ЛЕБОН Гюстав

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав
род. 7 мая 1841, Ножан-ле-Ротру - ум. 15 дек. 1931, Париж) - франц. врач, антрополог и социолог. Особенно прославился своей работой "Psychologie des foules" (1895) - первой попыткой - в своих осн. положениях сохранившей значение еще и сегодня - показать то общее, что имеется между положением вещей и закономерностями в психологии масс.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛЕБОН Гюстав
французский врач, антрополог и социолог; р. 7.5.1841 (Ножан-ле-Ротру) — ум. 15.12.1931 (Париж); особенно прославился своей работой «Psychologie des foules» (1895, нем. изд. Kröners Taschenausgabe, Bd. 99, 1982) (рус. пер.: Психология народов и масс, 1896, Психология толп, 1996), первой попыткой — в своих основных положениях сохранившей значение еще и сегодня — показать то общее, что характеризует массово-психологические проявления и закономерности (см. Омассовлениё). Другие произведения: Les lois psychologiques de l’évolution des peuples, 1894, нем. изд. 1931 (рус. пер.: Психологические законы эволюции народов, 1906); Psychologie du Socialisme, in: Revue Philosophique, 1896, № 42 (рус. пер.: Психология социализма, 1908).
G. Picard. G. L. B. et son oeuvre. Paris, 1909; W. Schwalenberg. G. L. B. und seine «Psychologie des foules», 1919; P. R. Hofstätter. Gruppendynamik, 1957,1986 erw. Aufl.; R. A. Nye. The Origin of Growd Psychology and the Crisis of Mass Democracy in the Third Republic. London, 1975.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛЕБОН Гюстав
7.5.1841, НожанлеРотру, - 15.12.1931, Париж), франц. социальный психолог, антрополог и археолог, автор ряда работ по теоретич. и экспериментальному естествознанию. В области философии природы развивал идеи энергетизма. Л. выдвинул один из первых вариантов теории «массового общества». С позиций аристократич. элитизма выступал против идеи социального равенства вовсех ее разновидностях, стремился доказать неравенство различных рас. Отождествляя массу с толпой, он предвещал наступление «эры масс» и связанный с этим упадок цивилизации.
Л. делил толпу на «разнородную» (уличные, парламентские собрания и т. д.) и «однородную» (секты, касты, классы). Третируя массу (толпу) как иррациональную разрушит. силу, он подчеркивал бессознательный и эмоциональный характер поведения индивидов в толпе, к-рыми в этом случае управляет закон «духовного единства толпы». По Л., поведение индивида в толпе радикально меняется: им овладевает ощущение непреодолимой силы, нетерпимость, догматизм, утрачивается чувство ответственности. Ведущую роль в обществ. развитии он отводил изменениям в идеях, внушаемых массам немногими «вожаками» посредством утверждения, повторения и заражения.
Воззрения Л. эклектичны и поверхностны. Хотя он претендовал на рациональное постижение законов массовой психологии, его концепции носят иррациональный характер и представляют собой неприкрытую реакц. критику идей демократии, равенства и социализма.

Источник: Советский философский словарь

ЛЕБОН Гюстав
(1841—1931) — фр. социолог, полит. мыслитель, публицист, основатель социальной психологии как самост. науки. Осн. соч.: «Эволюция цивилизации» (1889), «Психология народов и масс» (1895), «Психология социализма» (1902), «Эволюция материи» (1912). Синтезируя идеи Ф.Ницше, Ж.А.Гобино и Ч.Ломброзо, обосновал тезис о кризисе классич. зап.-европ. культуры в результате наступления «эпохи масс». Согл. Л., упадок культуры есть результат истор. и соц. развития европ. цивилизации, к-рая движется от аристократизма к демократизму, от «высокого стиля» к вульгарному, от доминанты личной чести к «торгашеской выгоде». Считая, что в соц.-полит. процессе осн. роль играет не рационально-прагматический расчет, а эмоционально-волевое начало, прогнозировал вступление ведущих стран Европы в период массовых бунтов и полит. популизма. Одну из осн. причин этих кризисных явлений Л., вслед за Гобино и др. представителями расово-антропологической школы, видел в деградации «белой расы» как носительницы кардинальных культ. и соц.-истор. ценностей. Несмотря на реакционный характер мн. своих идей, Л. внес фундаментальный вклад в становление соц. психологии; наиболее важным его достижением явл. опыт исследования толпы как соц. категории. Отождествляя соц. массу с аморфной, агрессивной и деструктивной толпой, он выявил и описал такие соц.-психол. феномены, как ослабление персональной идентичности и рационального самоконтроля человека, находящегося в толпе, механизм «заражения» иррациональными чувствами массы, состояние экзальтации от растворения в ней и т.д. На основании этих данных Л. предсказал появление полит. лидеров, к-рые в своей деятельности ориентируются не на позитивные соц., культ., моральные принципы, а на низменные деструктивные инстинкты безликой массы. Практически все аналитики и критики массового общества вплоть до второй половины XX в. в той или иной степени воспроизводили концепцию психологии масс, предложенную Л. Соч.: Психология народов и масс. СПб., 1995. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЛЕБОН (Lе Bon) Гюстав (1841-1931)
французский социолог, социальный психолог, публицист, антрополог и археолог. Основные сочинения: "Эволюция материи" (1886), "Психология маг-с" (1895), "Психология социализма" (второе русск. изд., 1908), "Психология революций", "Психология толпы", "Эволюция сил" (1907) и др. В своих работах обращался прежде всего к проблемам массовой психики и психологии народов. Рассматривал общественно-исторический процесс как закономерный, целенаправленный и обусловливающий единство психических процессов и явлений, расцениваемых как общие у представителей одного народа. Совокупность таких признаков обусловливает единство и специфику феноменов социального порядка, присущих данному народу: "души народа", его чувств, верований, мыслей, учреждений, искусств; душевный строй народа достаточно устойчив и связан с определенным общественно-историческим опытом. Л. поддерживал идеи иерархии рас и детерминации индивидуальных психических характеристик расовой принадлежностью. Анализируя проблемы "психики толп", Л, отмечал такие ее особенности, как преимущественно эмоциональный характер, зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами. Индивид в толпе характеризуется утратой индивидуального начала и возобладанием бессознательных мотивов в его поведении; в толпе действует "закон духовного единства толпы", подавляется индивидуальное рациональное начало. С элитаристских позиций Л. оценивал историю цивилизации и делал прогнозы относительно ее будущности. По его мнению, достижения культуры связаны с деятельностью определенного аристократического начала, создающего и навязывающего массам идеи и образцы посредством утверждения, повторения и заражения. Выступал как противник идей демократии и равенства. По мысли Л., развитие промышленности, средств массовой коммуникации, рост городов приведут к тому, что общественная жизнь все более будет зависеть от масс. Как результат, общество вступает в век масс, характеризуемый доминированием "бессознательной деятельности толпы". Понятия "массы" и "толпы" Л. отождествлял. Теоретические и идеологические позиции Л. особенно ярко отразились в его критике социализма и социалистических идей. Социализм, согласно Л., может осуществиться лишь как общество, состоящее из толп неприспособленных к жизни людей и дегенератов. Возможность прихода социалистов к власти Л. связывал с мирным или вооруженным переворотом; результатом установления социалистического строя станет огосударствление экономики, приводящее к ее отставанию по сравнению с другими странами и к экономическому краху. Социализм неизбежно, как считал Л., эволюционирует к анархии и к диктатуре. Творчество Л., нося скорее публицистический, чем исследовательский характер, тем не менее привело к созданию ранних вариантов концепций массового общества и массовой культуры, повлияло, в частности, на Фрейда (концепция родового бессознательного и др.).
М.Н. Мазаник

Источник: Новейший философский словарь

ЛЕБОН Гюстав

(7 мая 1841 – 15 дек. 1931) – франц. ученый, философ-идеалист и реакц. социолог, д-р медицины. Л. принадлежит ряд эксперимент. работ в области анатомии, физиологии, физики и химии. Он создал натурфилос. гипотезу, близкую к энергетизму (см. "L´?volution de la mati?re", P., 1909, p. 12). Психологию Л. считал существ. основой познания истории (см. "Bases scientifiques d´une philosophie de l´histoire", P., 1931, p. 16), a движущей силой истории – иррациональные моменты – чувства и верования, прежде всего религиозные (см. "Психологич. законы эволюции народов" – "Les lois psychologiques de l´?volution des peuples", 1894, 18 ed., 1927; рус. пер. 1906). По Л., физиологич. и анатомич. расовые различия между народами дополняются не менее значит. психологич. различиями наследств. характера. Это ведет к различию воззрений народов и порождает между ними конфликты (см. тамже, р. 190). Л. считал, что развитие цивилизаций происходит циклически. Толпа людей складывается в расу по мере приобретения ею общего идеала (являющегося большей частью иллюзорным верованием); затем под влиянием чуждых элементов этот идеал разлагается, вызывая распад общества и гибель цивилизации ("Психология народов и масс" – "Psychologies des foules", 1895, рус. пер. 1896). В этой работе Л., враждебно относившийся к нар. массам, характеризует конец 19 и нач. 20 вв. как "эру толпы". Л. различал "гетерогенные толпы" (напр., толпы улицы) и "гомогенные толпы" (технич. и политич. секты, военные и рабочие касты, бурж. и крест. классы). По мнению Л., человек в толпе теряет свою индивидуальность, подчиняется ее примитивным импульсам, действует аффективно, обретает веру в чудо и потребность подчиняться вождю. Идеи равенства Л. считал противоречащими человеч. природе и утверждал, что "неизбежное следствие цивилизации состоит в дифференциации индивидов и рас" ("Les lois psychologiques...", p. 189). Л. клеветнически изображал социализм врагом демократии и призывал к борьбе с ним (см. "Психология социализма", СПБ, 1908, с. 75). Отрицательно относясь ко всякой революции, Л. особенно враждебно встретил Окт. революцию 1917, поскольку она привела к уничтожению "элиты", якобы принесла России только разруху и показала "полную неспособность" рабочего класса (см. "Psychologie des temps nouveaux", P., 1920, p. 191). Реакц. идеи Л. оказали влияние на многих представителей бурж. социальной психологии. Соч.: L´homme et les soci?t?s, v. 1–2, P., 1881; La civilisation des arabes, P., 1884; Les civilisations de l´Inde, P., 1887; Les pr?mi?res civilisations de l´Orient, P., 1889; Les opinions et les croyances. P., 1911; La r?volution fran?aise et la psychologie des r?volutions, P., 1912; La vie des v?rit?s, P., 1914; L´?volution actuelle du monde, P., 1927; в рус. пер. – Эволюция материи, 2 изд., СПБ, 1909; Психология воспитания, СПБ, 1910; Зарождение и исчезновение материи, 2 изд., СПБ, 1910. Лит.: Бычковский Б. С., Совр. философия, ч. 1, Проблема материи и энергии, СПБ, 1911; ?iсаrd E., G. Le Bon et son oeuvre, P., [1909 ]. В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛЕБОН Гюстав
(1841, Ножан-ле-Ротру – 1931, МарнЛа-Кокетт) – философ, психолог, социолог, антрополог, один из основателей социальной психологии. По первоначальному образованию врачинфекционист. В ряде книг – «Эволюция материи» (1886), «Эволюция сил» (1907) и др. – Л. на эмпирическом материале естественных наук проводил натурфилософские идеи, близкие к энергетизму. Особое место в его наследии занимают труды в области обществознания: «Психология толпы» (1895), «Психология социализма» (1908), «Психология революций» (1912) и др., в которых Л. развивал мысль об особой значимости психологического фактора в познании жизни людей, поскольку считал общественную психологию движущей силой истории. Согласно Л., расовые (национальные) различия между народами дополняются их наследственными психологическими различиями. Любой народ имеет свою невидимую душу, которая проявляется в его жизни, общественных институтах, творчестве. Такие различия, полагал Л., обусловливают различия в воззрениях народов и ведут к конфликтам между ними. Основное внимание Л. уделял толпе, которую рассматривал как скопление, совокупность людей, образующих своего рода единое существо, и разделял на два типа: разнородную (уличная толпа) и однородную (класс). Отличительные особенности толпы он видел, во-первых, в том, что сознательная личность в ней исчезает, ибо становится безвольным автоматом, подчиняется произвольным импульсам, действует аффективно. Вовторых, в толпе всякое чувство, всякое действие заразительно (распространяется подобно вирусу), и притом настолько, что индивид легко приносит в жертву свои личные интересы.
В результате образуется, правда лишь на некоторое время, коллективная душа, заставляющая всех входящих в толпу людей чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем это делал бы каждый из них в отдельности. В-третьих, в толпе у индивидов усиливается восприимчивость к внушению, что является важным отличительным свойством их психологии. Характеризуя толпу как психологически зараженную массу людей, Л. утверждал, что такая масса инстинктивно стремится к подчинению авторитету вождя. Вождям и их идеям он приписывал непреодолимую силу, которая, позволяя им господствовать над толпой, парализует все критические способности индивидов и наполняет их души почтением – чувством, подобным гипнотическому ослеплению. Л. считал, что эпоха конца XIX – начала XX в. знаменует собой «эру толпы» – могущества массы, разрушительное значение которой как единственной силы общественного процесса все возрастает. Относясь враждебно к массе как толпе, Л. полагал, что именно толпа ответственна за распад общества, гибель цивилизации, так как ведет к революциям и социализму. По Л., идеи равенства противоречат природе человека, они несовместимы с подлинной демократией и свободой, а потому он призывал бороться с коллективистскими, социалистическими идеями масс. Учение Л. оказало значительное влияние на последующее развитие социальной философии и психологии. Его социально-психологическая характеристика феномена толпы до сих пор сохраняет научную значимость и широко используется при исследовании психологии и поведения масс.
Соч.: Психология воспитания. СПб., 1910; Эволюция материи. СПб., 1912; Психология народов и масс. СПб., 1995; Психология социализма. СПб., 1997. Лит.: Rouvier, C. Gustave Le Bon. P., 2012. B.C. Грехнев

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.