ЛАРОШФУКО Франсуа деЛАРСОН

ЛАРРА

Найдено 2 определения термина ЛАРРА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское]

ЛАРРА

Larra), Марьяно Хосе де (24 марта 1809 – 13 февр. 1837) – исп. писатель, публицист и критик, заложивший основы критич. реализма в Испании. Воспитанный на просветительской философии, Л. в своих журналах "El Duende Satirico del Dia" ("Сатирический оборотень современности", 1828–29) и "El Pobrecito Kablador") ("Простодушный болтун", 1832–33) обличал феод.-католич. Испанию и горячо отстаивал идеи просвещения, разума и прогресса. Эти же идеи характерны для историч. романа "Паж короля Энрико Слабого" ("El Doncel de don Enrique el Doliente", 1834) и драмы "Масиас" ("Macias", 1835), написанной на тот же сюжет. Подвергая резкой критике и феодально-клерик. реакцию (антикарлистские очерки 1833–34), и либерально-бурж. демагогию (очерки "Обстоятельства", "Преимущество полумер", "Слова", "Полиция" и др., опубл. в журн. "La Revista Espa?ola" – "Исп. обозрение" и "El Observador" – "Наблюдатель" в 1833–35) с прогрессивных позиций революц. демократии, Л. в 1835–36 пришел к идее революции и выдвинул требования нар. суверенитета и демократич. свобод (2-я ч. очерка "1830–1836 годы, или Испания от Фердинанда VII до Мендисабала", 1836). Поражение нар. движения 1834–36 привело Л. в конце жизни к разочарованию в революц. возможностях исп. народа. Л. обратился к идеям "христианского социализма" Ламенне, чью книгу "Слова верующего" (F. R. Lamennais, Paroles d´un croyant, 1834) Л. перевел на испанский яз. и снабдил предисловием (1836). Охваченный настроениями отчаяния и безысходного пессимизма, Л. покончил жизнь самоубийством. Соч.: Obras completas, v. 1–4, Barcelona, [1921 ]; Articulos, v. 1–3, Md, 1923–40; в рус. пер. – Сатирич. очерки, M., 1956 (со ст. К. Н. Державина и З. И. Плавскина "Мариано Хосе де Ларра"). Лит.: Petroccione Alfredo, Mariano Jos? de Larra (Figaro), Venezia, 1946; Bellini G., La critica del costume negli articoli di Larra, Mil., [1957 ]. З. Плавскин. Ленинград.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛАРРОЙО

Larroyo), Франсиско (р. 1908) – мекс. философ; декан филос. фак-та Мекс. ун-та, один из основателей неокантианского движения в Мексике, автор ряда работ по педагогике. Филос. идеи Л. близки к идеям марбургской школы, к-рые он популяризировал в написанной совместно с М. А. Себальос (M. A. Ceballos) книге "Логика наук" ("La l?gica de la ciencia", 1939). В книге "Амер. философия" ("La filosof?a Americana. Su raz?n y su sinraz?n de ser", 1958) Л. подверг критич. анализу точки зрения других лат.-амер. философов по вопросу об особенностях развития и характере философии в странах Лат. Америки, противопоставив им концепцию, основанную на неокантианском понимании аксиологич. категорий. Решительно отвергая философию, направленную на познание объективной реальности, как бесплодную "метафизику", Л. считает основной задачей философии анализ культурных "ценностей". Согласно Л., философия – это ретроспективный анализ категорий трансцендентального сознания человека, проявляющихся в его деятельности в сферах науки, искусства, религии, политики и др. Социологич. взгляды Л. развиваются в духе Ортега-и-Гасета. В докладе "Проблема и проблемы нашей эпохи" ("Probleme у problemes de la critica de la ?poca. Memories del XIII Congreso Internacional de Filosofia, 1963, v. 1, p. 167–92) на Международном философском конгрессе в Мехико (председателем к-рого он являлся) Л. характеризует современность как часть новой "технической эры", в к-рую техника обнаруживает "демонические качества". В бурном развитии техники, в нарушении равновесия между взлетом научно-технической мысли и отставанием морально-политического сознания Л. видит источник кризиса нашей эпохи. Способ производства, определяющий форму использования научно-технических достижений, для Л. несуществен. Специфика технич. эры с ее универсальностью и единообразием, с ее господством идеологий – это появление "массового человека". Грядущую форму историч. существования Запада Л. находит в амер. образе жизни. Соч.: La filosofia de los valores, M?xico, 1936; El romanticismo filosofico, [M?x. ], 1941; Historie de la filosofia en Norteam?rica, M?x., 1946; El existencialismo, sus fuentes y direcciones, M?x., 1951; Lecciones de l?gica y etica, M?x., 1957; Los principios de la ?tica social, 9 ed., M?x., 1959. Р. Бургете. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ЛАРРА — 0

Найдено научныех статей по теме ЛАРРА — 0

Найдено книг по теме ЛАРРА — 0

Найдено презентаций по теме ЛАРРА — 0

Найдено рефератов по теме ЛАРРА — 0