ЛИ ДА-ЧЖАОЛИ и ЦИ

ЛИ ДАЧЖАО

Найдено 1 определение:

ЛИ ДАЧЖАО

Ли Шоучан. 6.10.1889, уезд Лэтин, пров. Хэбэй, - 28.4.1927, Пекин. Ученый, публицист, политич. и обществ, деятель, один из первых пропагандистов и сторонников марксизма в Китае, организатор революц. движения. Получил образование в Китае и Японии (Ун-т Васэда). Сотрудничал с Социалистич. партией Китая (1912 - 13), Прогрессивной партией и Исследовательской группой (1913-16). Гл. ред. журн. "Минь и" (1915), газет "Чэньчжун бао" (1916), "Цзяин бао" (1917), с 1918 - соредактор журналов "Синь циннянь", "Мэйчжоу пинлунь", газеты "Чэнь бао фукань". Проф. Пекинского ун-та (1918 - 27). Организатор Об-ва изучения марксистской теории (Пекин, 1920), чл. ЦК КПК и секретарь Сев. бюро КПК (1922 - 7), член ЦИК Гоминьдана (1924- 6). Казнен по приказу милитариста Чжан Цзолиня. В эволюции идейно-политич. взглядов Л.Д. можно выделить три этапа. На первом (до 1917) революционно-демократич. настроения переплетались у него с наивными либеральными иллюзиями, материалистич. взгляды - с элементами традиц. идеологии. Отпечаток на мировоззрение Л.Д. наложили некритически воспринятые толстовство (идея "пассивного сопротивления насилию"); бергсонианство (противопоставление идеи "свободной воли" А. Бергсона "пассивному детерминизму" и "пессимизму" А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше); квазисоциалистич. идеи ("биосоциологич. закон взаимопомощи" П.А. Кропоткина, "стихийной революции" М.А. Бакунина и "собств. свободы" М. Шитцингера); эгалитаристские концепции (тезис "уравнения бедности и богатства" - Цзян Канху); социал-дарвинизм Г. Спенсера (к-рый Л.Д. интерпретировал в свете борьбы Китая "за место под солнцем"). Тем не менее во взглядах Л.Д. преобладала революционно-демократич. тенденция, что подтверждается его решительным антимонархизмом, критикой конф. идеологич. ортодоксии и традиц. морали. Причины стагнации политич. жизни Китая и консервативности его философ, и обществ, мысли он усматривал в слепой приверженности к старым стереотипам. Новая эпоха, по мнению Л.Д., требует новых идей, гл. и наиболее актуальные из к-рых - идеи нац. революции и демократич. республики. После Октябрьской революции 1917 в России Л.Д. начал рассматривать марксизм как учение, предлагающее действенный путь решения социально-политич. проблем Китая. Он отстаивал положения о междунар. значении опыта рус. революции и о необходимости ликвидации существующего строя в целом, предпосылкой наступления новой эпохи считал пробуждение революц. потенций масс, говорил об актуальности внесения элемента сознательности в рабочее движение. Однако революц. события в России Л.Д. воспринял скорее романтически, увидев, в части., прообраз Февральской революции в Синьхайской революции 1911г. в Китае. Для него по-прежнему были характерны нек-рые анархистские иллюзии (попытки синтезировать теорию взаимопомощи с теорией классовой борьбы), внеклассовая трактовка нац. солидарности, сочувствие идеям социального партнерства. Вместе с тем он критиковал мальтузианство, утверждая, что причина социального неравенства не в перенаселении, но в несовершенстве обществ, отношений. Постепенно "субъективный социализм" Л.Д. приобретал черты марксистского мировоззрения. Л.Д. выделял в учении К. Маркса три составные части: "учение об истории" (историч. материализм), "учение об экономике" (теория прибавочной стоимости) и "учение о политике и социализме", называя связующим звеном между ними и "стержнем" марксизма теорию классовой борьбы. Заключительный этап духовной эволюции Л.Д. (с 1921) характеризовался целенаправленной пропагандой марксизма, поисками оптимальных путей его адаптации на кит. почве. Он отказался от идеалистич. трактовки историко-филос. науки, анализировал проблемы демократии и политич. власти при социализме, поддерживал идею диктатуры пролетариата. Говоря об эргатократии и пролетарской диктатуре, Л.Д. связывал последнюю непосредственно с преобразованием об-ва путем насильств. захвата власти рабочим классом. В его работах звучит критика теории "героев" как вершителей историч. судеб, развивается идея единства патриотизма и интернационализма как взаимосвязи и взаимообусловленности кит. и мирового революц. движения. *Л.Д. сюаньцзи (Избр. произв. Л.Д.). Пекин, 1962; Л.Д. вэньцзи (Собр. соч. Л. Д.). Пекин, 1985; Избр. статьи и речи. М., 1965; Избр. произв. М., 1989; ** Афанасьев А. Г. Л.Д. и "движение 4 мая" // "Движение 4 мая" 1919 года в Китае. М., 1971; Фельбер Р. Отношение Л.Д. к традициям старого Китая // Китай: об-во и гос-во. М., 1973; Кривцов В.А., Краснова В.А. Л.Д.: от революц. демократизма к марксизму-ленинизму. М., 1978; Белоусов С. Р. Рыцарь кит. революции. М., 1988; Сенин Н.Г. Предисл. // Л.Д. Избр. произв. М., 1989; Meisner M. Li Ta-chao and the Origins of Chinese Marxism. Camb., 1967. C.P. Белоусов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЛИ ДАЧЖАО — 0

Найдено научныех статей по теме ЛИ ДАЧЖАО — 0

Найдено книг по теме ЛИ ДАЧЖАО — 0

Найдено презентаций по теме ЛИ ДАЧЖАО — 0

Найдено рефератов по теме ЛИ ДАЧЖАО — 0