ЛАНДСБЕРГ Пауль Людвиг

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЛАНДСБЕРГ Пауль Людвиг
философ; p. 3. 12. 1901 — ум. 2. 4. 1944; доцент в Бонне, Барселоне, Париже, ученик Макса Шелера, сторонник взглядов Ясперса, умер в концлагере Ораниенбург. Был тесно связан с французскими персоналистами (Мунье, Лакруа), опубликовал немало статей в журнале «L’esprit». Осн. соч.: Das Mittelalter und wir, 1923; Pascals Berufung, 1925; Einführung in die philosophische Anthropologie, 1934; Die Erfahrung des Todes, 1935; Problèmes du personalisme (статьи из «L’esprit»), 1952.
A. Hilckmann. Der Philosoph im KZ, in: Hochland, 44 (1957 —1958); K. Albert. Dir philos. Anthropologie bei P. L. L., in: ZphF, 27 (1973).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛАНДСБЕРГ Пауль Людвиг
3 декабря 190), Бонн — 2 апреля 1944, Ораниенбург) — представитель философской антропологии и персонализма. Происходил из семьи профессора права. Увлекшись феноменологией, Ландсберг становится учеником и последователем М. Шелера. В 1928— 33 приват-доцент Боннского университета; в 1934—36 профессор философии университета Барселоны. В 1930-х гг. Ландсберг плодотворно сотрудничает с французскими персоналистами из группы журнала «Esprit». С приходом в Германии к власти нацистов Ландсберг, еврей по происхождению и католик по вероисповеданию, был вынужден эмигрировать сначала во Францию, затем в Испанию. Вскоре возвращается на юг Франции. В феврале 1943 был схвачен гестапо и отправлен в лагерь Ораниенбург, где и погиб.
Анализируя в работе «Введение в философскую антропологию» (1934) феномен человека, Ландсберг приходит к выводу о несводимости «человеческого» к «историческому» В экономической, социальной, культурной реальности, в которой действует и через которую характеризуется человек, он проявляет себя не только как конечное, но и как бесконечное существо, демонстрируя возможность человека как «универсального прафеномена» и ориентируясь как на «ситуацию времени», так и на «вечный образ человека». Не только трансцендирующая сущность человека, которую Ландсберг называет «личностью», но и его существование как человека не сводится к историческому существованию. Историческое в человеке, по мнению Ландсберга, этим не опровергается, но, наоборот, опыт людей каждой эпохи приобретает смысл и ценность для людей иных эпох. В книге «Мир средневековья и мы» (1922) он показывает, как человек освобождается от пут обезличенных исторических законов и обстоятельств. Наиболее полно специфически человеческое раскрывается в опыте смерти, так как смерть (Tod), в отличие от умирания (das Sterben), лишена какой-либо интенциональности и не принадлежит имманентному миру, оставаясь полностью трансцендентной («Опыт смерти», 1935). Способность человека переживать и свободно выбирать смерть («Моральная проблема самоубийства», 1946) свидетельствует о его трансцендентальной сущности, преодолевающей границы существования человека в рамках жизни и умирания. Опыт смерти открывает человеку его вечность.
Соч.: Die Welt des Mittelalters und wir. Bonn, 1922; Wisen und Bedeutung der platonischen Akademie. Bonn, 1923. Einfuhrung in die philosophische Anthropologie. Fr./M., 1934; Essai sur lexperience de la mort. P., 1935; Problemes du personnalisme. P., 1952; Probleme moral du suicide. P., 1946.
M. Л. Хорьков

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
130.96 кб

2007. 03. 006. Мебиус С. Пауль Людвиг Ландсберг - забытый социолог. Moebius S. Paul Ludwig Landsberg

Гирко Л. В.