ЛАНДШАФТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛАНДШАФТ
нем. Landschaft — пейзаж, вид) — в широком смысле — общий вид местности или то или иное ее изображение (сельский Л., культурный Л.). Первоначально Л- предстает в иск-ве лишь как синоним пейзажа, т. е. как изображение естественных природных видов («ландшафтная живопись»). С развитием природопреобразующей деятельности, созданием антропогенно-го, т. е. преображенного человеком, Л.— процессом, зачастую сопровождающимся возникновением «мертвых Л.», естественный природный Л. приобретает самостоятельную эстетическую ценность. В совр. экологической эстетике под Л. понимается гармоническое сочетание всех природных компонентов (рельеф, морфологические части, климат, почвы, гидротермические условия, биоценозы и т. д.) на территории, со строго зафиксированными границами. Важная роль в раскрытии и утверждении эстетической ценности природного Л- принадлежит иск-ву (творчество И. И. Левитана, Н. М. Ромадина — в живописи; М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, В- П. Астафьева — в лит-ре и др.). Л.— это и предмет эстетического созерцания, и условие гармоничного развития личности, и предмет специфической эстетической деятельности — ландшафтной архитектуры. Последняя представляет собою иск-во преобразования естественных природных форм с целью достижения эстетически организованного пространственного единства. Ландшафтная архитектура — синтетический вид искусства, соединяющий в единую систему архитектурные ансамбли, парки, садовую скульптуру, декоративную живопись и т. д. В ней используются как естественные природные средства (рельеф, вода, растительность, камни), так и продукты деятельности человека (технические средства, произв. иск-ва). Л., естественный и эстетически организованный, является важнейшим фактором экологического и эстетического воспитания.

Источник: Эстетика: Словарь

ЛАНДШАФТ
термин географической и искусствоведческой традиции, используемый постмодернистской философией (см. Постмодернизм, Метафизика, Деконструкция, Деррида, Делез) в контексте конституирования философской парадигмы многомерности структур бытия и человеческого мышления, а также задающий рамку знания для функционирования сопряженных словоформ, ангажированных в середине — второй половине 20 в. в качестве собственно философских понятий (плоскость, поверхность, глубина и т.д.). Конституирование и легитимация "Л." как определенной структурной позиции постижения мира выступило результатом осмысления как умозрительного, так и конкретного человеческого опыта, согласно которому стили и формы интеллектуального дискурса необходимо коррелируются с соответствующими телесными практиками (см. Тело), самоутверждающимися в границах экспрессивно-коммуникативной составляющей текста. (См. у Барта: "...стиль обладает лишь вертикальным измерением, он погружен в глухие тайники личностной памяти, сама его непроницаемость возникает из жизненного опыта тела... Вот почему стиль — это неизменная тайна, однако его безмолвствующая сторона вовсе не связана с подвижной, чреватой постоянными отсрочками природной речью... Тайна стиля — это то, о чем помнит само тело писателя".) Текст при этом формирует собственное — текстовое пространство, ибо язык (по Гумбольдту, "сплетающийся из пространства") в значимой степени складывается как способ фиксации и воспроизведения именно пространственно-временных отношений. Такие мыслители, как Кьеркегор, Ницше, Хайдеггер, в существенно значимой степени задавшие архитектонику философской мысли 20 в., с особой тщательностью относились к определению "месторасположения" собственного взгляда на мир и сопряженных с ним ("месторасположением") пространственных образов. (Ср. у Новалиса: "Любой ландшафт — идеальное тело для выражения определенного строя мысли".) Структурированность Л. в качестве рамки, организующей постижение космоса, хаоса и осмоса, может видеться (В.Подорога) в нескольких измерениях: 1) Визуальный, "оптически достоверный" Л. ("физически, исторически и биологически локализуемый образ ландшафтного пространства") — как надындивидуальная "вселенная" творческой лаборатории тех или иных философов в определенный момент их профессиональной деятельности. 2) Вербальный Л. ("переживание конкретного ландшафта в словесных образах, его описание, интерпретация, введение в чуждый ему контекст", сопровождающиеся заменой "физики" образа ею эстетизированной риторикой): "морские пейзажи" Кьеркегора, преимущественно подземные пространства стихий Ницше, "горное пространство" Хайдеггера — "складка" или "зона субъективации" Делеза — как предпочитаемые метафорические "сферы" или "уделы" (см. Плоскость) их философствования. 3) Телесный (все более незримый и без-образный) Л. ("психомоторные эффекты", побуждающие начальные движения письма и линию события, рождающую своим движением произведение) — как задающий особые "направления" мысли ("широта" — "линия Веры" Кьеркегора; "восхождение к глубинам" — "линия танцевальная, дионисическая" Ницше; "вздымание" — "линия Складки/Сгиба" Хайдеггера). 4) Л. — "ряд философского письма" — как особая форма объективации всех предыдущих измерений и задающий: коммуникативную направленность философствования; выбор доминирующей стилистической формы, образующей текст произведения и открывающей пространство для чтения (пунктуационное, "точечное" письмо Кьеркегора — афористическое письмо Ницше — этимологическое, "дефисное" письмо Хайдеггера). Формирование в 1980—1990-е ряда "метафизик Л." являет собой результат определенной переориентации философии на постижение топологических структур бытия, а также выступает отражением процесса значимого количественного разрастания и качественной иерархизации понятийных комплексов, характеризующих эти структуры. "Ландшафтно-реконструирующие" познавательные стратегии знаменуют существенный сдвиг в традиционных схемах иерархии существенных принципов понимания мира и построения его моделей. (См. Складка, Тело, Плоть, Плоть мира. Кожа, Плоскость, Differance, Касание, След.) A.A. Грицанов

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
714.00 кб

Ландшафтные миры философии: поморский ландшафт и континентальная философия

Попков Юрий Владимирович, Тюгашев Евгений Александрович
Статья продолжает цикл исследований в области философии Севера. На основе анализа морского комплекса норвежской и поморской культур раскрываются пути генезиса и специфика аналитической и континентальной философии.
Читать PDF
406.33 кб

Топос, ландшафт, биография: концепция культурной памяти

Артамошкина Людмила Егоровна
В статье соотносятся концепты культурной памяти и феноменология ландшафта. Ландшафт предполагает усилие собирания, но удержание ландшафта в памяти культуры становится возможным в единстве биографии.
Читать PDF
100.94 кб

Культурный ландшафт: от Земли к космосу

Лавренова О. А.
В.И. Вернадский о преобразовании биосферы в ноосферу энергией человеческой культуры. Символизм культурных ландшафтов, о тражение в них космологических представлений национальных культур.
Читать PDF
346.40 кб

Природа, общество, ландшафт, взаимодействие: конструктивизм идей отечественной географии

Бочарников Владимир Николаевич
География это традиционная наука, она же ещё древнейшая область знаний, разнообразие текстов постмодерна, специфичное средство познания образов и конструкций.
Читать PDF
1.08 мб

Символический ландшафт сознания: человек между репрезентационизмом, функционализмом и релятивизмом

Кретов П.В., Кретова О.И.
Цель.
Читать PDF
694.28 кб

«ВЕТЕР И ПОТОК» В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ. «Феноменология ландшафта» Кристофера Тилли: взгляд с Вос

А. А. Романчук, В. Н. Тельнов
Читать PDF
5.62 мб

К вопросу о существовании ландшафтоведения

Берест В. Г.
The article discusses the essence of landscape studies as accumulation and continuous improvement of landscape-genesis control.
Читать PDF
143.88 кб

Философский аспект восприятия ландшафта как пейзажа

Веретенников Николай Яковлевич
В статье рассматриваются философский аспект восприятия ландшафта и отображение его в пейзаже.
Читать PDF
243.26 кб

Перверсия смыслового образа: топос инорационального в ландшафте мысли русского модерна

Кребель Ирина Алексеевна
Стратегия обнаружения инобытия мысли в топосе языка за счет актуализации символа -характерная черта эпох, озабоченных освобождением территории мысли от окостеневших содержательных балластов и ориентированных на пробуждение живого
Читать PDF
268.08 кб

Ландшафты жизненного мира: концептуальные новации экологической эстетики

Кожевников С. Б.
Читать PDF
145.88 кб

97. 02. 001. Подорога В. А. Выражение и смысл: ландшафтные миры философии: Сёрен киркегор, Ф. Ницше,

Андреева И. С.
Читать PDF
914.39 кб

Формы жизни и ландшафты культуры

Сергей Дмитриевич Домников
Автор рассматривает как исходное основание мировосприятия и первичное условие формирования культурной традиции комплекс отношений человека с ландшафтом.

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

    природный ландшафт, измененный деятельностью человека и насыщенный результатами его труда.