ЛЕБОНЛЕБРА Габриель

ЛЕБОН Гюстав

Найдено 4 определения термина ЛЕБОН Гюстав

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав

род. 7 мая 1841, Ножан-ле-Ротру - ум. 15 дек. 1931, Париж) - франц. врач, антрополог и социолог. Особенно прославился своей работой "Psychologie des foules" (1895) - первой попыткой - в своих осн. положениях сохранившей значение еще и сегодня - показать то общее, что имеется между положением вещей и закономерностями в психологии масс.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛЕБОН Гюстав

7.5.1841, НожанлеРотру, - 15.12.1931, Париж), франц. социальный психолог, антрополог и археолог, автор ряда работ по теоретич. и экспериментальному естествознанию. В области философии природы развивал идеи энергетизма. Л. выдвинул один из первых вариантов теории «массового общества». С позиций аристократич. элитизма выступал против идеи социального равенства вовсех ее разновидностях, стремился доказать неравенство различных рас. Отождествляя массу с толпой, он предвещал наступление «эры масс» и связанный с этим упадок цивилизации.

Л. делил толпу на «разнородную» (уличные, парламентские собрания и т. д.) и «однородную» (секты, касты, классы). Третируя массу (толпу) как иррациональную разрушит. силу, он подчеркивал бессознательный и эмоциональный характер поведения индивидов в толпе, к-рыми в этом случае управляет закон «духовного единства толпы». По Л., поведение индивида в толпе радикально меняется: им овладевает ощущение непреодолимой силы, нетерпимость, догматизм, утрачивается чувство ответственности. Ведущую роль в обществ. развитии он отводил изменениям в идеях, внушаемых массам немногими «вожаками» посредством утверждения, повторения и заражения.

Воззрения Л. эклектичны и поверхностны. Хотя он претендовал на рациональное постижение законов массовой психологии, его концепции носят иррациональный характер и представляют собой неприкрытую реакц. критику идей демократии, равенства и социализма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ЛЕБОН Гюстав

(1841—1931) — фр. социолог, полит. мыслитель, публицист, основатель социальной психологии как самост. науки. Осн. соч.: «Эволюция цивилизации» (1889), «Психология народов и масс» (1895), «Психология социализма» (1902), «Эволюция материи» (1912). Синтезируя идеи Ф.Ницше, Ж.А.Гобино и Ч.Ломброзо, обосновал тезис о кризисе классич. зап.-европ. культуры в результате наступления «эпохи масс». Согл. Л., упадок культуры есть результат истор. и соц. развития европ. цивилизации, к-рая движется от аристократизма к демократизму, от «высокого стиля» к вульгарному, от доминанты личной чести к «торгашеской выгоде». Считая, что в соц.-полит. процессе осн. роль играет не рационально-прагматический расчет, а эмоционально-волевое начало, прогнозировал вступление ведущих стран Европы в период массовых бунтов и полит. популизма. Одну из осн. причин этих кризисных явлений Л., вслед за Гобино и др. представителями расово-антропологической школы, видел в деградации «белой расы» как носительницы кардинальных культ. и соц.-истор. ценностей. Несмотря на реакционный характер мн. своих идей, Л. внес фундаментальный вклад в становление соц. психологии; наиболее важным его достижением явл. опыт исследования толпы как соц. категории. Отождествляя соц. массу с аморфной, агрессивной и деструктивной толпой, он выявил и описал такие соц.-психол. феномены, как ослабление персональной идентичности и рационального самоконтроля человека, находящегося в толпе, механизм «заражения» иррациональными чувствами массы, состояние экзальтации от растворения в ней и т.д. На основании этих данных Л. предсказал появление полит. лидеров, к-рые в своей деятельности ориентируются не на позитивные соц., культ., моральные принципы, а на низменные деструктивные инстинкты безликой массы. Практически все аналитики и критики массового общества вплоть до второй половины XX в. в той или иной степени воспроизводили концепцию психологии масс, предложенную Л. Соч.: Психология народов и масс. СПб., 1995. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЛЕБОН (Lе Bon) Гюстав (1841-1931)

французский социолог, социальный психолог, публицист, антрополог и археолог. Основные сочинения: "Эволюция материи" (1886), "Психология маг-с" (1895), "Психология социализма" (второе русск. изд., 1908), "Психология революций", "Психология толпы", "Эволюция сил" (1907) и др. В своих работах обращался прежде всего к проблемам массовой психики и психологии народов. Рассматривал общественно-исторический процесс как закономерный, целенаправленный и обусловливающий единство психических процессов и явлений, расцениваемых как общие у представителей одного народа. Совокупность таких признаков обусловливает единство и специфику феноменов социального порядка, присущих данному народу: "души народа", его чувств, верований, мыслей, учреждений, искусств; душевный строй народа достаточно устойчив и связан с определенным общественно-историческим опытом. Л. поддерживал идеи иерархии рас и детерминации индивидуальных психических характеристик расовой принадлежностью. Анализируя проблемы "психики толп", Л, отмечал такие ее особенности, как преимущественно эмоциональный характер, зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами. Индивид в толпе характеризуется утратой индивидуального начала и возобладанием бессознательных мотивов в его поведении; в толпе действует "закон духовного единства толпы", подавляется индивидуальное рациональное начало. С элитаристских позиций Л. оценивал историю цивилизации и делал прогнозы относительно ее будущности. По его мнению, достижения культуры связаны с деятельностью определенного аристократического начала, создающего и навязывающего массам идеи и образцы посредством утверждения, повторения и заражения. Выступал как противник идей демократии и равенства. По мысли Л., развитие промышленности, средств массовой коммуникации, рост городов приведут к тому, что общественная жизнь все более будет зависеть от масс. Как результат, общество вступает в век масс, характеризуемый доминированием "бессознательной деятельности толпы". Понятия "массы" и "толпы" Л. отождествлял. Теоретические и идеологические позиции Л. особенно ярко отразились в его критике социализма и социалистических идей. Социализм, согласно Л., может осуществиться лишь как общество, состоящее из толп неприспособленных к жизни людей и дегенератов. Возможность прихода социалистов к власти Л. связывал с мирным или вооруженным переворотом; результатом установления социалистического строя станет огосударствление экономики, приводящее к ее отставанию по сравнению с другими странами и к экономическому краху. Социализм неизбежно, как считал Л., эволюционирует к анархии и к диктатуре. Творчество Л., нося скорее публицистический, чем исследовательский характер, тем не менее привело к созданию ранних вариантов концепций массового общества и массовой культуры, повлияло, в частности, на Фрейда (концепция родового бессознательного и др.).

М.Н. Мазаник

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Найдено схем по теме ЛЕБОН Гюстав — 0

Найдено научныех статей по теме ЛЕБОН Гюстав — 0

Найдено книг по теме ЛЕБОН Гюстав — 0

Найдено презентаций по теме ЛЕБОН Гюстав — 0

Найдено рефератов по теме ЛЕБОН Гюстав — 0