ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен
1857-1939) – французский философ, социолог и этнограф, примыкавший к школе Э. Дюркгейма, но занимавший по ряду проблем самостоятельную позицию. Основные религиоведческие работы: “Первобытное мышление” (1922), “Сверхъестественное в первобытном мышлении” (1931), “Мистический опыт и символы первобытных людей” (1938).  

Источник: Религиоведческий словарь

Леви-Брюль Люсьен
1857-1939) -французский философ и психолог, исследователь первобытной культуры. Он выдвинул теорию первобытного «дологического» мышления. Леви-Брюль считал, что человек первобытного общества мыслил принципиально иначе, чем современный человек. «Дологическое» мышление основано на специфических, отличных от современных, логических законах. Первобытный человек осмысливает мир, считает Леви-Брюль, согласно закону сопричастия. В соответствии с этим законом предмет находится в магической взаимосвязи с самыми различными явлениями.

Источник: Человек и общество. Культурология

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен
род. 10 апр. 1857, Париж - ум. 13 марта 1939, там же) - франц. психолог и этнолог; профессор Сорбонны с 1899. Находился под влиянием учений Канта, Рибо и особенно Дюркгейма. Написал важные для развития психологии масс работы о мышлении первобытных народов, которое он назвал "дологическим" и считал магически тесно связанным с предметами внешнего мира. Осн. произв.: "Les functions mentales dans les societes inferieures", 1910 (рус. пер. "Первобытное мышление", 1930); "La mentalite primitive", 1922; "L&дme primitive", 1927.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН

французский социолог (Париж, 1857 — там же, 1939). Известен своими работами «Примитивный менталитет» (1922) об африканских и австралийских неэволюционировавших обществах. В действительности понятие «примитивный менталитет» сегодня совершенно исчезло из реестров социологии, изучающей более понятным и непредвзятым образом разнообразие человеческих культур (Леви-Строс будет говорить уже о спонтанной или «дикой» мысли, а не о форме примитивной мысли). Кроме того, им написаны: «Германия после Лейбница: очерк о развитии национального сознания в Германии» (1890), «Философия Якоби» (1894), «Философия Огюста Конта» (1900), «Мораль и наука о нравах» (1903).

Источник: Философский словарь

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен
французский философ и этнолог; р. 10.4. 1857 (Париж) — ум. 13. 3. 1939 (там же), будучи профессором в Сорбонне (с 1899); сформировался под влиянием учений Конта, Рибо и особенно Дюркгейма, выступил с важными для развития психологии масс работами о мышлении первобытных народов, которое он назвал «дологическим» и которое считал магически тесно связанным с предметами внешнего мира; является предшественником структурализма. Осн. соч.: Les fonctions mentales dans les sociétés inférieures, 1910, нем. изд. 1921; La mentalité primitive, 1922, нем. изд. 1927 (рус. пер.: Первобытное мышление, 1930); L’âme primitive, 1922, нем. изд. 1930; La mythologie primitive, 1935; L’expérience mystique, 1938; Les Carnets, 1949. (На рус. яз.: Сверхъестественное в первобытном мышлении, 1937.)
J. Cazeneuve. L.-B., Paris, 1963; R. Gasche. Die hybride Wiss., 1973.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Леви-Брюль Люсьен
 (1857—1939) — фр. социолог и этнолог; проф. в Сорбонне с 1899. Социологические взгляды Л.-Б. сформировались под влиянием Дюркгейма. Занимаясь изучением первобытных народов, Л.-Б. пришел к выводу, что различным социальным типам соответствуют различные формы мышления. Мышление первобытного человека отлично от логического мышления совр. человека: оно пралогично (в нем игнорируется закон противоречия) и не различает естественного и сверхъестественного. Л.-Б. утверждал, что в представлении первобытного человека первоначальная причина и окончательное следствие находятся в непосредственной связи; промежуточные связи игнорируются. Здесь, по Л.-Б., действует закон сопричастности (партиципации). Богатый этнографический материал и отдельные выводы Л.-Б. представляют значительный интерес; однако его осн. положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления культурного человека не выдерживает научной критики. Осн. соч. Л.-Б.: «Функции мышления в низших обществах» (1910) -,«Первобытное мышление» (1922).

Источник: Философский словарь. 1963

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен
1857-1939) — франц. философ, социолог и этнограф, примыкавший к позитивист, школе Э. Дюркгей-ма, но занимавший самостоят. позицию. Л.-Б. пришел к выводу, что различным соц. типам соответствуют различные формы мышления. По отношению к мышлению первобытн. человека Л.-Б. употребляет понятие «коллективные представления». Эти представления принципиально отличаются от «индивид, представлений», т. к. они заимствованы не из личного жизнен, опыта, а из окружающей человека соц. среды. Они передаются из поколения в поколение и принудительно навязываются каждому члену общества. Таковы религ. верования, мифология, моральные правила и прежде всего - язык. Элемент, логич. законы — закон тождества, противоречий и др. — для «коллективных представлений» недействительны: вместо них действует «закон сопричастности» (партици-пации), идея мистич. связи явлений и т. п. «Коллективные представления», по мнению Л.-Б., не исчезают и на поздних стадиях историч. развития (в «высш. обществах»), но здесь их удельный вес гораздо меньше, чем в «низш. обществах»: это различные проявления мистицизма и пр. Несмотря на нек-рый схематизм его теоре-тич. построений, Л.-Б. внес определенный вклад в исследование первобытн. мышления.

Источник: Атеистический словарь

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен
1857 - 1939. Франц. философ-позитивист, этнолог. Осн. обл. науч. интересов - развитие духовной культуры человечества. Подход Л.-Б. к этой теме складывался в известной мере под впечатлением от "Историч. записок" Сыма Цяня (в пер. Э. Шаванна). Там он обнаружил отличные от совр. законы логич. построений и установления причинно-следственных связей. Создал концепцию "пралогич." (или "дологич.") мышления как определенного этапа в развитии мыслительной деятельности человека. Такое мышление управляется не логич. законами (прежде всего законом противоречия), но "законом сопричастия": один и тот же предмет может восприниматься как находящийся одновременно в разных местах, изображение - как тождественное оригиналу и т.п. Ныне этот тип ментальности присущ, "отсталым" народам и проявляется в нек-рых обл. совр. жизни (религия, мораль и т.п.). Под воздействием школы Э. Дюркгейма Л.-Б. разработал в подкрепление своей концепции ряд методологич. положений и схем для применения преимущественно в обл. этнологии и социологии (напр., понятия духовной "коллективной сопричастности", "коллективных представлений" и др. обозначения факторов, формирующих этнич. характер на разных уровнях развития об-ва). *Первобытное мышление. М., 1930; Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении. М., 1937; "Токарев С.А. История зарубеж. этнографии. М., 1978. П.М. Кожин

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН
франц. бурж. социолог, философ-позитивист и этнолог. Отправляясь от учения Э. Дюркгейма о «коллективных представлениях», Л.-Б. выступил со своей концепцией первобытного мышления и на ее основе делал попытку объяснить возникновение религ. верований и обрядов. Согласно Л.-Б., мышление первобытных людей (первобытными он именовал народы, не принадлежащие к «культуре Средиземноморья»), во-первых, «дологично», т. е. игнорирует требования логики и прежде всего закон противоречия, во-вторых, мистично, т. е. проникнуто верой в наличие сверхъестеств. мира и его вмешательство в повседн. жизнь, в-третьих, подчинено особому закону «сопричастия» («партиципации»), имеющему не логическую, а аффективную, коренящуюся в эмоциях, природу. В «мистич. партиципации» и «аффективной категории сверхъестественного» Л.-Б. и его последователи видели, в частности, ключ к объяснению первобытной и всякой другой религии. Теорию Л.-Б. пытались использовать расисты как «научное доказательство» мнимой расовой неполноценности народов колоний. Фидеисты приняли на вооружение «мистич. партиципацию» как аргумент в пользу непреодолимости религии. Сам Л.-Б. под влиянием критики отказался от теории дологич. мышления и «закона партиципации», что явствует из его посмертно изданных «Записных книжек». Несмотря на ряд высказанных им ценных соображений о ранних религиях, работы Л.-Б., хотя и оставившие значит. след в науке о первобытной культуре, ныне представляют лишь истор. интерес.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен
10.4.1857, Париж - 13.3.1939, там же), франц. философ и психологпозитивист, близкий к социологич. школе Дюркгейма. Наиболее известен своей теорией первобытного «дологич.» мышления. Выступая против концепции Тайлора и др. эволюционистов, согласно к-рой первобытный человек («философствующий дикарь») мыслил так же логически, как и совр. человек, Л.-Б. утверждал, что в «низших обществах» преобладают «коллективные представления» (понятие, разработанное школой Дюркгейма), принципиально отличные от мыслит. деятельности в цивилизованных обществах. «Дологич. мышление» управляется, по Л.-Б., не логич. законами тождества, противоречия и пр., а «законом сопричастия» (партиципации), согласно к-рому воспринимаемый объект может быть одновременно самим собой и иным, находится одновременно в различных местах, свойства изображения тождественны свойствам оригинала и т. п. Хотя Л.-Б. полагал, что различным обществ. структурам свойственны и различные типы мышления, однако он не считал, что «дологич.» мышление присуще только отсталым народам: в сфере личного опыта «первобытный человек» действует и мыслит, как и современный, а с др. стороны, и в совр. жиани есть явления (религия, мораль), где сказывается действие «дологич.» мышления.
В последние годы жизни Л.-Б. смягчил противопоставление логич. и «дологич.» типов мышления. Его концепция оказала определ. влияние на юнгианский вариант психоанализа (связь «примитивного» мышления с архетипами бессознательного), на социологию познания Шелера и Гурвича. В то же время тезис о «дологич.» характере первобытного мышления подвергался критике со стороны школы Дюркгейма и ряда ее сторонников, а впоследствии - в концепциях ЛевиСтроса. Несмотря на нек-рый схематизм и односторонность, взгляды Л.-Б. представляют интерес как попытка исследовать историч. изменения в психологии мышления.

Источник: Советский философский словарь

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен
(1857— 1939) — фр. этнолог и философ. Проф. Сорбонны (с 1904). Специализировался на исследованиях особенностей мышления и религ. представлений первобытного человека. Выступил с критикой теории эволюционистской шк. в этнологии и культ. антропологии (Э.Б.Тайлор, Дж.Дж.Фрэйзер), согл. к-рой первобытная культура развивалась благодаря отд. индивидам с повышенными интеллектуальными способностями, своего рода философствующим дикарям. Л. утверждал, что первобытное мышление носит коллективный и дорациональный характер, им руководят нерефлексивная традиция и чувство «мистического соучастия» (фр. participation mystique). В силу этого сознание первобытного человека безразлично даже к очевидным противоречиям (напр., к непосредственному отождествлению человека с к.-л. животным на фоне тотемических верований) и склонно обнаруживать в любых наблюдаемых явлениях и событиях дополнительный мистический смысл, к-рый воспринимается как гл. по отношению к рациональному значению. Л. называет первобытное мышление «пралогическим», подчеркивая доминирование «мистического соучастия» над рационально-логич. связями, устанавливаемыми в ходе практ. деятельности. Субъектом такой формы сознания выступает коллектив (клан, род, племя), установлениям к-рого подчинен индивидуальный опыт; в результате в сознании первобытного человека закрепляется «превращенная» схема причинно-следственных связей: успешность к.-л. практ. действий зависит от магич. ритуалов, соблюдения табу, следования традиц. нормам. Характерные свойства и механизмы «пралогического» мышления фокусируются в эмоционально-аффективных образах сверхъестеств. сил и существ, в системе магич. и символич. общения с ними. Идеи Л. оказали влияние на разл. направления совр. гуманит. науки, ориентированные на исследование внелогических и внерефлексивных феноменов коллективного сознания (ментальности). Критика его положений стимулировала развитие шк. структурной антропологии (К.Леви-Стросс и др.). Соч.: Сверхъестественное в первобытном мышлении. СПб., 1993; Первобытное мышление. М., 1999. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939)
французский философ, антрополог и социолог. Профессор Сорбонны (с 1904). Был близок к школе Э. Дюркгейма. Один из создателей Института этнологии в Парижском университете (1926). Наибольшую известность Л.-Б. принесли исследования в области психологии мышления "примитивных народов". Л.-Б. опирался на разработанное в рамках школы Дюркгейма понятие о "коллективных представлениях". По Л.-Б., они конституируют особый субъект, отличный от индивидуального сознания. "Коллективные представления" имеют свои собственные законы развития. С его точки зрения в различных социокультурных системах существую специфические формы "коллективных представлений". Л.-Б. подверг резкой критике положения Тайлора и Д. Фрезера об одинаковости мышления людей на всех стадиях исторического развития человечества. Их главной ошибкой, с его точки зрения, было отождествление индивидуального и коллективного уровней мышления. Ссылаясь на многочисленные факты Л.-Б. утверждал, что "коллективные представления" примитивных народов существенно отличаются от мышления современных народов. Эти отличия выражаются в тесном переплетении мышления с эмоциями, мистицизме, отсутствии стремления к объяснению мира. Для первобытного мышления характерны не логические законы современности, а законы пратипации (сопричастности), согласно которым субъект может быть одновременно самим собой и еще каким-либо существом, в другом пространстве и времени. Такой тип мышления Л.-Б. предлагал называть "дологическим", обращая внимание при этом на то, что оно не является нелогическим или антилогическим, а просто подчиняется своим собственным законам. Одновременно он подчеркивал, что "дологический" тип мышления характерен исключительно для коллективного уровня, а индивидуальное мышление представителей примитивных народов тождественно современному европейскому. Кроме этого Л.-Б. считал, что "дологические" коллективные представления продолжают существовать и в современном обществе в форме религии, моральных понятий и обычаев там, где существует потребность в живом общении с окружающим миром, которое не может заменить современная наука. Концепция Л.-Б. была подвергнута критике со стороны ряда известных антропологов, в том числе У. Риверса, Малиновского, Боаса за чрезмерный схематизм и определенную тенденциозность при характеристике форм мышления неевропейских народов. Основные сочинения: "Мораль и наука о нравах" (1903), "Первобытное мышление" (русск. изд., 1930); "Ментальные функции в неразвитых обществах" (1910); "Сверхъестественное в первобытном мышлении" (1931); "Первобытная мифология" (1935) и др.
П.В. Терешкович

Источник: Новейший философский словарь

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен
1857-1939)- франц. этнолог и философ. С 1904 - проф. Сорбонны. Главный предмет его исследований - различия в типах мышления (ментальности), свойственных первобытному ("примитивному") человеку и представителю рациональной европейской культуры. Выступил против концепций эволюционистской антропологической школы (Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер и др.), согласно которым достижения первобытной культуры зиждились на мыслительных усилиях "дикаря-философа", стремящегося объяснить мир. В соответствии с положениями близкой ему франц. социологической школы Дюркгейма Л.-Б. утверждал, что первобытное сознание ориентировано по преимуществу на передаваемые от поколения к поколению "коллективные представления", что для него характерно нерефлексивное следование традиции. Такого рода представлениям свойственна нечувствительность к очевидным для современного мышления противоречиям. Так, представлениям о тотемическом родстве человека и определенного животного (или другого природного объекта) соответствовало в первобытном сознании прямое отождествление человека и этого животного. В любом объекте для первобытного человека помимо обычного смысла, который формируется в индивидуальном опыте или в процессе рациональной (хозяйственной и т.п.) деятельности, был скрыт также мистический смысл, который ощущался первобытным сознанием как главный. Отсюда отмечаемая Л.-Б. несущественность для "коллективных представлений" рационального опыта, свидетельства которого не могли поставить под сомнение эффективность магических ритуалов.
"Мистическая" ориентация первобытного мышления делала его "пралогическим": причинно-следственные связи, устанавливаемые рациональным мышлением, вытеснялись "партиципацией" - сопричастием между всевозможными явлениями, вещами и людьми. Успех в практической деятельности зависел от соблюдения ритуалов (табу и т.п.) или от вмешательства сверхъестественных сил (колдовства). Такой подход открывал возможности для изучения своеобразной логики первобытного мышления. В развитие этих идей Л.-Б. выделял в первобытном мышлении "аффективную категорию сверхъестественного": психическая деятельность первобытного человека, особенно в сфере отношений со сверхъестественным, в большей мере была подвержена эмоциям, чем рассудку. Описывая существенные отличия первобытного и современного мышления, Л.-Б. не доводил их до полной противоположности и непроницаемости друг для друга. В заметках, опубликованных посмертно (1949), он даже намеревался отказаться от термина "пралогическое мышление". Его концепция оказала значительное влияние на изучение исторической специфики мышления в разные эпохи, в частности на аналитическую психологию Юнга, на работы историков школы "Анналов", на психологическую концепцию Л.С. Выготского, на теорию мифа О.М. Фрейденберг и др. Критика его концепции, прежде всего Леви-Стросом, исходит из того, что архаическое мышление в своих принципиальных чертах не уступает нашему и способно к логическому анализу.
Первобытное мышление. М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937; Les functions mentales dans les societes inferieures. P., 1910.

Источник: Современная западная философия: словарь

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН

(10 апр. 1857 – 13 марта 1939) – франц. философ-позитивист, социолог и теоретик этнографии, руководитель Ин-та этнологии при Сорбонне. Автор ряда трудов по истории франц. и нем. философии. Широкую известность приобрели труды Л.-Б. о первобытном мышлении, построенные на большом этнографич. материале народов Африки, Австралии и Океании. В них Л.-Б. выдвинул гипотезу о наличии качественно различных типов мышления и утверждал, что невозможно понять психику первобытных людей или же людей, стоящих на очень низкой ступени обществ.-историч. развития, если исходить из психологич. данных, полученных на основании изучения взрослых или детей из совр. общества (как это делают, напр., последователи школы психологич. эволюционализма – Спенсер, анимизма – Тайлор, Вундт, Боас и др.) или же на основании изучения психологии невротика (Фрейд). Л.-Б. утверждает, что мышление первобытного человека относится к "дологической" (рrеlogique) фазе, в к-рой мысленное расчленение предметов и явлений и мысленное их объединение осуществляется по совершенно иным признакам, чем это делает человек из цивилизованного общества. Первобытное мышление, по Л.-Б., характеризуется – с логич. точки зрения – отсутствием в нем законов формальной логики и прежде всего закона противоречия, а с психологич. точки зрения – отсутствием свойственных цивилизов. человеку ассоциаций. Правда, по теории Л.-Б., "дологический" характер носят лишь "коллективные представления" (термин заимствован у Дюркгейма), а мышление отд. индивидов в первобытном обществе является вполне логичным. Господствующим в первобытном мышлении является закон партиципации (сопричастия), согласно к-рому предметы и явления обладают свойством "единосущности", наиболее ярким примером к-рой является тотем (см. Тотемизм). В результате сознание первобытного человека, не отличаясь в чувственно-моторной сфере от сознания цивилизованного человека, воспринимает мир через призму "коллективных представлений" (языка, мифов, обрядов и т.п.). В посмертно изданных "Записных книжках" (1949) Л.-Б. в значит. мере отходит от этой концепции. Сов. исследователи проблемы происхождения сознания отвергли ошибочные концепции Л.-Б. о дологич. характере первобытного мышления (см. Сознание). Соч.: L´Allemagne depuis Leibniz. Essai sur le d?veloppement de la conscience nationale en Allemagne. 1700–1848, P., 1890; La philosophie d´Auguste Comte, 3 ?d., P., 1913; Jean Jaur?s; essai biographique, 6 ?d., P., 1924; L´?me primitive, P., 1927; La morale et la science de moeurs, 9 ?d., P., 1927; Le surnaturel et la nature dans la mentalit? primitive, P., 1931; La mythologie primitive, P., 1935; L´exp?rience mystique et les symboles chez les primitifs, P., 1938; Les carnets..., P., 1949; Les fonction mentales dans les soci?t?s inf?rieures, 9 ?d., P., 1951; в рус. пер. – Первобытное мышление, M., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937. Лит.: Месин Ф., Л.-Б. и его теория прелогизма, "Научное слово", 1929, No 9; Шаревская Б. И., Проблемы первобытной религии в трудах совр. бурж. ученых, в сб.: Труды ин-та этнографии им. Миклухо-Маклая, 1959, т. 51, с. 76–113; EssertierD., Les savants fran?ais du XX-e si?cle, t. 4–5, P., 1930; Вenrubi J., Le sources et les courants de la philosophie contemporaine en France, t. 1, P., 1933, p. 204–29; Wallon H., L´oeuvre de L.-B. et la psychologie compar?e, "Rev. phil. de la France et de l´?tranger", 1939, ann?e 64, No 5–6; Вr?hier E., Originalit? de L.-B., там же, 1949, ann?e 74, No 10–12; Centenaire de L. L.-B., там же, 1957, ann?e 82, No 4, p. 397–569 (все ст. жур. посв. Л.-Б. к 100-летию со дня его рождения). М. Роговин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен
(1857–1939) – французский философ-позитивист, этнограф, социолог. Основные работы: «Первобытное мышление», «Сверхъестественное в первобытном мышлении». В центре размышлений Л.-Б. – мифологическое мышление, его структура и особенности по сравнению с рациональным мышлением современного человека.
Позиция Л.-Б. близка идеям французской социологической школы, отстаивающей социальную обусловленность духовной жизни, идеям Э. Дюркгейма. Л.-Б. полемизировал с представителями английской антропологической школы (Э. Тайлором, Дж. Фрезером), которые рассматривали человека первобытных обществ как мыслителя-одиночку, чья познавательная активность никак не связана с условиями его существования. По строению мозга и по своим чувственным проявлениям первобытный человек ничем не отличается от современного, утверждает Л.-Б., однако мышление первобытного человека нельзя объяснить по аналогии с познавательной деятельностью современного европейца, которая определяется аристотелевской логикой и современными научными достижениями.
Мышление первобытного человека, по мнению Л.-Б., находится целиком во власти коллективных представлений, которые, хотя и не врождены человеку, обладают высокой степенью принудительности, передаются от поколения к поколению в неизменном виде, не рефлектируются, не осознаются индивидом. Они получают свое выражение в верованиях, обычаях, в языке. У современного человека образ объекта, вызываемые им чувства и поведенческие акты разделены и в большинстве случаев осознанны. Современное мышление концептуально, понятийно, опирается на способность к абстрагированию и обобщению. В коллективных представлениях первобытного мышления интеллектуальный момент слит с эмоционально нагруженным поведенческим актом. Коллективные представления, по мнению Л.-Б., носят «мистический» характер. Мир представляется первобытному человеку как единство естественного и сверхъестественного, мистического и обыденного. Первобытная мистика отлична от более поздних проявлений мистического, для которых характерно разделение естественных и сверхъестественных миров.
Коллективные представления не подчиняются закону противоречия. Они основываются на так называемой партиципации (сопричастности). Явления классифицируются не по объективным признакам, но по наличию в них «мистических» сил, отождествляющих самые разнородные вещи и явления. Отдельные вещи являются лишь проводниками, символами этих сил. Тотемизм – типичное проявление партиципации, отождествляющей, например, человека и крокодила, человека и попугая. Первобытное мышление, таким образом, мистично по содержанию и пралогично, наделено особой иррациональной логикой связи различных представлений.
Термин «пралогическое» у Л.-Б. обозначает не низшую стадию мышления, предшествующую современному мышлению. Логическое и пралогическое – это лишь различные мыслительные структуры, сосуществующие в одном и том же обществе и в одном и том же сознании. Анализ пралогики на материале первобытных обществ объясняется лишь большей отчетливостью ее проявлений у примитивных народов. На ранних стадиях социальной эволюции в мышлении преобладает пралогическая структура. На современной стадии пралогика присутствует скрыто, в качестве отдельных вкраплений; она оттесняется на окраинные области сознания, проявляет себя в суевериях, в интересе к сказкам – «дезаффектированным мифам».
Стремление Л.-Б. исследовать причины преобладания закона партиципации в первобытном мышлении привело его к мысли об эмоциональной основе пралогики. В работе «Сверхъестественное в первобытном мышлении» пралогическое заменяется на «аффективную категорию сверхъестественного». Партиципация рассматривается как эмоциональное обобщение объектов, наделенных сверхъестественными невидимыми качествами. Основа эмоционального обобщения – чувство страха, внушаемое невидимыми силами и потребность защиты от них.
Идеи Л.-Б. повлияли на формирование концепции К. Юнга , на М. Шелера , на русскую мифологическую школу; подверглись критическому переосмыслению К. Леви-Строссом .

Источник: Краткий философский словарь.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен
(1857, Париж – 1939, там же) – философ-позитивист, социолог и этнограф. Заведовал кафедрой философии в лицее Людовика Великого (1885– 1895), профессор философии и социологии в Сорбонне (с 1895), директор Института этнологии при Сорбонне. В начале своей философской карьеры Л.-Б. испытал значительное влияние философии И. Канта и первые работы («Германия со времен Лейбница: очерк развития национального сознания в Германии», 1890; «Философия Якоби», 1894) посвятил истории развития немецкой философии. Поворотным пунктом в его мировоззрении стала работа «Мораль и науки о нравах» (1903), в которой высказывалась мысль о том, что все предшествующие попытки обоснования морали «метаморальны» и метафизичны, а потому несостоятельны. Вслед за Э. Дюркгеймом он утверждал, что возможен только социологический анализ нравов, определяющий обстоятельства их возникновения и изменения, а не то, чем они являются на самом деле. Наука о нравах способствовала бы созданию «рационального социального искусства», которое дало бы обществу результаты, аналогичные тем, что дает, например, искусство хирурга. Впоследствии Л.-Б. пошел по пути углубления социологического релятивизма и в целях изучения различий между мыслительными функциями в зависимости от социальных условий жизни индивидов обратился к исследованию опыта первобытных народов. Итогом его изысканий явились работы «Мыслительные функции в низших обществах» (1910), «Первобытное мышление» (1922), «Первобытная душа» (1928) и др., основная идея которых состоит в том, что мышление первобытного человека отлично от мышления человека цивилизованного и может быть определено как «мистическое» или «дологическое», поскольку ему неведомы каузальность и категории при анализе физических явлений. Первобытное мышление не предшествует мышлению современного цивилизованного человека, оно просто подчинено иной логике, будучи образовано коллективными представлениями, которые не носят сугубо интеллектуального характера. Этот тип мышления основан на принципе партиципации, в соответствии с которым любое существо одновременно может быть самим собой и иным. Поэтому первобытный человек видит себя сразу человеком и животным, он не способен к абстрагированию и обобщению, более чувствителен к качественным, нежели количественным, отношениям; он не выделяет себя как особого субъекта, считая окружающие его существа и самого себя вместилищем безличных и диффузных сил. Такой человек, по мнению Л.- Б., не мыслит себя вне группы, участвует во всем том, что его окружает, и не отделяет себя от внешних выражений природных сил и явлений. Первобытное мышление объясняет мир через мифы и мифологические конструкты и тем самым противостоит мышлению современного человека, в котором доминирует техническая рациональность, картезианская логика, основанная на принципе противоречия. Вместе с тем Л.-Б. допускал существование переходных форм между первобытным мышлением и мышлением современным и цивилизованным (к таким формам относятся, например, американские индейцы, у которых священное отделено от мирского). Кроме того, разум современного человека не может обойтись не только без логики, но и без партиципации – особенно это характерно для религиозного сознания и морали, в основе которых лежат коллективные и часто алогичные представления. В последних работах Л . -Б. – «Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении» (1931), «Первобытная мифология» (1935), «Мистический опыт и символы» (1938) и особенно в «Дневниках», изданных посмертно (1949), – различия между первобытным и логическим мышлением еще более смягчаются и объясняются воздействием на мышление аффектов.
Соч.: Сверхъестественное в первобытном мышлении. M., 1999; Первобытная мифология. М., 2010; Первобытное мышление. М., 2012; La philosophie d’Auguste Comte. P., 1900; Fonctions mentales dans les sociétés inférieures. P., 1910; L’Ame primitive. P., 1928. Лит.: Бирюков, Б.В., Верстин, И.С. Трудные времена философии. Люсьен Леви-Брюль: Первобытное общество и «прелогичность» мышления. М., 2014; Bréhier, E. Originalité de Lévy-Bruhl // Revue philosophique. 1949. Oct.–déc.; Cazeneuve, J. Lucien Lévy-Bruhl, sa vie, son oeuvre avec exposé de sa philosophie. P., 1963; Mancini, S. Da Lévy-Bruhl all’antropologia cognitive. Dary, 1989. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен
10 апреля 1857, Париж — 13 марта 1939, там же) — французский философ-позитивист, социолог и этнограф. Заведовал кафедрой философии в лицее Людовика Великого (1885—95), профессор философии и социологии в Сорбонне (с 1895), директор Института этнологии при Сорбонне.
В начале своей философской карьеры Леви-Брюль испытывал значительное влияние философии Канта и первые работы («Германия, начиная с эпохи Лейбница: очерк развития национального сознания в Германии», 1890; «Философия Якоби», 1894) посвятил истории развития немецкой философии. Поворотным пунктом в его мировоззрении стала работа «Мораль и науки о нравах» (1903), в которой он утверждал, что все предшествующие попытки обоснования морали являются «метаморальными» и столь же несостоятельны, сколь и метафизичны. Вслед за Дюркгеймом он утверждает, что возможен только социологический анализ нравов, определяющий обстоятельства их возникновения и изменения, а не то, чем они являются на самом деле. Наука о нравах способствовала бы созданию «рационального социального искусства», которое бы дало обществу результаты, аналогичные тем, что дает, напр., искусство хирурга.
Впоследствии Леви-Брюль пошел по пути углубления своего социологического релятивизма и в целях изучения различий между мыслительными функциями в зависимости от социальных условий жизни индивидов обратился к исследованию опыта первобытных народов. Итогом его исследований явились работы «Мыслительные функции в низших обществах» (1910), «Первобытное мышление» (1922), «Первобытная душа» (1928)и др.
Основная идея этих работ состоит в том, что мышление первобытного человека отлично от мышления цивилизованного человека. Такое мышление Леви-Брюль называет «мистическим» или «дологическим», в том смысле, что ему неведома каузальность и категории при анализе физических явлений. Первобытное мышление не предшествует мышлению современного цивилизованного человека, оно просто подчинено иной логике, главным принципом которой выступает принцип идентичности. Первобытное мышление образовано коллективными представлениями, которые не носят чисто интеллектуального характера. Этот тип мышления основан на принципе партиципации, в соответствии с которым любое существо может быть самим собой и иным. Поэтому первобытный человек видит себя одновременно человеком и животным, он не способен к абстрагированию и обобщению, более чувствителен к качественным, нежели к количественным, отношениям, он не выделяет себя в качестве особого субъекта, рассматривая окружающие его существа и самого себя как вместилище безличностных и диффузных сил. Такой человек, по мнению Леви-Брюля, не мыслит себя вне группы, участвует во всем том, что его окружает, и не отделяет себя от внешних проявлений природных сил и явлений. Первобытное мышление на основе мифов объясняет мир.
Первобытное мышление, по Леви-Брюлю, противостоит мышлению современного человека, в котором доминирует техническая рациональность, картезианская логика, основанная на принципе непротиворечия. Вместе с тем он допускал существование переходных форм от мышления первобытного к мышлению современному (напр., американские индейцы, у которых священное отделено от мирского, а партиципация носит образный характер). УЛеви-Брюля можно найти и утверждения о том, что разум современного человека не может обойтись как без логики, так и без партиципации; особенно в религии и морали, в основе которых лежат коллективные и часто алогичные представления.
В последних работах Леви-Брюля — «Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении» (1931), «Первобытная мифология» (1935), «Мистический опыт и символы» (1938) и в особенности в посмертно изданных «Дневниках» — различия между первобытным и логическим мышлением смягчаются и объясняются ролью аффектов в мышлении. «Структура человеческого разума повсюду одинакова», — говорит Леви-Брюль в «Дневниках».
Соч.: Fonctions mentales dans les societes inferieures. P., 1910; La Mentalite primitive. P., 1922; LAme primitive. P., 1928; Mythologie primitive. P., 1935; Сверхъестественное в первобытном мышлении. M., 1994.
Лит.: BrehierE. Originalite de Levy-Bruhl.— «Revue philosophique» (P.). 1949, octobre — decembre.
M. M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939)

- франц. философ, социолог и социальный психолог. член Франц. Академии наук, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе его социально-истор. развития. В 1879 окончил Высшую нормальную школу, преподавал философию. В 1904 возглавил кафедру истории совр. философии в Сорбонне, позднее здесь же - Ин-т этнологии. В первый период своей творч. деятельности занимался историей философии, написал ряд работ ("Германия со времени Лейбница, опыт о формировании нац. сознания", 1890: "Философия Якоби", 1894; "Неизданные письма Д.С. Милля к О. Конту", 1899; "Философия Огюста Конта", 1900; "Мораль и наука о нравах", 1903). Уже в этих работах прослеживается его интерес к истор. изменениям и социальной обусловленности сознания и поведения человека и намечается сближение с социол. школой Дюркгейма, к-рый, разделяя основополагающую идею автора, высоко оценил книгу Л.-Б. "Мораль и наука о нравах".
Второй период творчества, принесший Л.-Б. всемирную известность и не умолкающие по сей день научные споры вокруг его исследований первобытного мышления, был отмечен появлением классич. трудов: "Мыслительные функции в низших об-вах" (1910), "Первобытное мышление" (1922), "Примитивная душа" (1927), "Примитивная мифология" (1935). Поводом для крутого поворота в научных исследованиях послужило знакомство с "Истор. записками" кит. историка Сыма Цяня и "Золотой ветвью" Фрэзера. Под их впечатлением Л.-Б. погрузился в изучение этногр. материалов и на протяжении последующих лет жизни обстоятельно обосновывал свою гл. идею - кач. отличия первобытного мышления от логич. мышления совр. цивилизованного человека.
Л.-Б. противопоставил свои воззрения "постулату" Тайлора, согласно к-рому "мышление в низших об-вах повинуется тем же логич. законам, что и наше". В действительности, полагал Л.-Б., первобытное мышление отличают четыре особенности: оно носит мистич. и пралогич. характер и подчиняется закону партиципации (сопричастности), к-рый управляет коллективными представлениями. Содержание первобытного мышления мистично, поскольку не отражает объективных свойств вещей и явлений, а выражает сакрально-фетишистские и мифол. смыслы и значения, к-рые им приписываются человеч. коллективом. Называя первобытное мышление пралогичным, Л.-Б. не считает его дологичньш, алогичным или антилогичным, а только указывает на то, что оно "не стремится, подобно нашему мышлению, избегать противоречия", т.е. не следует диктату законов формальной логики. Подчиняясь вместо этого закону сопричастности, первобытное мышление "всюду видит самые разнообр. формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, трансляции на расстоянии, путем заражения, осквернения, овладения". Его смысловыми единицами являются не понятия, а коллективные представления (ключевой термин в школе Дюркгейма, к-рый у Л.-Б. имеет во многом иное значение). По существу речь идет о мифологемах и идеологемах - специфич. стереотипах сознания (историк В.К.Никольский считал, что "первобытное мышление" у Л.-Б. - характеристика идеол. формы сознания). Эти структуры чрезвычайно устойчивы и, как отмечал Л.-Б., "непроницаемы для опыта", а человек, находящийся во власти коллективных представлений этого рода, глух к доводам здравого смысла и чужд объективного критерия. Л.-Б. подчеркивал, что все эти особенности первобытного мышления свойственны только коллективным представлениям, а не вообще мышлению отсталых народов.
Свою концепцию кач. изменения мышления в процессе его истор. развития Л.-Б. раскрывает с помощью трех принципиальных положений: 1) мышление и психика изменчивы в соответствии с культурно-истор. изменениями человеч. об-ва; 2) первобытное мышление качественно отличается от научного по четырем вышеназванным параметрам (первоначально Л.-Б. первобытному мышлению противопоставлял мышление цивилизованного об-ва, но впоследствии уточнил, что открытое им различие не характеризует в целом мышление двух сопоставляемых этапов обществ, развития, поскольку - 3) мышление неоднородно, гетерогенно в любой культуре, у любого человека: "Не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных друг от друга глухой стеной, а есть разл. мыслит, структуры, к-рые существуют в одном и том же об-ве и часто, может быть всегда, в одном и том же сознании". Он полагал, что специфика "первобытного мышления" сохраняется в моральном и религ. сознании совр. человека.
Л.-Б. не удалось удовлетворительно объяснить открытые им реалии (о чем свидетельствуют его постоянные поиски нового их понимания). По существу он исследовал две разные структуры (и функции) сознания - гносеологическую и аксиологическую, ориентированные на постижение объективного и субъективного значения окружающей человека действительности. Эти структуры сознания предполагают использование разных семиотич. и операциональных средств овладения существующей реальностью: познават. и утилитарных (ценностно значимых). Последние выступают в "первобытном мышлении" в мистифицированной и мифологизированной форме, в причудливом символич. и метафорическом обрамлении, эмоционально насыщены и скорее следуют ассоциативной логике, чем формальной. Тем не менее, основатель структурной антропологии Леви-Стросс показал, что Л.-Б. был не прав, отрицая наличие логики в мифол. сознании: последнее способно к обобщениям, классификации, анализу и постоянно оперирует т.н. бинарными оппозициями.
В заметках, написанных в последние годы жизни и опубликованных посмертно, Л.-Б. отказался от гипотезы пралогич. мышления, но сохранил убеждение в существовании открытых им кач. различий в мышлении людей разл. культурно-истор. эпох и попытался найти новые, более точные и адекватные способы их описания.
Концепция Л.-Б. оказала значит, влияние на генетич. эпистемологию Ж. Пиаже, аналитич. психологию Юнга, социологию Шелера. В России теор. положения Л.-Б. вызвали интерес у А.А. Богданова и Бухарина, с другой стороны их использовал Марр для обоснования разработанной им "яфетич. теории языка". Работы Л.-Б. привлекли к себе внимание ученых разл. школ и направлений и послужили плодотворным стимулом развития культурно-истор. подхода к анализу человеч. психики.
Соч.: La mentalite primitive. P., 1925; L&ame primitive. P., 1927; Le surnaturel et la nature dans la mentalite primitive. P., 1931; La mythologie primitive. P., 1935; L&xperience mystique et les symboles chez les primitifs. P., 1938; Les carnets de Lucien Levy-Bruhl. P., 1949; Les fonctions mentales dans les societes inferieures. P., 1951; Первобытное мышление. М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
Лит.: Cazeneuve J. Lucien Levy-Bruhl; sa vie, son oeuvre avec expose de sa philosophie. P., 1963.
Е.Г. Балагушкин

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия