурах Востока и Запада // 15-я НК ОГК. Ч. 3. М., 1984; Его же. Л.Ш. и Бертран Рассел о кит. и зап. культурах // Развивающиеся страны. Политика и идеология. М., 1985; Краснов А.Б. Категория "лисин" в философии Л.Ш. // 21-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1990; Ай Сыци. Пипань Л.Ш. чжэсюэ сысян (Критика филос. взглядов Л.Ш.). Пекин, 1956; Л.Ш. сысян пипань (Критика взглядов Л.Ш.). Т. 1 - 2. Пекин, 1955; Van Slyke, Lyman P. Liang Sou-ming and the Problem of Alternatives in Modern Chinese History. Univ. of Calif., 1958; Id. Liang Sou-ming and the Rural Reconstruction Movement // The Journal of Asian Studies. XVIII-4 (Aug., 1959). C.P. Белоусов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЛЯН ШУМИН — 0

Найдено научныех статей по теме ЛЯН ШУМИН — 0

Найдено книг по теме ЛЯН ШУМИН — 0

Найдено презентаций по теме ЛЯН ШУМИН — 0

Найдено рефератов по теме ЛЯН ШУМИН — 0