Левит Карл

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЕВИТ (Lцwiht) Карл
род. 9 янв. 1897, Мюнхен - ум. 1973) - нем. философ, историк современной философии; профессор в Гейдельберге, ранее - в США. Занимался изучением новейшей философии. Осн.произв.: "Das Individuum in der Rolle des Mitmenschen", 1928; "J.Burckhardt, der Mensch inmitten der Geschichte", 1936; "Von Hegel zu Nietzsche", 1953; "Weltgeschichte und Heilgeschehen", 1956; "Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkehr des Gleichen", 1956; "M. Heidegger: Denker in dьrftiger Zeit", 1953; "Wissen, Glaube und Skepsis", 1956.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Левит Карл

(р. 9 янв. 1897) – нем. бурж. философ; проф. философии в Марбургском ун-те (1928–36), Токийском ун-те (1936–41), в США (1941–52) и в Гейдельбергском ун-те (с 1952). Филос. воззрения Л. складываются в 20-х гг. под влиянием феноменологии позднего Гуссерля, антропологии М. Шелера и особенно экзистенциальной философии Хейдеггера, с к-рым Л. сотрудничал в Марбурге с 1924. В связи с тем, что Хейдеггер в 30-х гг. был близок к фашизму и его философия стала созвучной умонастроению национал-социализма, Л. отмежевывается от Хейдеггера и в работе "Хейдеггер. Мыслитель жалкой эпохи" ("Heidegger. Denker in d?rftiger Zeit", 1953) выявляет противоречия во взглядах Хейдеггера. Осн. проблема, к-рой занимается Л., – кризис совр. бурж. мировоззрения. Для Л. социальные проблемы выступают как проблемы мировоззрения. Становлению бурж. мировоззрения, анализу его истории и его истоков посвящена работа Л. "От Гегеля до Ницше" ("Von Hegel bis Nietzsche", 1941, 4 Aufl., 1958), где автор пытается выявить происхождение марксизма, ницшеанства, экзистенциализма. Гегель, согласно Л., своей системой завершил целую эпоху в бурж. духовном развитии – "эпоху духа", и оказал решающее влияние на последующее развитие, к-рое привело к концу "буржуазно-христианский" мир и вылилось, с одной стороны, в марксизм, а с другой, – в экзистенциализм (см. указ. соч., Stuttg., 1958, S. 178). Эти два момента, по Л., должны быть объединены на новой основе, и это объединение осуществляется в философии Ницше, к-рый, по мнению Л., кладет конец христ. миру и возвращает Европу к античности. В 50-х гг. интерес Л. все больше сосредоточивается на вопросах философии истории. Л. приходит к реакц. выводу, что на осн. вопрос современности: "Определяется ли бытие и смысл истории вообще (исходя) из нее самой, а если нет, то из чего?" ответ может быть один: вне религии история не имеет смысла. Вера или скепсис – вот альтернатива, поставленная Л. Соч.: Das Individuum in der Rolle des Mitmenschen, M?nch., 1928; Max Weber und Karl Marx, "Archiv f?r Sozialwissenschaft und Sozialpolitik", 1932, Bd 67, H. 1, 2; Kierkegaard und Nietzsche, Fr./M., 1933; Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkehr des Gleichen, [neue Ausgabe, Stuttg., 1956 ]; J. Burckhardt, Luzern, 1936; Weltgeschichte und Heilsgeschehen, 3 Aufl., Z., [1957 ]; Wissen, Glaube und Skepsis, [2 Aufl. ], G?tt., 1958; Gesammelte Abhandlungen. Zur Kritik der geschichtlichen Existenz, [Stuttg., 1960 ]. Лит.: Воehm R., К. L. und das Problem der Geschichtsphilosophie, "Z. Philos. Forschung", 1956, Bd 10, H. 1. П. Гайденко. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛЁВИТ (Lowith) Карл
1897-1973) -нем. философ. Начал академическую деятельность в 1928 , выполнив работу на тему "Индивидуум в роли ближнего". В 1934, в связи с приходом к власти национал-социалистов, эмигрирует в Италию, затем в Японию, позднее в Америку. В 1952 возвращается в Германию и продолжает научную и преподавательскую деятельность. Испытал влияние феноменологии позднего Гуссерля, антропологии Шелера, и экзистенциальной философии. Основными понятиями современной философии Л. считает "жизнь" и "экзистенцию", открытые и разработанные Ницше и Сереном Кьеркегором. Точкой пересечения обоих мыслителей была, по Л., проблема "нигилизма". Постоянный импульс размышлений Л. - переживание физической и метафизической бездомности современного человека внутри мира. Поиски выхода из этой ситуации Л. ведет на путях историзма и философии религии. Христианский Бог, по Л., обнаружил себя не в небесном теле или сакральном животном, а в человечестве и тем самым - в истории. Наша чрезвычайная озабоченность историческим миром как единственной сценой человеческой судьбы есть результат нашей отчужденности от античной космологии, естественной теологии и сверхъестественной теологии христианства. Человек оказался потерянным в универсуме современной естественной науки. Наш мир - мир самости и внутричеловеческих отношений в анонимном массовом обществе. Если в античной и христианской традициях космос или мир трансцендируют в понятие природы, то мир современного человека - это мир без природы. Мир должен быть понят во всеохватывающем смысле: как небесное тело, земля, пространство и т.п. Человек не может быть помыслен без мира. Мы входим в мир и выходим из мира, не мир принадлежит нам, а мы принадлежим миру. Этот мир не есть только космологическая "идея" (Кант), или "чистый" тотальный горизонт (Гуссерль), или мир-"набросок" (Хайдеггер), он есть самость, Абсолют. Однако человек, будучи природным существом, вовлечен и в исторический процесс. Для XX в. историзм - настоятельная, универсальная, серьезная проблема. Это обусловлено тем, что в XX в. технология - и прежде всего военная (ядерное оружие) - радикально изменила человеческие отношения. Перед лицом технического прогресса мы живем в смешении изумления и тревоги, надежды и страха. Разрешение проблем, стоящих перед сегодняшним человечеством возможно лишь при условии ясного осмысления триады "Бог - мир - человек", где "мир" должен пониматься как природный, космический и социальный, а "человек" - как природное и трансцендирующее существо.
Kierkegaard und Nietzsche. Oder philosophische und theologische Uberwindung des Nihilismus. Fr./M., 1933; Gott, Mensch und Welt in der Metaphysik von Descartes bis zu Nietzsche. Gottingen, 1967; Samtliche Schriften. Bde. 1-9. Stuttgart, 1981.

Источник: Современная западная философия: словарь

ЛЕВИТ Карл
9 января 1897, Мюнхен— 24 мая 1973, Гейдельберг) — немецкий философ. Добровольцем принимал участие в 1-й мировой войне. В 1918 в Мюнхене начал обучение биологии, впоследствии — философии (у Гайгера, Пфендера, Вебера). В 1919—22 слушал лекции Гуссерля и Хайдеггера, под руководством которого в 1923 защитил диссертацию о Ницше. В том же году последовал за Хайдеггером в Марбург, где завязалась дружба и знакомство с Гадамером. До 1934 — приват-доцент. Спасаясь от преследований националсоциалистов, перебирается в Италию, а в 1936—41 получает профессуру в Японии. В 1930-х гг. исследования Левита посвящены историко-философским проблемам (Кьеркегор, Ницше, Буркхард, Гегель). С 1941 работает в США; до 1949 — на теологическом факультете Хартфорда (Коннектикут), в 1949— 52 — в Новой школе социальных исследований (New School for Social Research). Опираясь на Буркхарда, занимался исследованием теологических предпосылок философии истории («Смысл истории» — Meaning of History, 1949, нем. вариант, 1953). При содействии Гадамера в 1952 получил приглашение в Гейдельберг. В работе «Хайдеггер — мыслитель в скудное время» (Martin Heidegger — ein Denker in durftiger Zeit, 1953) Левит продолжил начатую еще в 1930-х полемику со своим учителем. В марксизме, историзме и экзистенциальной философии Левит видел пример апорий, в которые попадает философия, следующая традиции исторического мышления, определенной христианской теологией. Антропоцентризм в христианской антропологии, представление о мире, созданном для человека и предоставленном в его распоряжение, открыли путь к профанации природы в естественных науках и технике. Христианское мировоззрение заменило цикличное понимание времени античности, ориентированное на природу, линейным, телеологическим представлением о времени и представлением о необратимости исторического процесса. Такие мыслители, как Ницше, Маркс, Хайдеггер, К. Шмитт, абсолютизировали человеческое существование, видя в нем сферу «подлинного бытия». Современный историзм знаменует собой окончательный разрыв между историей человека и природой. В своих трудах Левит посредством деструкции исторического миросозерцания пытается восстановить непосредственность «доисторического» сознания. Как и Бенытин, он руководствуется идеей самоистолкования исторического материала, который необходимо не «интерпретировать», но «заставить говорить» с помощью сравнительного метода. Человеческая культура и моральная деятельность в качестве опоры и масштаба требуют сознания «неизменной и для себя сущей природы». К неизменной природе человека принадлежат, по мнению Левита, кроме биологических данностей также язык, культура и бытие с другими людьми.
Соч.: Samtliche Werke, Bd. 1-9. Stuttg., 1981-88; Mein Leben in .Deutschland vor und nach 1933. Stuttg., 1986; Der Mensch inmitten der Geschichte. Philosophische Bilanz des 20. Jahrhunderts. Stuttg., 1990.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.02 мб

«От Гегеля к Ницше» Карла Левита

Баллаев Андрей Борисович