ЛИ-принцип

Найдено 1 определение
ЛИ-принцип
кит., букв. — закон, правило, атрибут, основание, порядок, мотив, резон, теория, истина, правда, идеал, разум, ноумены) — одна из основополагающих категорий классической китайской философии. Этимологически восходит к обозначению разметки и размежевания полей (правая часть иероглифа состоит из знаков «поле» и «почва») или прожилок на яшме, пучков волокон растений («узорной фактуры») и процедуры обработки драгоценных камней. Исходные значения иероглифа «ли» обусловили его терминологический смысл: упорядочивающее, структурирующее и индивидуализирующее начало, атрибут, неотъемлемое свойство, присущие отдельной вещи и всему сущему, в т. ч. явлениям духовной жизни. В китайском буддизме использовался для передачи терминов «сиддханта», «хету», «нидана» (см. «Пратитьясамутпада»), «промина».
Как философской категории «ли» с самого начала были присущи три основных смысла: физический, метафизический и антропологический. В физическом смысле ли — это внешние чувственные свойства вещей, определяющие их «формы» (син), чему в современном языке соответствует термин «у-лисюэ» — «физика» (букв.: учение о принципах вещей). В метафизическом смысле ли — это внутреннее «незримое» устройство предметов и явлений, соответствующее дао и делающее их познаваемыми. В антропологическом смысле ли — фундаментальная трансперсональная характеристика человеческого «сердца», т. е. психики (синь), скоординированная с «должной справедливостью» (и). Как фактор познания ли перестает быть чувственным атрибутом мира вещей и, напротив, становится оппозиционным всякой чувственности. Антропологический смысл ли в современном языке нашел выражение в термине «синь-ли-сюэ» — «психология» (букв.: учение о принципах сердца).
В философском контексте ли употребляется по крайней мере с 4 в. до н. э.: так, в «Ли цзи» и «Си цы чжуани» «небесные знаки» (тянь вэнь) коррелируют с «земными принципами» (ди ли; см. Тянь), откуда происходит современный термин «география» (ди-ли). Важным этапом терминологизации ли стали в 5—3 вв. до н. э. учения Mo Ди, поздних моистов, Мэн-изы, Сюнь-цзы и Хань Фэя. УМоДили, противопоставляясь «беспорядку, хаосу» (луань), идентифицируется с «порядком» (чжи) как универсальной основой правильных «поступков» (син) и «высказываний» (цы). У поздних моистов (см. Mo цзя) термин «ли» приобрел протологический смысл различителя «имен и реалий» (мин — ши), «истины и лжи» (ши — фэй) и стал наименованием одной из трех, наряду с «основанием, причиной» (гу) и «подобием, однородностью» (лэй), характеристик правильного высказывания — его «взрашенности» (чан), т. е. построенности. Мэн-цэы употреблял ли как этическое понятие — критерий, правило, основание нравственности. Сюнь-цзы сближал значения ли-принципа и его омонима — ли-благопристойности: воздействием соответствующих норм «обрабатывается», «обтесывается» исходно злая природа человека, после чего возможно постижение и соблюдение истинных «принципов» сущего. Хань Фэй (см. «Хань Фэи-цзы») указывал на вселенскую универсальность ли как «знаков/культуры (вэнь) формирования вещей». Дальнейшая разработка данного термина связана с философией сюань сюэ, особенно с учением Ван Би, который отождествил ли с «отсутствием/небытием», как первичной, универсальной и законосообразной сущностью дао. Принципы, представляющие мир отсутствия/небытия, он считал конститутивными компонентами вещей, т. е. мира наличия/бытия, и противопоставлял делам, что явилось терминологической новацией. Эта оппозиция «принципы — дела» получила развитие в учении буддийской Хуаянь школы, где мир ноуменальных сущностей, сводимый к абсолюту (татхата) в виде пустоты (шуньята) или «единого сознания» (и синь), определялся термином «ли», а мир феноменов — «ши».
Буддийская понятийная интерпретация повлияла на неоконфуцианство, в котором ли стало основной категорией, определившей само его название как «учения о принципе» (ли сюэ). Специальную разработку категории «ли» в неоконфуцианстве начали братья Чэн Хао и Чэн И, а завершил Чжу Си. Под ли стало пониматься исходное субстанциальное начало, составляющее природу вещей и определяющее их структуру. Совокупность всего множества «принципов» отдельных вещей образует «Великий предел» (тай щи) — первосущность и первоисточник ли, оформляющих аморфную «пневму» (им), вызывая процесс космогенеза и формирования мира. Ли рассматривалось как логически первичное по отношению к ци начало, хотя его онтологическая первичность отрицалась, поскольку, по учению Чжу Си, ли и ци неотделимы друг от друга и вне взаимной корреляции не существуют. Неоконфуцианпы считали ли также этическим началом, содержащим пять основных нравственных норм («пять постоянств», у чан): «гуманность» (жэнь), «должную справедливость» (и), «благопристойность» (ли), «мудрость» (чжи) и «благонадежность» (синь). Данный тезис и толкование ли как изначальной и первичной природы всех вещей и живых существ обусловливают этическое наполнение онтологии и космологии неоконфуцианства, согласно учению которого цель человека — выявить в себе исходно благую природу, «небесные принципы» (тяньли) и избавиться от пагубных «человеческих страстей» (жэнь юй, см. Тянь}. В философии другого ведущего направления в неоконфуцианстве, школы Лу Цзююаня — Ван Янмина, ли считается принадлежащим сфере психики, сознания («сердца») так же целостно, как объективному миру. В более поздних течениях конфуцианства, ориентированных на эмпиризм и оппозиционных как экетравертной чжусианской ортодоксии, так и интровертному янминизму, ли считалось производным от ципневмы (Ван Фучжи, Дай Чжэнь, Янь Юань, Ли Гун и др.).
В синологической литературе предпринимались попытки истолковать противопоставление ли — ци как оппозицию соответственно идеального и материального. Лит.: Антология мировой философии. М., 1969, с. 196—204,206—39, 251—59; Древнекитайская философия, т. 2. M., 1973, с. 226, 239—55; ЯнгутовЛ. Е. Философское учение школы хуаянь. Новосибирск, 1982, с. 34—44; Торчинов Е. А. К характеристике этической доктрины неоконфуцианства.— В кн.: Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1982; КрасновА. Б. Учение Чжу Си о природе человека.— В кн.: Конфуцианство в Китае. М., 1982: КобзевА. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Тин Цзюньи. Лунь чжунго чжэсюэ сысян ши чжун «ли» чжи лю и (О шести значениях «ли» в истории китайской философской мысли).— «Синья сюэбао», 1955. т. I, № I; Дэй Чжэнтун. Чжунго чжэсюэ цыдянь дацюань (Полный словарь китайской философии). Тайбэй, 1989, с. 479-86; Chan Wing-Kit. The Evolution of the Neo-Confucian Concept Li as Principle.— «Tsing Hua Journal of Chinese Studies», 1964, v. 4, N 2; Wiltenbom A. Li Revisited and Explorations.— «The Bulletin of Sung-Yuan Studies», 1981,N 17(N.Y, 1982).
А. И. Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
86.71 кб

Идеальное и антропный принцип

Лобов Александр Андреевич
Автором сделана оригинальная попытка философского анализа понятий «идеальное» и «идеальный объект».
Читать PDF
314.61 кб

Транстемпоральный принцип успешности психологической практики

Лукьянов О. В.
Читать PDF
383.52 кб

Противоречие между субъективным и абсолютным духом как движущий принцип секулярной классической фило

Печурчик Юзеф Юзефович
В статье исследуется обращение мыслителей Нового времени к философскому наследию Античности и Средневековья, а также зарождение в их концепциях трансцендентальной философии.
Читать PDF
642.54 кб

Виртуальный принцип повседневности

Черных Олег Николаевич
Рассматриваются фундаментальные основания повседневного опыта. Феноменологический анализ позволяет выявить ключевые порядки повседневной реальности.
Читать PDF
212.61 кб

Рефлексия как принцип философского мышления

Хачатрян А. А.
Читать PDF
192.73 кб

Принцип комплементарности в дихотомическом анализе взаимодействия цивилизаций Запада и Востока

Свечкарева Вероника Размиковна
Читать PDF
2.72 мб

Эстетика неоведантизма и принцип dhvani

Бурмистров С. Л.
Читать PDF
321.10 кб

Принцип неделания Л. Н. Толстого в контексте программы нравственного самосовершенствования личности

Мелешко Елена Дмитриевна
Читать PDF
234.33 кб

Идеократия как принцип социальной ответственности

Александрова Н. А.
Читать PDF
128.37 кб

Принцип историзма в исследовании современного общества

Деркач В. В.
Статья посвящена исследованию роли принципа историзма в изучении общественных явлений, современной диалектики общественной жизни.
Читать PDF
551.06 кб

Принцип удовольствия как основа систематической целостности философии

Найман Е. А.
На примере философии Аристотеля, Декарта и Канта исследуется принцип удовольствия в качестве главного стимула человеческого познания и основы систематической целостности философии.
Читать PDF
228.12 кб

Осторожность как принцип мышления: предварительное понимание и сфера проявления

Сафонова О. В.
Суть изложении данной статьи заключается в попытке проанализировать идею осторожности как философского принципа, или фундаментальной идеи мышления, которая несет в себе позитивное социокультурное, мировоззренческое, нравственное и
Читать PDF
178.63 кб

Онтоантропный принцип «признания без исключения» в философском наследии Н. Ф. Федорова

Девятинин П. Г.
В центре внимания автора психократические идеи русского философа Н. Ф. Федорова, на основе которых в статье предложен принцип «признания без исключения».
Читать PDF
343.73 кб

Антропный принцип как интегрирующее ядро постнеклассической науки

Войцехович Вячеслав Эмерикович
Читать PDF
190.73 кб

Нравственный смысл истории как методологический принцип

Мирошников Ю. И.

Похожие термины:

  • АБСТРАКЦИИ ПРИНЦИП

    логич. принцип, лежащий в основе определений через абстракцию и связывающий три типа универсалий - классы, свойства и отношения равенства (подобия). Согласно А. п., любое отношение равенства, опреде
  • ПРИНЦИП АНТОНА ПЕТРОВА

    по имени крестьянина Казанской губернии. П. провозглашен им после Великой реформы 1861 года. Он гласит: если помещик переступит "шаг со своей земли, гони добрым словом, не послушается - секи ему голову
  • АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП

    мы видим Вселенную такой, как она есть, потому что, будь она другой, нас бы здесь не было и мы бы не могли ее наблюдать.
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ

    одно из основных произведений Чернышевского, в к-ром изложены его материалистич. идеи.
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

    философская концепция, представители которой основной категорией считают понятие «человек». Ввел ее Фейербах.
  • МНОГОЗНАЧНОСТИ ПРИНЦИП

    см.: Принцип многозначности.
  • ПРИНЦИП ПРЕГНАНТНОСТИ

    см. Прегнантности правило.
  • Каузальности (Принцип)

    Принцип каузальности гласит: все происходящее имеет свою причину, и в одних и тех же условиях одни и те же причины порождают одни и те же следствия. В принципе каузальности находят выражение наше с
  • АВТОМАТИЗМА ПРИНЦИП

    одновременно конститутивный и регулятивный принцип концепции художественного творчества в модернизме (см. Модернизм), постулирующий снятие дискурсивного контроля с процесса письма (как вербаль
  • Лейбниц: бог и монады. Принцип индивидуации

    В согласии со многими предшественниками Лейбниц применяет понятие субстанции прежде всего к Богу. Бога он называет Единым Существом, владыкой универсума, последней причиной всех вещей и, в этом с
  • Принцип дополнительности Бора

    одно из фундаментальных положений квантовой теории, состоящее в том, что в акте измерения могут быть установлены, с точностью, допускаемой принципом (соотношением неопределенностей Гейзенберга),
  • Бритвы Оккама принцип

    выдвинут У. Оккамом, англ. философом-схоластом 14 в., хотя сформулирован лишь Расселом - возможно, не без влияния "принципа экономии мышления" второго позитивизма) - сущности не следует умножать без н
  • Край, конец, начало, основание, происхождение, принцип начальствование, царство

    Философский смысл термина: Начало, происхождение (Гомер, Геродот); начало - как то, что лежит в основании (всех вещей), живая, творческая материя (Анаксимандр); пределы убеждений (Эврипид); начало как т
  • Ле Шателье принцип

    принцип поддержания термодинамического равновесия. Внешнее воздействие, выводящее систему из равновесия, вызывает в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия. Объясняется
  • Наилучшего (Принцип)

    Предложенный Лейбницем принцип, согласно которому Бог, будучи одновременно всемогущим, всеведущим и всеблагим, всегда действует самым оптимальным способом. Он видит все, что возможно, способен ос
  • ПРИНЦИП ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СВЯЗЕЙ

    одна из наиболее интересных особенностей организации советского типа сложившихся в условиях господства авторитаризма: характеризуется возможностью вышестоящих уровней управления вмешиваться
  • Добровольности принцип

    принцип автономной этики, предполагающий добровольное (самостоятельное) решение пациента или его согласие на медицинские манипуляции при условии его информированности.
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

    сформулированное Н. Бором положение, сыгравшее важную роль в становлении квантовой механики, согласно которому получение экспериментальных данных об одних физических величинах, описывающих мик
  • ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП

    принцип, согласно которому ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания [С. 418]. П. д. о. обычно относят к логике, но он
  • Доверия принцип

    принцип автономной этики, основанный на симметричности, взаимности отношений врача и пациента, при которых пациент отдает себя в руки врача с верой в его профессионализм и добрые намерения.