ЛАУДАН Ларри

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛАУДАН ЛАРРИ
(р. 1940) - американский философ. Постпозитивисты, в т.ч. К. Поппер и Т. Кун (см.), встретились с серьезнейшими трудностями при осмыслении прагматики. Речь идет о проблеме, которая так и не была разрешена в XX в. Интересную попытку разрешить ее сделал Л. Он полагает, что наука выступает как сложная сеть суб- и координированных уровней, среди которых нет привилегированных или же более фундаментальных. «Аксиология, методология и фактуальные утверждения с неизбежностью переплетаются в отношении взаимной зависимости» [С. 339]. Впрочем, неясно, почему надо аксиологию противопоставлять методологии, ведь возможна и аксиологическая методология.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ЛАУДАН Ларри
р. 1940) — американский философ и методолог, представитель постпозитивистской философии науки. Предложил неорационалистический вариант методологии науки, опирающийся на ряд идей И. Лакатоса и С. Тулмина. Важное место в его концепции занимает аксиологическое (ценностное) измерение научной деятельности. Критически оценивая социологизм и релятивизм в философии науки (Т. Кун, П. Фейерабенд), Лаудан стремится восстановить в правах научную рациональность, критикует тезис несоизмеримости теорий и формулирует «сетчатую модель обоснования», призванную объединить крайности дискретности и непрерывности в развитии научного знания. Вопреки Куну он считает, что выбор между парадигмами, или теориями, — рациональный процесс, поскольку когнитивные нормы и ценности, принимаемые учеными, могут быть подвергнуты критической оценке. Научную рациональность он понимает как способность теории решать проблемы. В этом смысле разные теории могут быть сравнимы по количеству и качеству решаемых проблем, а рост научной рациональности означает прогресс науки. Развивая интерналистский подход к науке, он критикует социологию знания и пытается показать, что реконструкция научного знания не может быть достигнута социологическими методами и требует методологического анализа целей и ценностей исторически развивающейся науки.
Соч.: Progress and its Problems. L., 1977; Science and Hypothesis, Dordrecht, 1981; Science and Values, Berk., 1984; Главы из книги «Наука и ценности». — В кн.: Современная философия науки. М., 1994, с. 197-230.
И. Т. Касавин

Источник: Новая философская энциклопедия