ЛЕВИ Бернар-Анри

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЕВИ (Levy) Бернар-Анри
р.1949) -франц. философ, один из лидеров движения "новых философов", заявившего о себе в 70-х. В 1971-72 - репортер, в 1973 - преподаватель эпистемологии в ун-те Страсбурга и философии в Эколь Нормаль в Париже. До 1976 - член экспертной группы Ф. Миттерана и в то же время - редактор серии "Figure", в которой публикуются "новые философы". С 1974 - ведущий раздела "Идеи" в "Cotidien de Paris", сотрудник "Nouvelle observateur" и "Temps moderne". Философские взгляды Л. складываются под влиянием Ницше, Камю, структурализма (прежде всего Фуко и Лакана). Их формирование определяется также переходом Л. на консервативно-либеральные позиции, его отходом от идеологии "новых левых". По Л., социальная жизнь отмечена увеличивающейся "патологией власти". Структуры власти, запечатлеваемые в языке, диктуют "смерть человека" - полное нивелирование индивидуально-личностного начала. Занимая антиутопическую позицию в оценке тоталитарных режимов XX в., Л. полагает, что "патология власти" предопределяет не только картину настоящего, но и "переделку" истории. Он отвергает идею социального прогресса, находя в истории постоянное нарастание отчуждения, зла. Наличие общечеловеческих форм отчуждения, его проявления в различных общественных условиях побуждают Л. пессимистически относится к надеждам на революционное переустройство мира, отвергает любые коллективные формы революционного действия. В полемике с "новыми правыми" Л. утверждает значимость наследия иудейско-христианской традиции, ценности которой призваны воодушевить интеллигенцию в ее противостоянии всепроникающей "патологии власти" - в этом противостоянии Л. видит высочайшую миссию интеллектуала.
La barbarie a visage humain. P., 1977; Le testament de Dieu. P., 1979; Questions de principe. P., 1983.

Источник: Современная западная философия: словарь

ЛЕВИ Бернар Анри
(р. 1948, Бени-Саф, Алжир) – философ, журналист, писатель (лауреат престижной литературной премии Медичи). Выпускник Высшей нормальной школы. Преподавал философию в Страсбургском университете и в Высшей нормальной школе; испытал влияние Ф. Ницше, А. Камю, структурализма (главным образом М. Фуко, Ж. Лакана, Р. Барта). Л . – один из лидеров движения «новых философов»; редактор теоретической серии «Figures» в издательстве «Grasset», где публикуются «новые философы». Его книга «Варварство с человеческим лицом» стала своего рода манифестом движения за «новую философию». Свою задачу Л. видит в создании «новой онтологии власти», где власть и социальная действительность фактически совпадают, а онтология выступает в качестве теории, исследующей политические структуры мира; познание также приобретает черты политической эпистемологии, философия принимает формы и образы политики. Центральный онтологический вопрос «Что есть бытие?» заменяется вопросом «Что есть власть и чем она отличается от всего прочего?». Власть превращается в некий нематериальный принцип, в ничто, в ирреальность – и вместе с тем закладывает основы общества, упорядочивает и структурирует его, руководит им. Власть не поддается локализации, она целиком заполняет весь мир, она – «место всех мест» и вместе с тем «превращенная форма радикального и неизмеримого зла»; не может существовать никакой контрвласти, а следовательно, и никакой реальной борьбы с властью. Бытие власти сходно с бытием языка, который в процессе своего развития все больше приближается к властной функции, и тот, кто владеет языком во всех его возможных смыслах и способах существования, является властителем. Структуры власти, запечатлеваемые в языке, требуют полной нивелировки индивидуально-личностного начала («смерть человека») и ведут к нескончаемому увеличению отчуждения и зла: люди всегда говорят языком своих властителей; все революции – великий идеологический обман, утверждающий нового господина. Согласно Л., только ценности иудеохристианской традиции способны противостоять всепроникающей «патологии власти». Он делает ставку на интеллигенцию, на ее искусство мыслить: необходимо восстановить престиж интеллектуала, чья задача заключается в описании катастрофы, каковой с незапамятных времен является развертывание человеческой истории.
Соч.: La barbarie à visage humain. P., 1977; Le testament de Dieu. P., 1979; Idéologie française. P., 1981; Questions de principe. P., 1983; Eloge des intellectuels. P., 1988; Les aventures de la liberté. P., 1991; Le siècle de Sartre. P., 2000; Réflexions sur la guerre, le mal et la fin de l’Histoire. P., 2002. Лит.: Кутасова, И.M. Антифилософия «новой философии». М., 1984; Кънчев, Р. Концепция власти в «новой философии» // Французская философия сегодня. М., 1989; Костикова, А.А. «Новая философия» во Франции: постмодернистская перспектива развития новейшей философии. М., 1996; Aubral, F., Delcourt, X. Contre la nouvelle philosophie. P., 1977; Beau, N., Toscer, O. Une imposture française. P., 2006. И.С. Вдовина

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.