ЛАНДГРЕБЕ ЛЮДВИГ

Найдено 3 определения термина ЛАНДГРЕБЕ ЛЮДВИГ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛАНДГРЕБЕ (Landgrebe) Людвиг

p. 1902) - нем. философ, представитель феноменологии. Один из ближайших учеников Гуссерля (был его ассистентом в 1923-30), проф. Кельнского ун-та, директор архива Гуссерля в Кельне. Один из редакторов многотомной серии "Phenomenologica", посвященной исследованию феноменологической философии. После смерти Гуссерля издал его работу "Опыт и суждение" (Husserl E. Erfahrung und Urteil. Hamburg, 1954). Наряду с Финком Л. представляет трансцендентальное направление в феноменологии. Работа над рукописями Гуссерля по трансцендентальной логике и генетическому анализу сознания определила и круг его собственных исследований. Основное внимание Л. уделяет проблемам конституирования, жизненного мира, историчности сознания. Ряд его работ посвящен анализу феноменологического метода и истории феноменологического движения.

Phanomenologie und Metaphysik. Hamburg, 1949; Der Weg der Phanomenologie. Gutersloh, 1963; The Phenomenology of E.Husserl. L., 1981; Faktizitat und Individuation. Studien zu den Grundfragen der Phanomenologie. Hamburg, 1982.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

ЛАНДГРЕБЕ ЛЮДВИГ

(р. 9 марта 1902) – нем. философ-идеалист, последователь феноменологии Э. Гуссерля, его ассистент (1923–30), один из издателей Архива Гуссерля. Л. сближает феноменологию Гуссерля с философией Хейдеггера. Активный противник марксизма. По Л., осн. проблема всей европ. философии – проблема свободы человека. Свободу Л. понимает как такое состояние, при к-ром "человек не признает никакой другой зависимости, кроме зависимости, оправданной его мышлением" ("Marxismusstudien", 1 Folge, T?bingen, 1954, S. 43). Понимание процесса познания как отношения субъекта к объекту, характерное, по мнению Л., для всей европ. философии нового времени, он называет субъективизмом, а саму эту философию – "метафизикой субъективности". С этой т. зр. Л. объявляет марксизм таким выражением "метафизического субъективизма", когда объект рассматривается якобы лишь как пассивный, пластич. материал человеч. деятельности, труда. В своей философии, осн. принципом к-рой является идеалистически понимаемое единство субъекта и объекта [причем бытие для Л. лишь "коррелат сознания" (см. "Philosophie der Gegenwart", В., 1957, S. 34) ], Л. опирается на субъективный идеализм позднего Гуссерля и приближается к иррационализму, отвергающему науч. философию. Соч.: W. Diltheys Theorie der Geistwissenschaften, Halle, 1928; Nennfunktion und Wortbedeutung, Halle, 1934; Was bedeutet uns heute Philosophie?, Hamb., 1948, 2 Aufl., 1954; Ph?nomenologie und Metaphysik, Hamb., 1949; Hegel und Marx, в кн.: Marxismusstudien, 1 Folge, T?bingen, 1954; Philosophie der Gegenwart, В., 1958; Das Problem der Dialektik, там же, 3 Folge, T?bingen, 1960. А. Огурцов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛАНДГРЕБЕ Людвиг

9 марта 1902, Вена14 августа 1991) — немецкий философ, представитель феноменологии. Изучал философию во Фрайбурге, где стал ассистентом Гуссерля (1923—30). С приходом к власти нацистов покинул Германию, преподавал в Праге и Левене. После окончания войны — проф. в Гамбурге, Киле; с 1956 — в Кельне, где был также директором Гуссерлевского архива. Читал лекции в университетах Чикаго, Вашингтона и др. Полемизируя с гуссерлевским пониманием бытия как «бытия объектом» для дающего его акта сознания, Ландгребе считал, что трансцендентальная субъективность должна включать также и то измерение, которое не может быть ни объективировано, ни подведено под понятие объективного бытия. Под влиянием Хайдеггера он интерпретирует это измерение как ютенциональность в смысле «бытия-уже-вперед-себя». Будучи таковым «заступанием», трансцендентальная субъективность не может быть постигнута в объективирующей рефлексии; Ландгребе не приемлет идею «абсолютной анонимности» трансцендентального Это, поскольку Эго мотивировано феноменологической редукцией, которая свободна в своем отношении к объективному бытию. Трансцендентальная субъективность есть субъект, сознающий свою свободу; не будучи абсолютной, она является тем «местом», где абсолютное становится достоянием опыта. Ландгребе пытался показать, что с помощью феноменологического метода может быть построена трансцендентальная философия истории, делающая выводы из конца традиционной метафизики (время истории как интерсубъективность, телеогия как максима действия в истории и др.).

Соч.: Wilhelm Diltheys Theorie der Geisteswissenschaften. — «Jahrbuch fur Philosophie und phanomenologische Forschung», hrsg. v. E. Husserl. 1924, Bd. 9, S. 237-366: Philosophie der Gegenwart. Bonn, 1.952; Phanomenologie und Metaphysik. Hainb., 1949; Der Weg der Phanomenologie. Gutersloh, 1968; Phanomenologie und Geschichte, 1968; The Phenomenology of Edmung Husserl (Essays). Ithaka—N. Y, 1981; Faktizitat und Individualion. Studien zu den Grundproblemen der Phanomenologie. Hamb., 1982; в рус. пер.: Размышления по поводу слов Гуссерля: «История является великим фактом абсолютного бытия».— В кн.: Мегафизические исследования, вып. 3. СПб., 1997.

И. А. Михайлов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЛАНДГРЕБЕ ЛЮДВИГ — 0

Найдено научныех статей по теме ЛАНДГРЕБЕ ЛЮДВИГ — 0

Найдено книг по теме ЛАНДГРЕБЕ ЛЮДВИГ — 0

Найдено презентаций по теме ЛАНДГРЕБЕ ЛЮДВИГ — 0

Найдено рефератов по теме ЛАНДГРЕБЕ ЛЮДВИГ — 0