ЛИ — ШИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛИ — ШИ
кит., принцип — дела, сущность — явления) — категории китайской буддийской философии, разрабатываемые в основном Хуаянь школой и Чань школой. В данном контексте термином «ли» обозначается некая единая непроявленная основа всех вещей и явлений, а термин «ши» служит обозначением этих последних как феноменов чувственно воспринимаемого мира во всем их видимом многообразии. В этом смысле в учении школы Хуаянь «ли» и «ши» как понятия образуют оппозиционную пару, что, впрочем, всячески подчеркивает их взаимозависимость. Основные положения учения о ли — ши сводятся к следующим тезисам: 1)ли относится к сфере ноуменального, сущностного, тогда как ши — к сфере феноменального, миру явлений. В силу этого ши не может существовать без ли, подобно тому как «золотой лев» не может существовать, если не существует «золота»; 2) хотя ли представляет собой нераздельное единство, а ши — бесконечное разнообразие отдельных феноменов, во всех этих последних ли всегда присутствует во всей свой полноте. Так, «золото» обретает феноменальное существование во множестве «золотых львов», не утрачивая своей единой сущностной «золотости», и в каждой мельчайшей шерстинке каждого «золотого льва» содержится вся полнота этой «золотости»; 3) реально существует только ли, ши — иллюзорны. Изображения «золотых львов» создаются из золота, но сами по себе они — лишь «пустая» (измышленная) форма, тогда как золото, из которого изготавливаются эти «львы», — реально вне зависимости от воображения изготовителя; 4) ли и ши взаимодополнительны и не отменяют друг друга, т. к. ли служит онтологическим основанием для всех ши, без которого они не могли бы «существовать», а ши — проявлениями ли в феноменальном мире, без которых затруднительно суждение о реальности ли-принципа. Напр., в паре «золото» (ли) и «золотой лев» (ши) первое — реально, второй — иллюзия, но «золотость» не препятствует восприятию «льва» как иллюзии, равно как и иллюзорность изображения льва не препятствует восприятию золота, из которого оно изготовлено, как реального. Последователи школы Хуаянь настаивали на том, что в учении о ли — ши содержатся основные положения буддийского миросозерцания в целом.
Г. А. Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛИ -ШИ
Принципы - дела/вещи". Понятийная оппозиция, введенная мыслителем школы сюань сюэ Ван Би (3 в.) и впоследствии обозначившая осн. положение философии буд. Хуаянь школы о сущностном единстве абс. и феноменального бытия. В философии Хуаянь под "принципами" (ли [1]) понимается абс. субстанция, составляющая сущность всех дхарм (см. Фа [1], п. 2). Ли [1] отождествляется с универсальным "телом будды" (санскр. дхар-макайа, кит. фа шэнь), к-рое именуется также "принципом-телом будды" (ли фо шэнь), а восходящая к нему природа всех живых существ и мира в целом - "основанной на принципе природой будды" (ли фо син). Под "делами/вещами" (ши [3]) подразумеваются все вещи и живые существа феноменального мира сансары (луньхуэй), т.е. "сущее". Исходя из махаянской доктрины единства сансары и нирваны (непань), философы школы Хуаянь (Душунь - 6 - 7 вв., Фац-зан - 7 - 8 вв., Цзунми - 8 - 9 вв. и др.) выдвинули положение не только о субстанциальной общности ли [1] и ши [3], но и о "беспрепятственном [взаимопроникновении] принципов и дел/вещей" (Л.- ш. у ай), к-рые содержат и обусловливают друг друга, составляя единство двух аспектов "единого сознания [будды]" (и синь). Это учение дополняется мыслителями Хуаянь положением о "беспрепятственном [взаимопроникновении] всех дел/вещей" (ши ши у ай). Оно обосновывается авторитетом инд. "Гандавьюха сутры", входящей в "Аватамсака сутру" ("Хуаянь цзин"). Гл. "О вхождении в дхармадхату" (кит. "Жу фа цзе пинь") этой сутры гласит, что мир подобен волшебной сети из драгоценных камней, каждый из к-рых отражает в себе все прочие камни и сам бесконечно отражается в них. Доктрины "беспрепятственного [взаимопроникновения]" определяют специфику философии школы Хуаянь, постулирующей духовное единство мира как упорядоченного множества, каждый элемент к-рого включает в себя мир в целом. Учение о Л.- ш., содержащее элементы идеалистически понятой диалектики части и целого, единого и многого, является примером осмысления доктрин инд. буддизма в категориях традиц. кит. философии. **Янгутов Л.Е. Филос. учение школы Хуаянь. Новосиб., 1982; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 238 - 45; Chang G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park, 1971. E.A. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь