ЛИ ДАЧЖАО

Найдено 3 определения термина ЛИ ДАЧЖАО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ЛИ ДАЧЖАО

1890, уезд Линлин пров. Хунань, - 1966. Цзян Цунь (псевд.), Хэмин (прозе.). Философ-марксист, теоретик и один из основателей КПК. В 1913 - 20 находился на учебе в Японии. Вместе с Чэнь Дусю являлся инициатором создания коммунистич. кружка в Шанхае. Ред. журн. "Гунчаньдан" ("Коммунист") (1920-1). Чл. КПК (1921-3, 1949 - 66), делегат 1-го и 8-го съездов КПК, зав. отд. пропаганды и агитации ЦК КПК (1921), директор Хунаньского провинциального ин-та повышения квалификации, ред. журн. "Синь шидай" (1922), преподаватель Гуйлиньского ун-та и Ун-та Сунь Ятсена (1937 - 47), проф. юридич. ф-та Хунаньского ун-та (1947). После 1949 ректор Хунаньского унта, чл. президиума Отд. философии и обществ, наук АН Китая, пред. Кит. об-ва изучения философии. Чл. НПКСК 1-го и 2-го созывов, депутат ВСНП 1 - 3-го созывов, чл. ПК ВСНП 3-го созыва. Во время "культурной революции" репрессирован. Осн. темы работ Л.Д.- историч. и диалектич. материализм. В 20-е годы принимал активное участие в "дискуссии о социализме", пропаганде идей науч. социализма, борьбе с антимарксистскими идейными течениями. Подвергал критике представления Лян Цичао о возможности посредством законодательных актов и морального воспитания изменить эксплуататорскую сущность буржуазии, о различии кит. и иностр. буржуазии, а также утверждения Чжан Дунсуня о "бесклассовости" кит. об-ва. Критиковал анархистов, признавая в то же время точки соприкосновения в их взглядах с коммунистами. Указывал на несостоятельность использования П. Кропоткиным биологич. законов для объяснения социальных явлений. Считал, что ни парламентская борьба, ни профсоюзное движение не могут привести к победе социалистич. революции, необходимо как можно быстрее поднять пролетариат и захватить власть, не дожидаясь созревания объективных и субъективных предпосылок. После 1949 Л.Д. осн. внимание уделял проблемам диалектич. материализма (роль видов обществ, практики, формы чувственного и рационального познания, процесс познания форм движения материи), а также истории философии, филос. вопросам естествознания и др. Разделяя социальные противоречия на антагонистич. и неантагонистич., Л.Д. отмечал, что при социализме остаются лишь свойственные ему неанта-гонистич. Таковыми в переходный пер. он считал противоречия между нац. буржуазией и рабочим классом (впоследствии пересмотрел это мнение). Л.Д. отвергал положение о чувственной природе знаний индивида, подчеркивал роль косвенного опыта в получении знания. По целому ряду филос. проблем Л.Д. стоял на противоположных или иных позициях, чем Мао Цзэдун. *Сяньдай шэхуэйсюэ (Совр. социология). Чанша, 1926; Миньцзу вэньти (Нац. вопрос). Б.м., 1929; Чжунго чанье гэмин гайгуань (Общий взгляд на промышленный переворот в Китае). Б.м., 1929; Шэхуэйчжи цзичу чжиши (Элементарные знания об об-ве). Б.м., 1929; Цзинцзисюэ даган (Осн. положения политич. экономии). Б.м., 1935; Шэхуэйсюэ даган (Осн. положения социологии). Б.м., 1937; Фалисюэ даган (Осн. положения теории права). Б.м., 1947; Хобисюэ гайлунь (Введение в финансовую науку). Шанхай, 1949; "Маодунь лунь" цзешо (Коммент. к работе "Относительно противоречия"). Пекин, 1953; "Шицзянь лунь" цзешо (Коммент. к работе "Относительно практики"). Пекин, 1953; Л.Д. вэньцзи (Собр. соч. Л.Д.). Т. 1 - 4. Пекин, 1980 - 83; ** Буров В.Г. Совр. кит. философия. М., 1980. С. 93 - 4, 194 - 95, 203 и др.; Делюсин Л. П. Спор о социализме в Китае. М., 1 980. С. 99- 101, 107-11, 118 - 19 и др.; Чжунгун-дан ши жэньу чжуань (Биофафии видных деятелей КПК). Т. 13. Сиань, 1984. А. В. Виноградов, Тун Юйкунь

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ЛИ ДАЧЖАО

6 окт. 1888 – 28 апр. 1927) – первый пропагандист марксизма-ленинизма в Китае, один из организаторов КПК. Родился в небогатой крест. семье. В 1913 окончил Политико-юридич. училище в Тяньцзине, продолжил образование в Японии. В 1916 возвратился на родину. Работал в Пекине редактором прогрессивной газ. "Чэньчжунбао", с начала 1918 – проф. политэкономии в Пекинском ун-те. Революц. деятельность Л. Д.-ч. начал еще в Политико-юридич. училище в Тяньцзине. Накануне революции 1911 вступил в "Союзную лигу" (Тунмэнхой) – организацию революц. демократов, возглавлявшуюся Сун Ят-сеном. После поражения революции Л. Д.-ч. эмигрировал в Японию и стал вести активную революц. пропаганду среди кит. студенчества, в это же время он писал публицистич. статьи, в к-рых призывал восстановить республику. Возвратись в Китай, Л. Д.-ч. примкнул к революц. группе кит. интеллигенции, объединившейся вокруг журн. "Синь циннянь" ("Новая молодежь") и ставшей инициатором движения за новую культуру. Л. Д.-ч. принимал активное участие в революц. движении, развернувшемся в Китае после 1-й мировой войны и Октябрьской революции. Он был одним из главных руководителей "движения 4-го мая" 1919 – первым откликом кит. народа на Октябрьскую революцию в России. Руководил крупными антифеод. и антиимпериалистич. революц. выступлениями на севере страны. За революц. деятельность в 1927 Л. Д.-ч. был арестован и казнен. С марксизмом Л. Д.-ч. познакомился еще в студенческие годы в Японии. В период после Октябрьской революции обращается к изучению рабочего движения в Европе и истории Парижской Коммуны. В написанных в 1918 статьях "Сравнение французской революции с русской" ("Фа-э чэмин-чжи бицзяо гуань", опубл. в журн. "Янь чжи", No 3) и "Победа большевизма" ("Bolshevism-ды шэнли", опубл. в журн. "Синь циннянь", т. 5, No 5) Л. Д.-ч. разоблачил империалистич. сущность первой мировой войны как "войны царей и кайзеров, королей и императоров, войны империалистических правительств" и показал, что победа рус. народа является "величайшим поворотом" в мировой истории, к-рый "окажет влияние на цивилизацию будущих веков". "Русская революция 1917 года, – говорил Л. Д.-ч., – это предвестник мировой революции XX века". Л. Д.-ч. высказал непоколебимую уверенность в окончат. победе идей социализма на земном шаре. В 1919 Л. Д.-ч. опубликовал в No5 и 6 журн. "Синь циннянь" ст. "Мое понимание марксизма" ("Води макэсычжуи гуань"), в к-рой сделал попытку изложить сущность материалистич. понимания истории, экономич. учения Маркса и учения о классовой борьбе. Не совсем правильное понимание марксизма не помешало ему, однако, материалистически решить вопрос о развитии кит. идеологии в новое время. Марксистские взгляды Л. Д.-ч. получили дальнейшее развитие в статьях: "Философия истории Маркса и философия истории Риккерта" ("Макэсыды лиши чжэсюэ юй Ликайэрды лиши чжэсюэ", в кн.: "Лекции по истории историко-научной мысли" – "Ши-сюэ сысян ши цзянъи", 1920), "Значение историч. материализма для совр. историч. науки" ("Вэйушигуань цзай сяньдай лишисюэшан ды цзячжи", в "Синь циннянь", 1920, No 4), "Экономич. учение Маркса" ("Макэсды цзинцзи сюэшо", опубл. в газете "Чэнь бао", 1922, 21–23 февраля) и в др. статьях. В 1921 Л. Д.-ч. опубликовал ст. "Прошлое и настоящее рус. революции" ("Элосы гэминдыгоцюй цзи сяньцзай", журнал "Синь циннянь", 1921, No 3) с изложением биографии и перечнем осн. трудов Ленина. В последующих многочисленных печатных трудах Л. Д.-ч. выступает как пламенный пропагандист марксистско-ленинских идей. Соч.: Шоу-чан вэньцзи (Собр. соч....), Шанхай, 1950; Ли Да-чжао сюаньцзи (Избр. произв....), Пекин, 1959. Лит.: Ян Xин-шун, Из истории борьбы за победу марксизма-ленинизма в Китае, М., 1957; Гарушянц Ю.М., Идейная борьба среди кит. интеллигенции в конце 1918 – начале 1919 года, "Сов. китаеведение", 1958, No 1; Сенин Н. Г., "Движение 4-го мая" и идеологич. борьба в Китае, "Вопр. философии", 1959, No 7; Дин Шоу-хэ [и др. ], Влияние Октябрьской революции на Китай, М., 1959; Л и Лун-му, Ли Да-чжао тунчжи хэ у-сы шици макэсычжуи сысянды сюаньчуань (Ли Да-чжао и распространение идей марксизма в период движения 4-го мая), "Лиши яньцзю", 1957, No 5; Чжан Цзин-жу, Ли Да-чжао тунчжи гэмин сысянды фачжань (Развитие революционных идей Ли Да-чжао), Ухань, 1957; Ши Цзюнь, Ли Да-чжао юй Чэнь Ду-сюды сысян (Идеи Ли Да-чжао и Чэнь Ду-сю), в кн.: Чжунго цзиньдай сысян ши луньвэнь цзи (Сб. ст. по истории кит. идеологии нового времени), Шанхай, 1958. Н. Сенин. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛИ ДАЧЖАО

Ли Шоучан. 6.10.1889, уезд Лэтин, пров. Хэбэй, - 28.4.1927, Пекин. Ученый, публицист, политич. и обществ, деятель, один из первых пропагандистов и сторонников марксизма в Китае, организатор революц. движения. Получил образование в Китае и Японии (Ун-т Васэда). Сотрудничал с Социалистич. партией Китая (1912 - 13), Прогрессивной партией и Исследовательской группой (1913-16). Гл. ред. журн. "Минь и" (1915), газет "Чэньчжун бао" (1916), "Цзяин бао" (1917), с 1918 - соредактор журналов "Синь циннянь", "Мэйчжоу пинлунь", газеты "Чэнь бао фукань". Проф. Пекинского ун-та (1918 - 27). Организатор Об-ва изучения марксистской теории (Пекин, 1920), чл. ЦК КПК и секретарь Сев. бюро КПК (1922 - 7), член ЦИК Гоминьдана (1924- 6). Казнен по приказу милитариста Чжан Цзолиня. В эволюции идейно-политич. взглядов Л.Д. можно выделить три этапа. На первом (до 1917) революционно-демократич. настроения переплетались у него с наивными либеральными иллюзиями, материалистич. взгляды - с элементами традиц. идеологии. Отпечаток на мировоззрение Л.Д. наложили некритически воспринятые толстовство (идея "пассивного сопротивления насилию"); бергсонианство (противопоставление идеи "свободной воли" А. Бергсона "пассивному детерминизму" и "пессимизму" А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше); квазисоциалистич. идеи ("биосоциологич. закон взаимопомощи" П.А. Кропоткина, "стихийной революции" М.А. Бакунина и "собств. свободы" М. Шитцингера); эгалитаристские концепции (тезис "уравнения бедности и богатства" - Цзян Канху); социал-дарвинизм Г. Спенсера (к-рый Л.Д. интерпретировал в свете борьбы Китая "за место под солнцем"). Тем не менее во взглядах Л.Д. преобладала революционно-демократич. тенденция, что подтверждается его решительным антимонархизмом, критикой конф. идеологич. ортодоксии и традиц. морали. Причины стагнации политич. жизни Китая и консервативности его философ, и обществ, мысли он усматривал в слепой приверженности к старым стереотипам. Новая эпоха, по мнению Л.Д., требует новых идей, гл. и наиболее актуальные из к-рых - идеи нац. революции и демократич. республики. После Октябрьской революции 1917 в России Л.Д. начал рассматривать марксизм как учение, предлагающее действенный путь решения социально-политич. проблем Китая. Он отстаивал положения о междунар. значении опыта рус. революции и о необходимости ликвидации существующего строя в целом, предпосылкой наступления новой эпохи считал пробуждение революц. потенций масс, говорил об актуальности внесения элемента сознательности в рабочее движение. Однако революц. события в России Л.Д. воспринял скорее романтически, увидев, в части., прообраз Февральской революции в Синьхайской революции 1911г. в Китае. Для него по-прежнему были характерны нек-рые анархистские иллюзии (попытки синтезировать теорию взаимопомощи с теорией классовой борьбы), внеклассовая трактовка нац. солидарности, сочувствие идеям социального партнерства. Вместе с тем он критиковал мальтузианство, утверждая, что причина социального неравенства не в перенаселении, но в несовершенстве обществ, отношений. Постепенно "субъективный социализм" Л.Д. приобретал черты марксистского мировоззрения. Л.Д. выделял в учении К. Маркса три составные части: "учение об истории" (историч. материализм), "учение об экономике" (теория прибавочной стоимости) и "учение о политике и социализме", называя связующим звеном между ними и "стержнем" марксизма теорию классовой борьбы. Заключительный этап духовной эволюции Л.Д. (с 1921) характеризовался целенаправленной пропагандой марксизма, поисками оптимальных путей его адаптации на кит. почве. Он отказался от идеалистич. трактовки историко-филос. науки, анализировал проблемы демократии и политич. власти при социализме, поддерживал идею диктатуры пролетариата. Говоря об эргатократии и пролетарской диктатуре, Л.Д. связывал последнюю непосредственно с преобразованием об-ва путем насильств. захвата власти рабочим классом. В его работах звучит критика теории "героев" как вершителей историч. судеб, развивается идея единства патриотизма и интернационализма как взаимосвязи и взаимообусловленности кит. и мирового революц. движения. *Л.Д. сюаньцзи (Избр. произв. Л.Д.). Пекин, 1962; Л.Д. вэньцзи (Собр. соч. Л. Д.). Пекин, 1985; Избр. статьи и речи. М., 1965; Избр. произв. М., 1989; ** Афанасьев А. Г. Л.Д. и "движение 4 мая" // "Движение 4 мая" 1919 года в Китае. М., 1971; Фельбер Р. Отношение Л.Д. к традициям старого Китая // Китай: об-во и гос-во. М., 1973; Кривцов В.А., Краснова В.А. Л.Д.: от революц. демократизма к марксизму-ленинизму. М., 1978; Белоусов С. Р. Рыцарь кит. революции. М., 1988; Сенин Н.Г. Предисл. // Л.Д. Избр. произв. М., 1989; Meisner M. Li Ta-chao and the Origins of Chinese Marxism. Camb., 1967. C.P. Белоусов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЛИ ДАЧЖАО — 0

Найдено научныех статей по теме ЛИ ДАЧЖАО — 0

Найдено книг по теме ЛИ ДАЧЖАО — 0

Найдено презентаций по теме ЛИ ДАЧЖАО — 0

Найдено рефератов по теме ЛИ ДАЧЖАО — 0