ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛюсьенЛЕВИ-СТРОС Клод

ЛЕВИ-СТРОС

Найдено 2 определения термина ЛЕВИ-СТРОС

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЛЕВИ-СТРОС (Клод)

французский социолог и антрополог (р. Брюссель, Бельгия, 1908). Много раз бывал в Южной Америке, из чего сделал выводы, скорее общечеловеческие, чем социальные, изложенные в работах «Элементарные структуры родства» (1949) и «Грустные тропики» (1955). Сторонник социологического метода, основанного на понимании другого, получившего теперь название «социальной антропологии». Здесь социология перекликается с психологией, тем более что Леви-Строс предлагает провести психоанализ культур на основе легенд и религиозных мифов, составляющих их истинную базу, и таким образом определить тип личности, характерный для того или иного коллектива. Применил понятие структуры к этнологии, чтобы обобщенно понять социальное поведение. «Социальная структура» отличается от «социальных отношений»: это образец, физическое влияние, на основе которых обобщенно понимают себя социальные отношения. Им написаны - «Структурная антропология» (1958), дополненная «Структурной антропологией Два» (1973). «Тотемизм сегодня и мысль дикаря» (1962) отмечает поворот в его творчестве и предвосхищает серию «Мифологий». Он тщательно исследует мифическую литературу американских индейцев в работах «Сырое и вареное» (1964), «От меда к пеплу» (1967), «Происхождение застольных манер» (1967), «Голый человек» (1971). Скрупулезно обосновывая единство человека самим разнообразием его культурных продуктов, Леви-Строс придал структурализму гуманистическое измерение, не признающее общественной эволюции и даже пессимистически оценивающее прогресс и будущее человека [«Раса и культура» (1971), «Тождество» (1977), «Путь масок» (1979)]. С 1959 г. занимал первую кафедру социальной антропологии в Коллеж де Франс (Фр. акад., 1973).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ЛЕВИ-СТРОС

Levi-Strauss), Клод (р. 28 нояб. 1908) – франц. бурж. этнолог и социолог. Проф. ун-та в Сан-Паулу (1935–38), советник по вопросам культуры франц. посольства в США (1946–47), зам. директора Антропологич. музея в Париже (1949–50), проф. и руководитель учебной части Ecole Pratique des Hautes Etudes, проф. Коллеж де Франс (с 1959). Концепция Л.-С. связана с социологич. школой Дюркгейма – Мосса и амер. культур-антропологией (Боас, Кребер). Поведение человека обусловлено, по Л.-С., двумя различными закономерностями: биологическими (природными) и культурными. В основу этого противопоставления Л.-С. кладет не факт использования орудий в трудовой деятельности, а внесение условности, совершающейся по нек-рым определ. правилам искусств. регуляции поведения и взаимоотношений людей (см. "Les structures?l?mentaires de la parent?", P., 1949, p. 8–9). Отсюда первичным элементом культуры, по Л.-С., является запрещение кровосмешения. Признавая, что все в человеч. обществе может быть понято только в свете истории (см. "Histoire et ethnologie", в журн.: "Revue de m?taphysique et de morale", 1949, No 3–4, p. 376), Л.-С. вместе с тем утверждает, что историч. подход ("диахронич. разрез") только облегчает понимание того, как возникают те или иные обществ. ин-ты; главная же цель науч. изучения общества – "синхронный разрез", т.е. раскрытие формальной структуры взаимоотношений, к-рые в свою очередь вытекают из "бессознательной природы коллективных феноменов" (там же, р. 383). Это бессознательное есть универсальное для всех времен и народов стремление заключить исторически конкретное многообразие действительности в символич. формы традиций, ритуалов и, в первую очередь, языка. Следовательно, изучение историч. и этнич. фактов есть, по Л.-С., только первый шаг в постижении коллективного бессознательного; эти факты представляют собой лишь внешнюю оболочку, за к-рой наука должна вскрыть неизменные символич. структуры отношений. "Социальные структуры", в понимании Л.-С., это не эмпирически устанавливаемая реальность, а модель, долженствующая удовлетворять определ. логич. требованиям – единству целого и частей, изоморфизму процесса (трансформации во времени) и результата (структуры), а также возможности предвидения изменений всей структуры при изменении одного из ее элементов ("Социальная структура" – "Social structure", в кн.: Anthropology today. An encyclopedic inventory, prep. of A. L. Kroeber, 1953). Социология должна применять такой математич. аппарат (напр., топологию), с помощью к-рого окажется возможным переход от измерения к раскрытию формальной структуры ("Математика человека" – "Les math?matiques de l´homme", UNESCO. Bull. International des sciences sociales, 1954, v. 6, No 4). В применении математич. методов социология должна следовать примеру лингвистики, особенно структурной лингвистики, к-рая, по мнению Л.-С., показала, что осн. явления в функционировании психики в их самой общей форме, выражающей структуру отношений между "я" и "другим", осуществляются на уровне бессознательного. Л.-С. делает также попытку провести свой анализ в противоположном направлении – от формальной структуры к универсальным формам мышления ("Примитивное мышление" – "La pens?e sauvage", 1962). Среди других методов идеологич. борьбы ревизионисты (Л. Себаг) стремятся противопоставить историч. материализму также и "структурализм" Л.-С. (см. Л. Фигер, Под знаменем творческого марксизма, О некоторых проблемах совр. идеологич. борьбы во Франции, в журн.: "Проблемы мира и социализма", 1963, No 1, с. 11–18). Соч.: L´analyse structurale en linguistique et en anthropologie, "Word", 1945, v. 1, No 2; French sociology, в кн.: Twentieth century sociology, ?. ?., 1945, франц. пер. в кн.: La sociologie au XX si?cle, v. 1–2, P., 1947; Race et histoire, P., 1952; Tristes tropiques, P., 1955; Anthropologie structurale, P., 1958; La structure et la forme, "Cahier de l´Institut de Science Economique Appliqu?e", ser. M., 1960, No 7; Le probl?me de l´invariance en anthropologie, "Diog?ne", 1960, No 31, juillet. Лит.: [Дискуссия по кн. Л.-С. "La pens?e sauvage" ], "Esprit", 1963, No 11. M. Роговин. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ЛЕВИ-СТРОС — 0

Найдено научныех статей по теме ЛЕВИ-СТРОС — 0

Найдено книг по теме ЛЕВИ-СТРОС — 0

Найдено презентаций по теме ЛЕВИ-СТРОС — 0

Найдено рефератов по теме ЛЕВИ-СТРОС — 0