ЛАВЕЛЬ ЛУИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛАВЕЛЬ Луи
1883-1951) - франц. католич. философ-идеалист, один из основоположников т. н. философии духа, осн. категория к-рой — бытие, очищенное от материальности (т. е. бытие бога). По Л., человек при помощи мистич. понятия «акта» приобщается к богу, участвует в его бесконечном бытии. Идеи Л. близки бергсонианству и христ. экзистенциализму.

Источник: Атеистический словарь

ЛАВЕЛЬ ЛУИ

род. 15 июля 1883 - ум. 1 сент. 1951, Паррак, юго-за,падная Франция) - франц. философ; с 1941 - профессор в Коллеж де Франс. Исходным пунктом для него были учения Мэн де Бирана, Лейбница и Шеллинга; близко стоял к неотомизму. Из бытия, которое в сущности есть Бог, вытекают все способы участия в нем; существование есть чистая возможность - и именно возможность участия в бытии; действительность есть бытие данного существования, она - явление и объект. Этим трем осн. онтологическим категориям соответствуют три аксиологические: добро, ценность, идеал. Осн. произв.: "De l&etre", 1927; "La dialectique de l&eternel present", 1927 - 1945; "La presence totale", 1934; "De l&acte", 1937; "La parole et l&ecriture", 1942; "La philosophic francaise entre les deux guerres", 1942; "Du temps et de reternite", 1945; "Introduction a L&ontologie", 1947; "Les puissances du moi", 1948; "De l&дme humaine", 1951; "Tratte des valeurs", 1951-1955.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛАВЕЛЬ Луи
французский философ; p. 15. 7. 1883 (Сен-Мартен де Вийреаль) — ум. 1. 9. 1951 (Парранке); с 1941 — профессор в Коллеж де Франс; принадлежит к наиболее значительным представителям нового французского спиритуализма; вместе с Р Несенном основал в 1934 направление «философия духа». Будучи последователем Платона, Мальбранша, Лейбница и Мен де Бирана, он в то же время примыкал к Бергсону и предвосхитил некоторые идеи экзистенциализма. Его учение полностью ориентировано на человека, его место и роль во Вселенной, понимаемую им как живое участие и сопричастность; существование он рассматривает как трансцендирующий акт, который в своем творческом развертывании участвует в универсальном акте и процессе, выступая при этом основой диалектики Я и бытия. Осн. соч.: La dialectique du monde sensible, 1921; De l’être, 1928; La conscience de soi, 1933; De l’acte, 1934; La présence totale, 1934, нем. изд. 1952; Du temps et de l’éternité, 1945; Les puissances du moi, 1948; De l’âme humaine, 1951; Traité de valeurs, I—II, 1951—1955; De l’intimité spirituelle, 1955; Conduite à l’égard d’autrui, 1957.
J. Ecole. La métaphysique de l’être dans la philos. De L. Paris, 1957 (Bibi.); C. D’Anival. Une doctrine de la présence spirituelle: La philos, de L. Paris, 1967.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛАВЕЛЬ ЛУИ

(15 марта 1883 – 1 сент. 1951) – франц. философ-спиритуалист, один из основоположников т.н. философии духа. Осн. принципом философии Л. считает категорию бытия, якобы находящегося "выше классического противоречия между объектом и субъектом" ("La dialectique du monde sensible", Sras., 1921, p. X). Бытие, по Л., есть чистый "акт", оно идентично понятию "дух" и образует полноту и цельность опыта. "... Чистое бытие абсолютно чуждо материи..." (там же, р. 4). "Источником и сущности и существования является бог" ("De l´Acte", P., 1937, p. 107, 108). Преодолевая эмпиричность природы, человек через свою "духовную интимность" участвует (participe) в "свободном чистом и бесконечном акте", т.е. в бытии бога. Попытки Л. разрешить противоречие между сознанием и бытием, сущностью и существованием, природой и свободой, как и его концепция человека, "расцветающего в ясном мире божественного присутствия", близки иррационализму и мистицизму христианского экзистенциализма. Соч.: Le pr?sence totale, ? , 1934, Le moi et son destin, P., 1936, La philosophie francaise entre les deux guerres, P., 1942, Du temps et de l´?ternit?, P., 1945, La dialectique de l´?ternel pr?sent. De l´?tre, nouv. ?d., P., 1947, De l´acte, P., 1951, Introduction ? l´ontologie, P., 1947, De l´?me humaine, P., 1951, Notes sur le sujet..., "Giornale di metafisica", 1955, maggio-giugno, No 3, De l´intimit? spirituelle, P., [1955 ], Trait? des valeurs, t 1–2, P., 1951–55, Morale et religion (Chroniques philosophiques, t. 1), P., 1960, Manuel de m?thodologie dialectique, P., 1962. Лит. Попович M. В., Похiд проти розуму, К., 1960, Совр. религ.-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962, "Giornale di Metafisica", 1952, 15 luglio – agosto, No 4, ?соle J., La m?taphysique de l´?tre dans la philosophie de L. L., Louvain – P., 1957, Lacroix J., Consentement et cr?ation, "?tudes Philosophiques", 1957, No 4, Davy G., L. Lavelle, там же, 1957, No 4, 1958, No 1, Forest ?., Lavelle et Malebranche, там же, 1958, No 1, Sсiaссa M. F., Souvenir de L. Lavelle, там же, Piersol W., La valeur dans la philosophie de L. L. (Th?se), [Lyon, 1959 ], Levert P., L´?tre et le r?el d´apr?s la philosophie de L. L., "?tudes Philosophique", 1960, No 2. T. Сахарова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛАВЕЛЬ Луи
15 июля 1883, Сен-Мартен-де Виллераль — 1 сентября 1951, Париж) — французский философ, глава школы философии духа в современном неоавгустинианстве.
Общая идея философии Лавеля — возрождение философии на основе реабилитации докантовской метафизики как учения о глубинных основах и источниках бытия, которые он усматривает в духе. Дух определяется им как «единственная деятельность в полном смысле этого слова», как активное и независимое начало и как «самосознание, способное постичь себя в процессе собственной деятельности» (La philosophie francaise entre les deux guerres. P., 1942, pp.268—269).
Философия духа мыслится как всеохватывающая система, призванная объяснить и описать все сферы его деятельности, от низших до высших. Она подразделяется на теоретическую и практическую. Методом философии духа выступает диалектика, которая рассматривается как путь, посредством которого индивид, поднявшись над цепью причинно-следственных связей мира феноменов, погружается в сердце бытия и непосредственно познает его смысл. Ее этапами выступают рефлексия, назначение которой состоит в приведении человека к единому источнику всего сущего — Богу, и анализ, постигающий воплощение мысли в существовании, в частности в материальном мире. Открытие — механизм осуществления познания. Сознание интенционально, т. е. оно направлено на данность, материальный мир. Однако истинное познание должно быть направлено не столько на материальный мир, сколько на порождающую его духовную причину. Это дело интуиции, выступающей в качестве первоначального и фундаментального онтологического опыта.
Одно из важнейших понятий его философии духа — понятие бытия, которое определяется как нераздельное единство субъекта и объекта, открывающееся человеку в иррациональном «чистом опыте». Единое и универсальное Бытие, по Лавелю, — это бесконечно развивающиеся возможности, постоянное саморазвитие и самопорождение, выражаемое в понятии акта. Взаимодействие индивидуального Я с универсальным Бытием рассматривается как партиципация: Бог творит ex nihilo, так как он творит духовную сущность человека, призывая человека к соучастию и предоставляя человеку условия для реализации какой-либо из бесконечного числа возможностей.
В рамках практической философии Лавель создает аксиологию как учение о ценности, благе и идеале, а также этику как учение о взаимосвязи человека с окружающим его миром, выделяя несколько уровней в этом взаимоотношении (Я—Я, Я—Другой, Я—Бог). Здесь ощутимо влияние экзистенциализма: бытие индивидуальной личности Лавель характеризует как экзистенцию, определяя ее как становящееся, изменчивое бытие, находящееся в ситуации постоянного выбора. Важнейшие черты личности — деятельный, активный ее характер и свобода. Свобода для философа является той сферой человеческого духа, которая, позволяя человеку соприкасаться с Богом, вместе с тем замыкает его во внутреннем мире: человек должен принять внешние условия, посылаемые ему судьбой, и, повернувшись лицом к Богу, стать внутренне свободным.
Соч.: De Г Etre. Р., 1928; De Г Acte. P., 1937; Manuel de methodologie dialectique. P., 1962; Morale et religion. P., 1960; La Presence totale. P., 1934; Traite des valeurs, т. 1-2. P., 1951-1955. Лит.: Федорова M. M. Метафизика бытия Лавеля. — В кн.: Человек, общество, познание (историко-философские очерки). М., 1981; GrassoP. Lavelle. Brescia, 1949.
M. M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛАВЕЛЬ Луи
(1883, Сен-Мартен-де-Вильреаль – 1951, Парранке) – глава школы философии духа в неоавгустинианстве XX в. После зашиты докторской диссертации «Диалектика чувственного мира» (1922) сотрудничал в газете «Le Temps», преподавал в Сорбонне (1932–1934) и в Коллеж де Франс (1941–1951). Генеральный инспектор народного образования (1941), член Академии моральных и политических наук (1947). Общая идея концепции Л. – возрождение философии путем реабилитации докантовской метафизики как учения о глубинных основах и источниках бытия, усматриваемых в духе. Дух определяется им как «единственная деятельность в полном смысле этого слова», как активное и независимое начало и как «самосознание, способное постичь себя в процессе собственной деятельности» (La philosophie française entre les deux guerres. P., 1942. P. 268–269). Философия духа мыслится Л. как всеохватывающая система, предназначение которой – объяснить и описать все сферы его деятельности, от низших до высших; она подразделяется на теоретическую и практическую. Методом философии духа выступает диалектика, при помощи которой индивид, поднявшись над цепью причинноследственных связей мира, погружается в сердцевину бытия и непосредственно познает его смысл. Этапами диалектики являются рефлексия, назначение которой состоит в приведении человека к единому источнику всего сущего – Богу, и анализ, постигающий воплощение мысли в существовании, в частности в материальном мире. Сознание интенционально, т.е. направлено на данность, на материальный мир. Однако истинное познание должно быть нацелено не столько на материальную реальность, сколько на порождающую его духовную причину. Это дело интуиции как первоначального и фундаментального онтологического опыта. Одно из важнейших понятий философии духа – бытие, определяемое как нераздельное единство субъекта и объекта, открывающееся человеку в иррациональном «чистом опыте». Единое и универсальное Бытие, по Л., – это бесконечно развивающиеся возможности, постоянное саморазвитие и самопорождение, выражаемое в понятии акта. Взаимодействие индивидуального Я с универсальным Бытием есть партиципация: Бог творит ex nihilo, ибо он создает чистую духовную сущность человека, призывая последнего к соучастию и предоставляя ему условия для реализации какойлибо из бесконечных возможностей. В рамках практической философии Л. разрабатывает аксиологию – учение о ценности, благе и идеале, а также этику – учение о взаимосвязи человека с окружающим его миром, – выделяя в этом взаимоотношении несколько уровней (Я – Я, Я – Другой, Я – Бог). Здесь заметно влияние экзистенциализма: бытие индивидуальной личности Л. характеризует как экзистенцию, видя в ней становящееся, изменчивое бытие, находящееся в ситуации постоянного выбора. Важнейшие черты личности – деятельный, активный характер и свобода. Свобода, по Л., есть та сфера человеческого духа, которая, позволяя человеку соприкоснуться с Богом, вместе с тем замыкает его во внутреннем мире: человек должен принять внешние условия, посылаемые ему судьбой, и, повернувшись лицом к Богу, стать внутренне свободным.
Соч.: De l’Etre. P., 1928; La Présence totale. P., 1934; De l’Acte. P., 1938; Traité des valeurs. V. 1–2. P., 1951–1955; Morale et religion. P., 1960; Manuel de méthodologie dialectique. P., 1962; Panorama des doctrines philosophiques. P., 1967. Лит.: Федорова, M.M. Метафизика бытия Луи Лавеля // Человек, общество, познание (историко-философские очерки). М., 1981; Grasso, Р. Lavelle. Brescia, 1949; Hardy, G. La vocation de la liberté chez Louis Lavelle. Louvain, 1968; Reymond, Ch. Autrui dans la dialectique de l’éternel présent de Louis Lavelle. P., 1972; Louis Lavelle. Actes de colloque international d’Agen. 1985. 27–28 sept. Agen, 1987. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.