ЛЕРУ Пьер

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЕРУ (Leroux) Пьер
род. 1797 - ум. 1871) - франц. философ и экономист; последователь Сен-Симона. В 1824 основал журнал "Le Globe", печатный орган сенсимонистов. Позже пытался сконструировать собственную социальную систему т. н. христ. социализма, которую развивал в "De Egalite" (1838), "Refutation de l&electicisme" (1839) и др. Эта система представляла собой соединение пифагорийских и буддийских учений с учениями Сен-Симона, а также предполагала участие особой "религии человечества", основанной на солидарности и равенстве людей. Выступал против католич. церкви. После государственного переворота 1852 был изгнан из страны, долгое время жил на о. Джерси, где обнародовал свою социально-философскую поэму "La Greve de Samarez". Осн. произв.: "Опыт о равенстве", 1838; "О человечестве, его принципах и его будущем", 2 т., 1840.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛЕРУ (Leroux) Пьер (1797-1871)
французский мыслитель, социальный философ и экономист, автор термина "социализм". Основные сочинения: "Равенство" (1838); "О человечестве, его принципах и его будущем" (тт. 1-2, 1840) и др. Л. разработал оригинальную концепцию "христианского социализма", сочетавшую в себе изображение общественного идеала сенсимонистского толка вкупе с попыткой конструирования путей его достижения. Солидарность и социальное равенство, лежавшие в основании социализма Л., мыслились им как результат трансформирующего мессианстского воздействия на людей эклектической "религии человечества". По мысли Л., в основе последней ведущую роль должны были исполнять те компоненты философии пифагореизма и "атеистической религии" буддизма, которые были ориентированы на гармонизацию отношений человека и мира, человека и человека. По Л., католицизм и социализм являются принципиально несовместимыми. После бонапартистского переворота во Франции (1852) - в изгнании.
А.А.Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

ЛЕРУ Пьер
17 апреля 1797, Берси, близ Парижа — 11 апреля 1871, Париж)— французский философ, один из первых последователей Сен-Симона. В 1824 основал газету «Глоб», ставшую органом сенсимонистов, но в 1831, после того как главенствующее положение в ней занял ученик СенСимона Анфантен, отошел от нее и попытался создать свою собственную социалистическую систему своеобразного христианского социализма, идеи которого он развил в серии статей и брошюр, опубликованных в рамках «Новой энциклопедии» (1841, 8 тт.), а также в книгах «О Равенстве» (De legalite, 1839), «Опровержение эклектизма» (Refutation de leclectisme, 1838), «О Человечестве, его принципе и его будущем» (De lhumanite, de son principe et de son avenir, 1840). Леру говорит о человечестве как огромной живой ассоциации людей, которых от поколения к поколению объединяет вера и способность к совершенствованию. Между поколениями существует родство духа и тела, и каждое последующее поколение должно обогащать духовную почву, уже возделанную его прародителями. В рамках такого человечества не существует изолированного Я: каждый человек, обозревая свое прошлое, настоящее и предугадывая будущее, может сказать о себе Мы, каждый является тем, что он есть, только благодаря работе всего человечества, совершенствуясь, человек подготавливает наступление лучшего будущего — «мира равенства».
Идеи Леру оказали значительное влияние на становление и развитие католического социализма.
Лит.: Gobof J.-J. Aux origines du socialisme francais: P. Leroux et ses premiers ecrits. Lyon, 1977.
M M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛЕРУ Пьер
(1797, Берси, близ Парижа, – 1871, Париж) – философ и социолог, сторонник сенсимонизма. В 1824 основал газету «Globe», ставшую органом сенсимонистов, но в 1831, после того как главенствующее положение в ней занял Б.П. Анфантен, попытался создать собственную систему, в которой социалистические идеи гармоничным образом сочетались бы с христианскими идеалами. Идеи христианского социализма развивались им в этот период в работах «О равенстве» (1839), «Опровержение эклектизма» (1838), «О человечестве, его принципе и его будущем» (1840). Человечество выступает у Л. как огромная ассоциация людей, которых из поколения в поколение объединяют вера и способность к совершенствованию. Между поколениями существует родство духа, и каждое последующее поколение должно обогащать духовную почву, уже возделанную его прародителями. В рамках понимаемого таким образом человечества не существует изолированного индивида: каждый человек, обозревая свое прошлое и настоящее, а также предугадывая будущее, может сказать о себе «мы», каждый является тем, что он есть, только благодаря деятельности всего человечества. Совершенствуясь, человек подготавливает наступление лучшего будущего – «мира равенства». Идеи Л. оказали значительное влияние на развитие католического социализма.
Соч.: Essai sur l’égalité. P., 1838; De l’humanité, de ses principes et de son avenir. V. 1–2. P., 1840 (1985). Лит.: Mougin, H. Pierre Leroux: Textes choisis. P., 1938; Goblot, J.-J. Aux origines du socialisme français: P. Leroux et ses premiers écrits. Lyon, 1977; Peignot, J. Pierre Leroux, inventeur du Socialisme. P., 1988; Viard, J. Pierre Leroux, Charles Péguy, Charles de Gaulle et l’Europe. P., 2004. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

ЛЕРУ Пьер

(6 апр. 1797 – 12 апр. 1871) – франц. философ и социалист-утопист, один из основателей христианского социализма. Происходил из париж. мелкобурж. семьи. Был типографским рабочим. В 1824 основал журн. "Le Globe", ставший с 1830 органом сен-симонистов. В конце 1831 одновременно с Базаром вышел из сен-симонистской общины. Сотрудничал в ряде журналов. В 1845 основал журн. "La Revue Sociale". Во время революции 1848–49 Л. был избран членом Нац. собрания. Резко протестовал против кровавой расправы франц. буржуазии с пролетариатом в июньские дни, что впоследствии было высоко оценено Парижской Коммуной. Считая себя продолжателем Сен-Симона, Л. видел его заслугу и свою осн. задачу в разработке науки о законах историч. развития, о "порядке и организации" общества. Конечная цель развития человечества – равенство. К нему человечество поднимается, переходя от одной формы религии к другой. Резко критикуя католич. церковь, Л. полагал, что старое христианство должно быть отвергнуто. Новая "религия человечества" приведет к исцелению общества от всех мучающих его болезней. Осн. идея этой новой религии состоит в том, что рай должен осуществиться на земле. Революция конца 18 в. остановилась на полдороге; с начала 19 в. воцарился "новый феодализм", господствующим принципом стал меркантильный интерес. Общество резко делится на "третье сословие" и "пролетариат" (к нему Л. относил также нищих и крестьян-тружеников), стремящийся к ассоциации, организованному равенству. Число неимущих растет. Логика событий требует возврата к революц. традиции. И все же наиболее предпочтителен не путь раздоров и анархии, а путь взаимного согласия и гармонии. Осн. условие социального преобразования – преобразование моральное. Существующие политич. формы должны быть заменены новыми. Законодателем должно стать нар. представительство, к-рое внедрит в респ. учреждения принцип равенства. В будущем обществе тирания семьи сменится полной эмансипацией женщины, тирания гос-ва – самоуправлением самостоят. общин, тирания собственности – уничтожением бедности. Употребляя слово "социализм", Л. не всегда причислял себя к социалистам, разумея под ними школу Анфантена, приносящую индивида в жертву обществу. Л. мечтал о гармонии индивидуального и коллективного начал. В филос. взглядах Л. много мистического (учение о метампсихозе и пр.). Тем не менее его заслуга – критика эклектизма Кузена. Интерес представляют мысли Л. об иск-ве, в к-ром он видел художеств. выражение жизни, осуществляемое посредством символов (образов). Иск-во для иск-ва – "особый род эгоизма", плод неудовлетворенности художников окружающей их обществ. средой. Соч.: R?futation de l´?clectisme, P., 1841; De l´humanit?, t. 1–2, 2 ?d., P., 1845; Discours sur la situation actuelle de la soci?t? et de l´esprit humain, v. 1–2, Boussac, 1847; Du Christianisme et de son origine d?mocratique, Boussac, 1848; De la Ploutocratie, Boussac, 1848; De l´?galit?, Boussac, 1848; Job, P., 1866; Malthus et les ?conomistes, v. 1–2, P., 1897. Лит.: Плеханов Г. В., Утопич. социализм XIX века, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; его же, Франц. утопич. социализм XIX в., там же; Волгин В. П., П. Л. – один из эпигонов сен-симонизма, в сб.: Из истории обществ. движений и междунар. отношений, М., 1957; Гейне Г., Собр. соч. в 10 тт., т. 7, Л., 1958, с. 427; т. 8, Л., 1958, с. 174, 265–71; Marchal Р. F., P. J. Proudhon et P. L., P., 1850; ?hоmas P. F., P. Leroux, [P. ], 1904; Fidao-Justiniani I. E., P. Leroux, P., 1912; Mоugin H., P. Leroux, P., 1938; Evans D., Le socialisme romantique. P. L. et ses contemporains, P., 1948. A. Володин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.