ЛАССУЭЛ ГАРОЛЬД ДУАЙТ

Найдено 3 определения термина ЛАССУЭЛ ГАРОЛЬД ДУАЙТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ЛАССУЭЛ ГАРОЛЬД ДУАЙТ

(р. 13 февр. 1902) – амер. бурж. юрист и социолог, сторонник реакц. теории элиты. Проф. права (с 1946) и политич. наук (с 1952) Иельского ун-та. Согласно Л., лишь немногие члены об-ва обладают важнейшими человеч. "ценностями"; они образуют слой избранных – элиту ("A study of power", 1950). Элита, по Л., должна изучать состояние и поведение масс для выбора наиболее целесообразных методов (применение насилия, пропаганда) сохранения своей власти. Противник марксистской теории классовой борьбы, Л. утверждает "бессмысленность" революций и пытается доказать возможность их предотвращения. Выступил с обоснованием т.н. "астрополитики", призывая использовать космич. полеты для порабощения обитателей других планет ("Men in space", в журн. "Annals of the New York Academy of Sciences", 1958, v. 72, art. 4). Соч.: Psychopathology and politics, Chi., 1930; World politics and personal insecurity, N. Y. – L., 1935; Democracy through public opinion, Menasha (Wis.), 1941; Power and personality, L., 1948; National securitv and individual freedom, N. Y., 1950; World revolution of our time, Stanf., 1951; The policy sciences, recent developments in scope and method, Stanf., 1951 (совм. D. Lerner); The comparative study of elites, Stanf., 1952. Г. Ашин. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛАССУЭЛ Гарольд Дуайт

(1902— 1978) — амер. политолог, представитель бихевиоризма. Осн. соч.: «Пропаганда, коммуникация и общественный строй» (1946, соавт.: Б.-Л.Смит, Р.Д.Кейси), «Анализ политического поведения» (1947), «Власть и общество» (1963, соавт. Э.Каплан). Опираясь на методол. идеи Чикагской шк., Л. стремился создать интегрированную полит. науку, ориентированную не на «библиотечные», а на полевые исследования и сопряженную с потребностями полит. практики (см. Деятельность). Он разрабатывал проблемы функционального подхода к политике (известность получила предложенная им схема анализа принятия полит. решений); использовал методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении полит. поведения и пропаганды; анализировал роль массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики полит. власти. Одним из первых исследовал проблему количеств. контент-анализа полит. коммуникации; предложил ставшую классич. в социологии массовой коммуникации формулировку, согл. к-рой «акт коммуникации» (см. Коммуникативный акт) рассматривается через вопросы: «КТО — ЧТО сообщает — по какому КАНАЛУ — КОМУ — с каким ЭФФЕКТОМ?». Согл. Л., все науки явл. политическими, поск. позволяют понять процесс политики или поставляют данные, необходимые для принятия рациональных полит. решений. Полит. науку в широком смысле следует рассматривать как орган самопознания и самосовершенствования человечества в процессе общекосмической эволюции. Гл. значение имеет создание междунар. правопорядка, способного служить утверждению чел. достоинства. Л. подчеркивает ключевое значение общения людей как «открытого форума для постоянного обсуждения вопросов взаимной терпимости и доступа к осн. ценностям жизни». В этой связи новое звучание приобретают традиц. для Л. «исследования элит» и «гарнизонного гос-ва» (понятие введено в 1937 г.). Выявляя «властвующие (правящие) элиты», Л. указывает на опасность утверждения в совр. мире господства идеи «гарнизонного гос-ва», т.е. об-ва, наиболее мощной группой к-рого явл. специалисты по осуществлению насилия, использующие совр. техн. возможности реализации власти. Его противоположность — об-во, в к-ром ведущая роль принадлежит деловым кругам; промежуточные формы — «гос-во, управляемое аппаратом партийной пропаганды», «гос-во партийной бюрократии», разл. сочетания монополий партийной и рыночной власти. Защита прав человека от посягательств «правящих элит» требует, согл. Л., как междунар. действий (напр, усиления роли ученых в выявлении общих интересов человечества, координации технол. развития, отказа от идеологич. конфронтации при решении междунар. проблем), так и изменений внутри самой соц. системы. Соч.: Власть, коррупция и честность. М., 2005. [В соавт. с А.А.Рогоу]. Лит.: Короткова Н.В. Г.Д.Лассуэлл. Методология исследования проблем политики // Аналитический обзор. Политическая наука. М., 2000. № 4. Л.Г.Скульмовская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЛАССУЭЛ ГАРОЛЬД ДУАЙТ

13 февраля 1902, Доннелсон, штат Иллинойс, США— 18 декабря 1978, Нью-Йорк) — американский политолог, представитель бихевиоризма в политической науке. Окончил Чикагский университет (1920), слушал лекции по политическим наукам в университетах Лондона, Женевы, Парижа, и Берлина. Профессор Йельского (1946—70), Нью-йоркского (1970—73), Темпльского университетов (1973-76).

Политология в понимании Лассуэла является междисциплинарной областью исследований (юридических, социологических, психологических и др.), объединенных общей темой «политического поведения» людей. Методологический инструментарий этих исследований представляет собой набор идей и методов бихевиористской психологии, психоанализа и психиатрии, общей теории систем, функциональной антропологии, социологической теории коммуникации, теории социальных ролей и контент-анализа. Предметную область политологических исследований составляют эмпирически достоверные факты политического поведения индивидов; она должна быть отделена от политической «метафизики», т. е. от абстрактных политических понятий (сущность государства, суверенитет и т. п.), морально-этических оценок политики, политических идеалов и ценностей и т. д. Политические процессы подчинены некоторым неизменным, универсальным формам, устанавливаемым в эмпирическом исследовании. Основания этой универсальности лежат в природе человека, прежде всего в его психологии. Фундаментальное волевое устремление, благодаря которому поведение индивида приобретает политический характер, — это стремление к власти. Политический человек есть человек, стремящийся к власти. В этом смысле политическая теория есть учение о власти. Власть в конечном счете определяется как возможность принимать социально значимые решения и контролировать их выполнение. На политической арене сталкиваются индивидуальные «воли к власти», из взаимодействия которых могут быть объяснены механизмы образования стабильных институциональных форм (партий, политических организаций, наконец, государственного аппарата). Основания индивидуальной «воли к власти» Лассуэл объяснял в духе фрейдизма (позже — неофрейдизма): истоки политической активности — в эгоистических, часто иррациональных мотивах; потребность во власти есть компенсация некоторой духовной и телесной неполноценности. Политическая сфера — сцена, на которой царит разгул страстей, социальных пороков и недугов. Предоставленная сама себе, эта сфера была бы только «диким рынком власти», совершенно неспособным к рациональному оформлению социальной жизни, закрывающим перспективу культурного совершенствования. Поэтому политическая реальность нуждается в «исправлении», рецепты которого обязана дать политическая наука. Прежде всего эта наука должна выработать практически реализуемые модели государственного управления: власть государства — это та сила, которая способна обуздать стихию иррационального столкновения «воль к власти». В качестве идеальной модели государства предлагается демократия как система рациональных ограничений «властной стихии»: конституция, разделение властей, общественный контроль, формальное равенство властных возможностей и пр. Демократическое государство должно следовать рекомендациям ученых, благодаря которым оно способно осуществить эффективную «социальную терапию» — освобождение естественного стремления к власти от темных, разрушительных мотиваций, разумный контроль за поведением как индивидов, так и социальных институтов, распространение просвещения, создание возможностей для свободного доступа к информации, установление законного порядка, защищающего права личности.

Однако социально-политическая реальность далека от идеала демократии. Дисфункции государства и политического устройства общества (экономические и политические кризисы, периоды возрастания нестабильности, расовые и религиозные конфликты, безработица, разочарование в основных жизненных ценностях и др.) уродуют структуру власти, перераспределяют власть в пользу «элит» (общественных групп, обладающих наибольшим влиянием на характер социально значимых решений). Наиболее опасна возможность доминирования таких «элит», которые осуществляют тотальное насилие над массами, подкрепленное современными техническими средствами, включая и средства психологического манипулирования («гарнизонное государство»). Эта опасность, полагал Лассуэл, может быть преодолена организованным взаимодействием заинтересованных в демократии социальных групп. Лассуэл особенно подчеркивал роль «интеллектуальных элит», деятельность которых должна направляться общечеловеческими ценностями, необходимостью рациональной координации технологического развития, принципиальным неприятием политических и идеологических конфронтации во внутренней и внешней политике.

Соч.: Propaganda Technique in the Work! War. L.—N. Y, 1927; Psychopathologvand Politics. N. Y. 1930; World Polities and Personal Insecurity. N.Y.,1935: Politics: Who Gets What, When, How. N.Y., 1936; World Revolutionary Propaganda (with D. Blumenstock). 1939; Democracy Through Public Opinion, 1941; Politics Faces Economics, 1946; Power and Personality, 194S; Propaganda. Communication and Public Order (СОБМ. с В. L. Smith, R. D. Casey). Princeton, 1946; Politics Faces Economics, 1946; The Analysis of Political Behavior. L.. 1947; Language of Politics: Studies in Quantitative Semantics (совм. с N. Leites), 1949; Power and Society: A Framework for Political Inquiry (совм. с L. Kaplan). New Haven. 1950; World Revolution of our Time, 1951; The Policy Sciences; Recent Developments in Scope and Method (совм. с D. Leiner), 1951; In Defence of Public Order of Space, 1963: The Public rder of Space (совм. с M. S. McDougal, I. Vlasic), 1963; Power, Corruption and Rectitude (совм. с A. Rogow), 1963; The Future of Political Science, 1963; World Revolutionary Elites: Studies in Coercive Ideological Movements, 1966; The Sharing of Power in A Psychiatric Hospital (совм. с R. Rubinstein), 1966; Pre-View of Policy Sciences, 1973; Power and Personality, 1976; Values and Development: Appraising Asian Experience, 1977; The Signature of Power: Buildings, Communication, and Policy, 1979.

В. Н. Пору с

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЛАССУЭЛ ГАРОЛЬД ДУАЙТ — 0

Найдено научныех статей по теме ЛАССУЭЛ ГАРОЛЬД ДУАЙТ — 0

Найдено книг по теме ЛАССУЭЛ ГАРОЛЬД ДУАЙТ — 0

Найдено презентаций по теме ЛАССУЭЛ ГАРОЛЬД ДУАЙТ — 0

Найдено рефератов по теме ЛАССУЭЛ ГАРОЛЬД ДУАЙТ — 0