ЛЯКУПРИЛЯН ЧЖИ

ЛЯН ЦИЧАО

Найдено 2 определения термина ЛЯН ЦИЧАО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЛЯН ЦИЧАО

Лян Чжожу, Лян Жэньгун, прозвище Инь бин ши чжужэнь— «Хозяин кабинета Глотания льда») (23 февраля 1873, Синьхуэй провинции Гуандун — 19 января 1923, Пекин) — представитель либеральной реформистской политической мысли Китая Нового времени, философ, литератор. Активно участвовал в разработке идеологии реформаторства в рамках развернутого Кан Ювэем и Тань Сытуном политического движения. В 1896 издавал в Шанхае газету «Ши у бао», в которой пропагандировал идеи конституционного реформирования государства, демократии и равенства. После поражения «ста дней реформ» в 1898 эмигрировал в Японию. В нач. 20 в. выступал против революционно-демократического движения, возглавляемого Сунь Ятсеном, отвергал установление республики путем насильственной революции, призывал остановиться на «просвещенной монархии». После Синьхайской революции входил в правительство Юань Шикая, в 1916 выступил против его планов реставрации императорского правления, был министром финансов в правительстве Дуань Цижуя (1917).

В 1898—1911 деятельность Лян Цичао была сосредоточена на пропаганде западных теорий либерализма, попытках синтеза идеи свободы Дж. Милля, Ж.-Ж. Руссо и И. Канта с эволюционизмом Ч. Дарвина и Г. Спенсера. Принципы эволюции он распространял на политическое устройство общества и на исторический процесс, отказываясь от традиционной в китайской мысли теории циклизма в общественном развитии. Подчеркивал важность для Китая свобод в области интеллектуального творчества, слова и печати, критиковал Кан Ююя за его осуждение либерализма. В своей полемике со сторонниками буржуазно-демократической революции Лян Цичао исходил из опасений, что свержение маньчжурской династии может вызвать иностранное вмешательство, которое еще больше ослабит страну. В 1912—14 Лян Цичао сблизился с Чжан Цзюньмаем и Чжан Дунсу нем. В 1920 поддержал выступления последнего против распространения марксизма в Китае. Морально-этические факторы считал детерминантами исторического развития общества, выступал за «непрерывность морального духа», т. е. преемственность этических императивов. Движение истории, по Лян Цичао, реализуется через «героев», возвышающихся над массами и ведущих их вперед.

Синьхайская революция 1911 и «Движение 4 мая» побудили Лян Цичао изменить подход к традиционной мысли. От осуждения конфуцианства как орудия деспотической власти он перешел к позитивной оценке, трактуя его как духовную скрепу китайского общества и основу существующих в нем тенденций к единству, бесклассовости, равенству и справедливости. После поездки в Европу на Парижскую мирную конференцию в 1918 констатировал крах «западной мечты» о всемогуществе науки, предложив пропаганду на Западе китайской духовности как возможный путь спасения западной материальной цивилизации.

Философия Лян Цичао сближалась с буддизмом и идеями неоконфуцианской школы «учения о сердце-разуме» (синь сюэ). Он полагал, что «среда» создается «духом» (синь), а «идея есть мать реальности». Истинной он считал лишь духовную сферу, а материальную признавал иллюзорной; лежащую в основе мироздания «изначальную пневму» (юань ци) трактовал как духовное объективное начало. Присущая человеку «духовная сила» несет в себе немыслимое и сокровенное — глубинную онтологическую реальность, выдвигая тем самым человека на особое место в мироздании. Центральное понятие гносеологии Лян Цичао — «умозрение» (хуэй гуань) — означает обнаружение истины посредством нахождения объективных фактов, раскрывающих идеи, уже содержавшиеся до этого в сознании человека, что близко к традиционному понятию о «врожденном знании добра» (лян чжи). Лян Цичао высоко ценил попытку китайских мыслителей эпохи Цин ( 1644— 1911 ) освободить мысль от догматических напластований путем прямого обращения к произведениям древних философов. Он охарактеризовал обратившегося от субъективных озарений к наблюдениям за реальностью Дай Чжэня как «поворотную фигуру в китайской культуре», поддержал реформаторский антитрадиционалистский пафос «школы текстов новых письмен».

Соч.: Инь бич ши хэ цзи (Свод сочинений из кабинета Глотания льда),т.1-40. Шанхай, 1936.

Лит.: БорохЛ. Н. Общественная мысль Китая и социализм (нач. XX в.). М., 1984; Levenson T. R., Liang Chi-chao and the Mind of Modern China. Cambr. (Mass.), 1959; HuangPh.C. Liang Chi-chao and Modern Chinese Liberalism. Seattle—L., 1978.

А. В. Ломаное

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛЯН ЦИЧАО

Лян Чжожу, Лян Жэньгун, прозе. Инь бин ши чжужэнь (Хозяин кабинета Глотания льда). 23.2.1873, Синьхуэй пров. Гуандун, - 19.1.1923, Пекин. Представитель либеральной реформистской политич. мысли Китая нового времени, философ, историк философии, литератор. Ученик и сподвижник Кан Ювэя, активно участвовал в разработке идеологии реформаторского толка в рамках развернутого Кан Ювэем и Тань Сытуном политич. движения. В 1896 издавал в Шанхае газету "Ши у бао", в к-рой пропагандировал идеи конституц. реформации гос-ва, демократии и равенства. После поражения политики "Ста дней реформ" в 1898 эмигрировал в Японию, был гл. ред. изданий "Цин и бао" и "Синь мин цун бао", перейдя на конституционно-монархич. позиции. Совместно с Кан Ювэем создал в Японии "Союз защиты императора" (Баохуанхуэй). В нач. 20 в. выступал против революционно-демократич. движения, возглавляемого Сунь Ятсеном, отвергал установление республики путем насильств. революции, призывал остановиться на "просвещенной монархии". После Синьхайской революции входил в прав-во Юань Шикая, в 1916 выступил против его планов реставрации имп. правления, был министром финансов в прав-ве Дуань Цижуя (1917). В 1898-1911 деятельность Л.Ц. сосредоточена на пропаганде зап. теорий либерализма, попытках синтеза идеи свободы у Дж. Милля, Ж.Ж. Руссо и И. Канта с эволюционизмом Ч.Дарвина и Г. Спенсера, что сближает Л.Ц. с Янь Фу. Принципы эволюции он распространял на политич. устройство об-ва и на историч. процесс, отказываясь от традиц. для кит. мысли теории циклизма в обществ, развитии. Подчеркивал важность для Китая свобод в области интеллектуального творчества, слова и печати, критиковал Кан Ювэя за его осуждение либерализма на основании печальных уроков Франц. революции. В своей полемике со сторонниками буржуазно-демократич. революции Л.Ц. исходил из опасений, что свержение маньчж. династии может вызвать иностр. вмешательство, к-рое еще больше ослабит страну. В 1912 - 14 Л.Ц., возглавлявший в Тянь-цзине журн. "Юн янь", сблизился с Чжан Цзюньмаем и Чжан Дунсунем. К тому времени он сформулировал идею специфики Китая в сфере политич. устройства: отсюда вытекала необходимость разработки форм народовластия, соответствующих уровню экономич. развития страны. В 1920 поддержал выступления Чжан Дунсуня против распространения марксизма в Китае. Полагал, что подлинная идея социализма состоит в улучшении жизни рабочих; это возможно на Западе, в Китае же следует еще поработать над созданием самого рабочего класса. Призывал контролировать отношения труда и капитала, развивать гос. сектор в экономике, создать условия для возникновения сильного нац. капитализма. Морально-этич. факторы Л.Ц. считал детерминантами историч. развития об-ва. Выступал за "непрерывность морального духа" об-ва, т.е. преемственность этич. императивов. Движение истории, по Л.Ц., реализуется через "героев", возвышающихся над массами и ведущими их вперед. Синьхайская революция 1911 и "движение 4 мая" побудили Л.Ц. изменить подход к традиц. мысли. Ранее он осуждал конфуцианство как орудие имп. власти и апологию порабощения. К нач. 20-х гг. он пришел к трактовке традиц. об-ва, сложившегося после дин. Цинь (221 - 207 до н.э.), как единого и неклассового, обладающего достаточными элементами равенства и справедливости, возможностями вертикальных перемещений по социальной лестнице. Духовной скрепой такого обществ, организма было конфуцианство, выражавшее идеи равенства и справедливости. Л.Ц. выступал за легитимизацию конф. религии в качестве конституц. нормы Кит. Республики. После поездки в Европу на Парижскую мирную конф. в 1918 - 20 он констатировал крах "зап. мечты" о всемогуществе науки, противопоставив "материалистич." культуре Запада "духовную" культуру конф. Китая. Л.Ц. не только поставил вопрос о недопустимости односторонней ориентации на зап. культуру, но и призвал кит. молодежь спасать "тысячи и тысячи людей по ту сторону Великого океана", сокрушенных банкротством материальной цивилизации. Синтетич. подход Л.Ц. к зап. и отечеств, традиции повлиял на формирование позиций Лян Шумана и дает основания причислить Л.Ц. к предшественникам постконфуцианства. Филос. построения Л.Ц. имели идеалистич. окраску, сближались с идеями буддизма и неоконф. школы Лу [Цзююаня]- Ван [Янмина]. Л.Ц. считал, что "среда" создается "духом" ("сердцем"-синь [1]), а "идея есть мать реальности". Истинной он считал сферу духовную, сферу материальную - иллюзорной; лежащую в основе мироздания "изнач. пневму" (юань ци [1], см. Ци [1]) трактовал как духовное объективное начало. Присущая человеку "сила духа" (синь ли) несет в себе "немыслимое" и "сокровенное" - глубинную онтологич. реальность, выдвигая человека на особое место в мире. Центр, понятие гносеологии Л.Ц.- "умозрение" (хуэй гуань) означает обнаружение истины посредством нахождения объективных фактов, раскрывающих идеи, уже содержавшиеся до этого в сознании человека, что близко идее "благого знания" (лян чжи, см. Ван Янмин). Л.Ц. принадлежат работы по истории кит. мысли эпохи Цин ("Цин дай сюэшу гайлунь"- "Очерк учений эпохи Цин", 1921; "Чжунго цзинь сань бай нянь сюэшу ши" - "История кит. учений трех последних столетий", 1923). Специфику цинской мысли он видел в "освобождении через возвращение к древности": обращение к произв. мыслителей все более удаленных эпох помогало снять догматич. напластования коммент, традиции. Л.Ц. высоко оценил деятельность критич. направления в неоконфуцианстве кон. эпохи Мин - нач. эпохи Цин (17 - нач. 18 в.), охарактеризовал Дай Чжэня, обратившегося от субъективных озарений к наблюдениям за реальностью, как "поворотную фигуру в кит. культуре", поддержал антитрадиционалистский реформаторский пафос "школы текстов новых письмен" (см. Цзин сюэ). В трактовку историч. процессов Л.Ц. привносил идеи эволюционистского толка. *Инь бин ши хэ цзи (Свод соч. из кабинета Глотания льда). Т. 1 - 40. Шанхай, 1936; **Борох Л.Н. Обществ, мысль Китая и социализм (нач. XX в.). М., 1984; Белоусов С.Р. Кит. версия "гос. социализма". М., 1989; Чжунго цзиньдай чжумин чжэ-сюэцзя пинчжуань (Критич. биографии знаменитых кит. философов нового времени). Т. 1. Цзи-нань, 1982. С. 635 - 70; Levcnson Т.К. Liang Chi-chao and the Mind of Modern China. Camb. (Mass.), 1959; Huang Ph. C. Liang Chi-chao and Modem Chinese Liberalism. Seattle - L., 1978. См. также лит-ру к ст. Борох Л.Н. А. В. Ломаное

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЛЯН ЦИЧАО — 0

Найдено научныех статей по теме ЛЯН ЦИЧАО — 0

Найдено книг по теме ЛЯН ЦИЧАО — 0

Найдено презентаций по теме ЛЯН ЦИЧАО — 0

Найдено рефератов по теме ЛЯН ЦИЧАО — 0