ЛАШЕЛЬЕ ЖЮЛЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛАШЕЛЬЕ (Lachelier) Жюль
род. 27 мая 1832, Фонтенбло - ум. 16 янв. 1918, там же) - франц. логик и философидеалист. Познакомил Францию с философией Канта, защищал субъективистскую идеалистическую метафизику свободы, испытавшую влияние Лейбница, нашедшую своего продолжателя в ученике Лашелье Эмиле Б у тру и оказавшую влияние на Бергсона. Осн. произв.: "Du fondement de l&induction", 1871; "Psychologie et metaphysique", 1885.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛАШЕЛЬЕ Жюль
французский философ. 27.5.1832 (Фонтенбло) — ум. 16. 1. 1918 (там же); познакомил Францию с философией Канта, защищал субъективистскую идеалистическую метафизику свободы, испытавшую влияние Лейбница, нашедшую своего продолжателя в ученике Лашелье Эмиле Бутру и оказавшую влияние на Бергсона. Осн. соч.: Du fondement de l’induction, 1871; Psychologie et métaphysique, 1885, нем. изд. 1908.
G. Séailles. La philos. de J. L., Paris, 1920; L. Millet. Le symbolisme dans la philos. de L., Paris, 1959; G. Mauchaussat. L’idéalisme de L., Paris, 1961.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛАШЕЛЬЕ ЖЮЛЬ

французский философ (Фонтенбло, 1832 — там же, 1918). Агреже по литературе (1854) и философии (1863), доктор филологических наук (1854), профессор Высшей нормальной школы (1864-1875), на смену школьного и догматического преподавания Кузена он привнес личную и критическую рефлексию. Его размышление направлено, прежде всего, на основания нашего научного познания («Об основании индукции», 1871); он обнаружил, что для объяснения ценности индукции, с помощью которой наш ум переходит от случайности фактов к необходимости законов, необходимо предположить исходное соответствие между законами нашей мысли и структурой мира: тогда законы будут одновременно и законами нашего ума и законами природы; тогда можно провести параллель между нашими умозаключениями и природой вещей. Его знаменитая статья «Психология и метафизика» (1885) представляет собой глубокое размышление об основаниях человеческой мысли. Лашелье оказал значительное влияние на Ланьо, Алена, Александра, на рефлексивную философию и развитие кантианских исследований во Франции.

Источник: Философский словарь

ЛАШЕЛЬЕ ЖЮЛЬ

27 мая 1832, Фонтенбло — 16 января 1918, там же) — французский философ, соединивший философию Канта с французским спиритуализмом. После окончания Эколь Нормаль (1854) преподавал логику в Тулузе (1857—58), в 1864—75 читал курс философии в Эколь Нормаль; с 1875 — инспектор, с 1879 — генеральный инспектор общественного образования.
Лашелье отрицал как эмпиризм, который, по его мнению, неизбежно приводит к скептицизму, так и эклектизм, отделяющий мысль от объекта. В работе «Об основаниях индукции» (1871) он придает равное значение каузальности и целевой причине: в природе существует и механическая необходимость, и свобода, присущая человеческой деятельности. Предпочтение он отдавал спиритуалистическому реализму, исходящему из понятия цели и необходимости свободы выбора. Высшим вопросом философии является переход от формального абсолюта к абсолюту реальному и живому, от идеи Бога к Богу («Замечание о пари Паскаля»). Внутренняя жизнь человека состоит в приобщении к живому Богу, который и есть подлинная реальность; моральная жизнь — символ этого приобщения.
Соч.: Du Fondement de lInduction, suivi de Psychologie et Morale et de Note sur le pari de Pascal, 8 ed. R, 1924; La Nature, lesprit. Dieu, textes choisis par L. P. Millet. P., 1955.
Лит.: SeaillesG. La philosophie de Lachelier. P., 1920: Robberechts L., Essai sur la philosophie reflexive, vol. 1. De Main de Biran a Brunschvicq. Brux., 1971; Millet L. Le symbolisme dans la philosophie de Lachelier. P., 1959; MauchassantG. Lidealisme de Lachelier. P., 1961.
M. M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛАШЕЛЬЕ ЖЮЛЬ

(27 мая 1832 – 16 янв. 1918) – франц. логик и философ, объективный идеалист, ближайший продолжатель Равессона. Проф. Канского лицея (1858–64) и Высшей нормальной школы в Париже (1864–75), член Академии моральных и политич. наук. Л. считает, что многообразие существующего образует иерархию т.н. духовных реальностей, идущую от высшей реальности (бога) к низшим "абстрактным" реальностям; последние являются предметом наук о природе, открывающих закономерности и присущий "абстрактной реальности" универсальный механизм. В духе кантианства, оказавшего значительное влияние на Л., последний утверждает, что закономерности, как и все категории естествознания, носят априорный характер: их всеобщность и необходимость есть лишь внутренне присущий мышлению способ синтезирования чувственно-данного. Само же мышление, духовная деятельность восходят к божеству, в к-ром совпадают существование и сущность, мышление (рефлексия) и воля. Кроме абстрактной реальности, составляющей предмет естествознания, существует также "конкретная реальность", существование, к-рое сознает, переживает само себя, соотносит себя с высшей, абсолютной реальностью бога. Таким существованием является человеч. жизнь, к-рая характеризуется, в отличие от природы, не детерминизмом, а свободой, не механизмом, а целевыми причинами, источником к-рых является особая функция духа, проявляющаяся в интуиции, религ. вере и т.д. "Метафизика" Л. носит ярко выраженный фидеистский характер. Ее характерной особенностью является попытка соединить знание с верой, рационализм с иррационализмом, однако иррационализм – преобладающий мотив в его философии. Попытка Л. преодолеть характерное для предшествующего спиритуализма противопоставление души и тела, сверхъестественного и естественного с целью создания "спиритуалистич. реализма" несостоятельна, поскольку Л. сохраняет основу спиритуализма – признание высшей, божественной реальности, противостоящей всему земному, небожественному. Л. – автор ряда исследований по логике, один из основоположников логики отношений. Соч.: De natura syllogismi, P., 1871; Oeuvres, t. 1–2. P., 1933. Лит.: Войшвилло Е. К., Критика логики отношений как релятивистского направление в логике. К вопросу о сущности суждений, в кн.: Филос. зап., т. 6, М., 1953; Boutroux E., ?tudes d´histoire de la philosophie, 5 ?d., P., 1925; S?ailles G., La philosophie de J. L., P., 1935; Вr?hier ?., Histoire de la philosophie, t. 2, fasc. 4, [4 ?d. ], P., 1953; Jоlivet R., De Rosmini ? L., P.. [1953 ]; Millet L., Le symbolisme dans la philosophie de L., P., 1959. T. Ойзерман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛАШЕЛЬЕ Жюль
(1832, Фонтенбло – 1918, там же) – философ-спиритуалист. Окончил Высшую нормальную школу, где его обучением два последних года (1856–1857) руководил Ф. Равессон. Преподавал в Тулузе (1857–1858), Кане (1858–1861), в Высшей нормальной школе в Париже (с 1864). В 1871 защитил диссертации на степень доктора философии: «Об основании индукции» и «De Natura sullogismi» («О природе силлогизма»). В 1879 был назначен инспектором Парижской академии, с марта 1879 – генеральный инспектор народного просвещения. Используя критический метод И. Канта и опираясь на идеи Плотина, Мен де Бирана и Равессона, Л. развивал концепцию спиритуалистического реализма, имевшую целью примирить позитивную науку и метафизику и постулировавшую существование независимой от субъекта и познаваемой им в опыте реальности, в основе которой лежит дух. В работе «Об основании индукции», где фактически изложена метафизическая концепция Л., доказывается, что человеческое сознание автономно по отношению к сфере материальной природы; этим областям присущи законы разного типа: материи – действующие причины, сознанию – целевые. Критически проанализировав представления об индукции у Дж.С. Милля и В. Кузена, Л. постепенно расширяет и углубляет проблематику, обсуждая фундаментальные философские вопросы об отношении природы и духа и доказывая существование в мире случайности и свободы. Значение индукции, при помощи которой разум переходит от случайности фактов к необходимости законов, можно объяснить лишь изначальным соответствием между законами мысли и структурой универсума, чем и обусловлен параллелизм между нашими суждениями и природой вещей. Подлинный индуктивный подход предполагает также иерархический порядок мира, существование различных уровней бытия. В природе происходит постоянное движение в сторону гармонии, направляемое универсальным разумом и выражающееся в постепенном возрастании свободы. Высшим способом познания Л. считал рефлексию, самоанализ сознания, в процессе которого мышление непосредственно постигает собственную природу и свои отношения с явлениями. Рефлексия открывает в глубинах «я» субстанциальные, или чистые, мышление и волю, которым, как исходному единству, причастны конкретные, индивидуальные мысли и воления. Рефлексивный метод Л. противопоставлял методологии позитивизма, а главную задачу философии видел в переходе от формального абсолюта к реальному и живому абсолюту, от идеи Бога к самому Богу, в слиянии с которым осуществляется полнота духовной жизни человека. Концепция Л. оказала значительное влияние на Э. Бутру, А. Бергсона, Ж. Ланьо, Алена, Ж. Набера и др., на развитие кантианских исследований во Франции.
Соч.: Psychologie et métaphysique. P., 1885; Du fondement de l’induction. P., 1924; La nature, l’objet, dieu. Textes choisis. P., 1955; Cours de la logique. P., 1990. Лит.: Кротов, А.А. К вопросу об источниках бергсонизма: истолкование метафизических проблем Жюлем Лашелье // Вестник Московского университета. 2015. № 1; Jolivet, R. Lachelier et l’idéalisme contemporain // Revue thomiste. 1934. Juill.-oct.; Séaille, G. La philosophie de Jules Lachelier. P., 1935; Jolivet, R. De Rosmini à Lachelier. P., 1954; Millet, L. Le symbolisme dans la philosophie de Lachelier. P., 1959; Mauchaussat, G. L’idéalisme de Lachelier. P., 1961; Beaufret, J. Notes sur la philosophie en France au XIXe siècle. De Maine de Biran à Bergson. P., 1984.

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.