ЛЕВИ, ЭлифасЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен

ЛЕВИ-БРЮЛЬ

Найдено 2 определения термина ЛЕВИ-БРЮЛЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Люсьен)

французский социолог (Париж, 1857 — там же, 1939). Известен своими работами «Примитивный менталитет» (1922) об африканских и австралийских неэволюционировавших обществах. В действительности понятие «примитивный менталитет» сегодня совершенно исчезло из реестров социологии, изучающей более понятным и непредвзятым образом разнообразие человеческих культур (Леви-Строс будет говорить уже о спонтанной или «дикой» мысли, а не о форме примитивной мысли). Кроме того, им написаны: «Германия после Лейбница: очерк о развитии национального сознания в Германии» (1890), «Философия Якоби» (1894), «Философия Огюста Конта» (1900), «Мораль и наука о нравах» (1903).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ЛЕВИ-БРЮЛЬ

L?vy-Bruhl), Люсьен (10 апр. 1857 – 13 марта 1939) – франц. философ-позитивист, социолог и теоретик этнографии, руководитель Ин-та этнологии при Сорбонне. Автор ряда трудов по истории франц. и нем. философии. Широкую известность приобрели труды Л.-Б. о первобытном мышлении, построенные на большом этнографич. материале народов Африки, Австралии и Океании. В них Л.-Б. выдвинул гипотезу о наличии качественно различных типов мышления и утверждал, что невозможно понять психику первобытных людей или же людей, стоящих на очень низкой ступени обществ.-историч. развития, если исходить из психологич. данных, полученных на основании изучения взрослых или детей из совр. общества (как это делают, напр., последователи школы психологич. эволюционализма – Спенсер, анимизма – Тайлор, Вундт, Боас и др.) или же на основании изучения психологии невротика (Фрейд). Л.-Б. утверждает, что мышление первобытного человека относится к "дологической" (рrеlogique) фазе, в к-рой мысленное расчленение предметов и явлений и мысленное их объединение осуществляется по совершенно иным признакам, чем это делает человек из цивилизованного общества. Первобытное мышление, по Л.-Б., характеризуется – с логич. точки зрения – отсутствием в нем законов формальной логики и прежде всего закона противоречия, а с психологич. точки зрения – отсутствием свойственных цивилизов. человеку ассоциаций. Правда, по теории Л.-Б., "дологический" характер носят лишь "коллективные представления" (термин заимствован у Дюркгейма), а мышление отд. индивидов в первобытном обществе является вполне логичным. Господствующим в первобытном мышлении является закон партиципации (сопричастия), согласно к-рому предметы и явления обладают свойством "единосущности", наиболее ярким примером к-рой является тотем (см. Тотемизм). В результате сознание первобытного человека, не отличаясь в чувственно-моторной сфере от сознания цивилизованного человека, воспринимает мир через призму "коллективных представлений" (языка, мифов, обрядов и т.п.). В посмертно изданных "Записных книжках" (1949) Л.-Б. в значит. мере отходит от этой концепции. Сов. исследователи проблемы происхождения сознания отвергли ошибочные концепции Л.-Б. о дологич. характере первобытного мышления (см. Сознание). Соч.: L´Allemagne depuis Leibniz. Essai sur le d?veloppement de la conscience nationale en Allemagne. 1700–1848, P., 1890; La philosophie d´Auguste Comte, 3 ?d., P., 1913; Jean Jaur?s; essai biographique, 6 ?d., P., 1924; L´?me primitive, P., 1927; La morale et la science de moeurs, 9 ?d., P., 1927; Le surnaturel et la nature dans la mentalit? primitive, P., 1931; La mythologie primitive, P., 1935; L´exp?rience mystique et les symboles chez les primitifs, P., 1938; Les carnets..., P., 1949; Les fonction mentales dans les soci?t?s inf?rieures, 9 ?d., P., 1951; в рус. пер. – Первобытное мышление, M., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937. Лит.: Месин Ф., Л.-Б. и его теория прелогизма, "Научное слово", 1929, No 9; Шаревская Б. И., Проблемы первобытной религии в трудах совр. бурж. ученых, в сб.: Труды ин-та этнографии им. Миклухо-Маклая, 1959, т. 51, с. 76–113; EssertierD., Les savants fran?ais du XX-e si?cle, t. 4–5, P., 1930; Вenrubi J., Le sources et les courants de la philosophie contemporaine en France, t. 1, P., 1933, p. 204–29; Wallon H., L´oeuvre de L.-B. et la psychologie compar?e, "Rev. phil. de la France et de l´?tranger", 1939, ann?e 64, No 5–6; Вr?hier E., Originalit? de L.-B., там же, 1949, ann?e 74, No 10–12; Centenaire de L. L.-B., там же, 1957, ann?e 82, No 4, p. 397–569 (все ст. жур. посв. Л.-Б. к 100-летию со дня его рождения). М. Роговин. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ЛЕВИ-БРЮЛЬ — 0

Найдено научныех статей по теме ЛЕВИ-БРЮЛЬ — 0

Найдено книг по теме ЛЕВИ-БРЮЛЬ — 0

Найдено презентаций по теме ЛЕВИ-БРЮЛЬ — 0

Найдено рефератов по теме ЛЕВИ-БРЮЛЬ — 0