ЛИХТЕНБЕРГ Георг Кристоф
Источник: Философский энциклопедический словарь
F. Schäfer. L. als Psycholog u. Menschenkenner, 1989; E. Bertram. L., 1919; G. Seider. Versuch über die Bemerkungen L. s., 1937; P. Requadt. L. — Zum Problem der dt. Aphoristik, 1948; F. H. Mautner. L. Gesch. Seines Geistes, 1968; H. Gockel. Individualisiertes Sprechen. L.s Bemerkungen zur Erkenntnistheorie u. Sprachkritik, 1973; A. Schöne. Aufklärung aus dem Geist der Experimentalphysik. L. sehe Konjunktive, 1982.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Соч.: W-rke. Stung., 1947; Gesammelte Werke, Bd. 1-2. Fr./M., 1949; Aphorismen, Briete, Schriften. B., 1953; в рус. пер.: Афоризмы, пер. Г. С. Стободкииа. М., 1964.
Лит.: В. Лихтенберг.— В кн.: Он же. Из истории немецкого материализма (последняя треть XVIII в.). М., 1962, с. 65—71; Тройская М. Л. Лихтенберг и Хогарт.— «Ученые записки ЛГУ», 1959, № 276; Dosial-WinklerJ. Lichtenberg und Kant. Problemgeschichtliche Studie. Lpz., 1924; HannP. Ch. Lichtenberg und die exakten Wissenschaften. Gott., 1927; DenekeO. Lichtenbergs Leben, Bd. l. Miinch., 1944; Shofer. Lichtenberg. Gott., 1944.
3. Г. Матюшенко
Источник: Новая философская энциклопедия
(1 июля 1742 – 24 февр. 1799) – нем. просветитель, физик, художеств. критик. Учился в Геттингенском ун-те; с 1769 до конца жизни был там же проф. физики. В 1795 стал членом Академии наук в Петербурге. Л. издавал "Геттингенский карманный календарь" ("G?ttingischer Taschenkalender", 1778–99) и совместно со своим другом нем. революц. демократом Форстером – "G?ttingisches Magazin der Wissenschaft und Literatur" ("Геттингенский журнал науки и литературы", 1780–85). Л. по существу отрицал христ. религию; его воззрения приближались к атеизму. Относительно библии он заявлял, что она написана людьми, и полагал, что человек создал бога по своему образцу. Критикуя агностицизм Канта (к концу жизни Л. в известной мере подпал под его влияние, хотя и не стал правоверным кантианцем), Л. одобрительно высказывался о философии Спинозы и признавал себя сторонником принципа "все – единое". Враг дворянства и духовенства, Л. критиковал духовное убожество, безнравственность и властолюбие дворянства и выступал в защиту порабощенных крестьян. Он поддерживал, хотя и не без колебаний, франц. революцию и призывал немцев преодолеть политич. разобщенность их отечества. Как физик Л. известен наблюдениями над фигурами скользящего искрового разряда, названными Лихтенберговыми; как художеств. критик – своими статьями об англ. трагике Гаррике ("Письма из Англии" – "Briefe aus England", 1898) и англ. художнике Хоггарте ("Подробное разъяснение гравюр Хоггарта" – "Ausf?hrliche Erkl?rung der Hogartschen Kupferstiche", 1794–99, опубл. Bd 1–12, 1794–1816). Соч.: Werke, Stuttg., [1947 ]; Gesammelte Werke, Bd 1–2, Fr./M., 1949; Aphorismen und Briefe, В., [1953 ]; в рус. пер. – Афоризмы, СПБ, 1899; Избр. мысли Лихтенберга, в кн.: Избр. мысли Канта, М., 1906, с. 78–116; Афоризмы, пер. Г. С. Слободкина, М., 1964. Лит.: Тронская М. Л., Л. и Хогарт, "Уч. зап. ЛГУ", 1959, No 276; ее же, Нем. сатира Просвещения, Л., 1962; Гулыга А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть XVIII века), М., 1962 (см. по указат.); Кlеinеibst R., G. Ch. L. in seiner Stellung zur deutschen Literatur, Stras., 1915; Hahn P., G. Ch. L. und die exakten Wissenschaften, G?tt., 1927; Deneke О., Lichtenbergs Leben, [Bd 1 ], M?nch., 1944; Sch?ff ler H., Lichtenberg, G?tt., 1944; Requadt P., Lichtenberg. Zum Problem der deutschen Aphoristik, Hameln, [1948 ]; Вrinitzer К., G. Ch. Lichtenberg, T?bingen, [1956 ]; G. Ch. Lichtenberg, в кн.: Aufkl?rung. Hrsg. vom Kollektiv f?r Literaturgeschichte, В., 1958, S. 580–90.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.