Ларошфуко Франсуа

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ларошфуко Франсуа

1613-1680) - франц. писатель и философ-моралист. Л. осуждал христ. мораль, мораль феод. аристократии, но считал, что она свойственна природе человека, что движущими мотивами человеч. поступков являются эгоизм, корысть, честолюбие; отсюда его пессимизм. Гл. соч. Л. - «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665, рус. перевод 1959), в к-ром он изложил свои взгляды в форме афоризмов.

Источник: Атеистический словарь

Ларошфуко Франсуа

род. 15 сент. 1613, Париж - ум. 17 марта 1680, там же) - франц. моралист. Его перу принадлежат ставшие знаменитыми "Reflexions, ou sentences et maximes morales" (1655; переведены на все культурные языки; рус. пер. "Размышления, или Сентенции и максимы о морали", 1788 и позже), где он - правда, слишком односторонне, с точки зрения придворно-аристократической жизни, - усматривает основы всех поступков в человеческом эгоизме.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Ларошфуко Франсуа

15 декабря 1613, Париж — 17 марта 1680, там же) — французский моралист, аристократ. В 17 лет появился при дворе, где принял сторону Анны Австрийской против кардинала Ришелье. Попав в опалу, был выслан в свои владения в Ангумуа. В 1648 принял активное участие во Фронде, за что был подвергнут повторной опале. После этого начал писать «Мемуары», которые были изданы без его ведома в 1662, после возвращения его в Париж. Однако подлинную славу принесли Ларошфуко его блестящие «Максимы и моральные размышления» (Reflexions u sentences et maximes morales, 1665). При жизни автора книга выдержала 5 изданий, последнее (1678) содержало 504 максимы. Отточенность формы, изящество, остроумие и глубокое знание человеческих нравов сделали «Максимы» одним из шедевров мировой литературы.

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛАРОШФУКО Франсуа
герцог — французский моралист; р. 15. 9. 1613 (Париж) — ум. 17. 3. 1680 (там же); его перу принадлежат ставшие знаменитыми «Réflexions, ou sentences et maxims morales» (1655 и позже; переведены на все культурные языки; нем. изд. 1983 (рус. пер.: Размышления, или Сентенции и максимы о морали, 1901; нов. пер.: Максимы и моральные размышления, 1959, 1974), где он — правда, слишком односторонне с точки зрения придворноаристократической жизни — усматривает основы всех поступков в человеческом эгоизме. Собр. соч.: Oeuvres complètes, 2 vol., 1957.
R. Grandsaigne d’Hauterive. Le pessimisme de L. R. Paris, 1914; F. Schalk (Hg.). Die frz. Moralisten, 1938—1940; M. Kruse. Die Maxime in der frz. Literatur, 1960; F. Schalk. Studien zur frz. Aufklärung, 1964, 1977; L. Ansmann. Die Maximen von L. R., 1972; V. Thweatt. L. R. and the Seventeenth-Century Concept ofthe Seif. Genf/Paris, 1980; O. Roth. Die Gesellschaft der «Honnêtes Gens», 1981.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Ларошфуко Франсуа

Франсуа VI, герцог де): французский моралист (Париж, 1613 — там же, 1680). До смерти своего отца, Франсуа V (1650), носил титул «принца де Марсийака». Довольно типичный представитель французской аристократии XVII в., деливший жизнь между интригой эпохи Фронды и посещением литературных салонов. Хотя первое его произведение было написано в 1662 г. («Мемуары о дворцовых интригах при Людовике XIII»), знаменитым его сделали «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1664), переиздававшиеся в 1665, 1666, 1671, 1675 и 1678 гг. В них нашли отражение мизантропия автора и его личный опыт человеческой неблагодарности. За всеми человеческими действиями автор пытается усмотреть их движущую силу, имя которой — личный интерес. Влияние мадам де Лафайет, пришедшей на смену мадам де Сабле, заставило его смягчить чрезмерно безапелляционный характер некоторых его максим. Янсенистский мыслитель, Ларошфуко был также мастером слова: лаконичность максим — один из секретов его искусства.

Источник: Философский словарь

Ларошфуко Франсуа

(1613-80) - фр. писатель и философ-моралист. Гл. соч. Л. «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665) - итог наблюдений над нравами и психологией фр. аристократии. Неправомерно распространив результаты наблюдения над моралью одного класса на все об-во, Л. делает обобщающий пессимистический вывод, что порочность заложена в человеке от природы. Понимая беспочвенность и лицемерие церковной морали с ее концепцией первородного греха, Л. ищет подтверждения своим взглядам в материалистическом учении П. Гассенди, согласно к-рому страсти зависят от состояния органов человеческого тела. Однако Л. скептически относится к мысли, что разум и воля могут обуздать страсти, противостоять эгоистическим влечениям людей. Эгоизм, тщеславие, корысть, зависть -вот, с его т. зр., осн. движущие силы человеческих поступков. Добродетели, по Л.,-«это чаще всего искусно переряженные пороки». Нравственный пессимизм Л. сближает его взгляды е этикой . Гоббса, к-рый считал, что человек в об-ве всегда преследует свои эгоистические IIBH. Несмотря на вессимистоте-скне настроения, пронизывающие книгу Л., она блестящий образе» критики морали аристократии XVIII в.

Источник: Словарь по этике

Ларошфуко Франсуа

(15 дек. 1613 – 17 марта 1680) – франц. писатель и философ-моралист, один из руководителей Фронды. Л. считал человека произведением природы, а личные интересы – двигателем его поступков. Характеризуя мораль феод. аристократии, он угадал общие черты морали, свойственные классовому обществу. Л. осуждал эту мораль, но считал, что она свойственна природе человека; отсюда его пессимизм. Свои взгляды он изложил в форме афоризмов в соч. "Максимы и моральные размышления" ("R?flexions ou sentences et maximes morales", 1665; рус. пер. 1959, вступит. ст. Т. Хатисовой), выдержавшем семь изданий при жизни автора; каждое из них дополнялось новыми афоризмами. Л. оказал влияние на Гельвеция. Маркс в письме к Энгельсу цитировал понравившиеся ему афоризмы Л. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 32, с. 261–62). Соч.: Oeuvres compl?tes, t. 1–2, P., 1883–84, P., 1935; в рус. пер. – Дух изящнейших мнений..., М., 1788; Нравоучит. мысли герцога де-ла Рошефуко, пер. Е. Т. [Е. Татищевой ], М., 1798; Нравственные рассуждения герцога де-ла Рошефуко, пер. Д. Пименова, М., 1809; Мысли герцога де-ла Рошефуко, извлеченные из высшего познания мира и людей, пер. И. Барышникова, М., 1809; Мысли, изречения и поучения, СПБ, 1901; Избр. мысли Лабрюйера с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье, с предисл. Л. Н. Толстого, М., 1908. Лит.: История франц. лит., т. 1, M.–Л., 1946, с. 449–454; Толстой Л. Н., Полн. собр. соч., т. 40, М., 1957, с. 217–18, 281; Вourdeau J., La Rochefoucauld, P., 1895; Grandsaignes d´Hauterive R., Le pessimisme de La Rochefoucauld, P., 1914; Marchand J., Les manuscrits des Maximes, P., 1935; его же, Bibliographie g?n?rale raisonn?e de La Rochefoucauld, P., 1948; Hess G., Zur Entstehung der "Maximen" La Rochefoucaulds, в серии: Arbeitsgemeinschaft f?r Forschung des Landes Nordrhein – Westfalen, H. 67, K?ln – Opladen, 1957. Г. Зельманова. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.