ЛАМПРЕХТЛАМРИН

ЛАМПРЕХТ Карл

Найдено 2 определения термина ЛАМПРЕХТ Карл

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛАМПРЕХТ (Lamprecht) Карл

род. 25 февр. 1856, Эссен, Шварце-Эльстер ум. 10 мая 1915, Лейпциг) - нем. историк и представитель философии истории; профессор с 1891. В своих работах "Deutsche Geschichte" (1891-1909; рус. пер. "История германского народа", т. 1-3, М., 1894-1896) и "Deutsche Geschichte der jьngsten Vergangenheit und Gegenwart" (2 Bde., 1912-1913) он выступает защитником "трезвого" позитивистского способа рассмотрения истории. На многочисленных примерах, суммируя результаты обзора различных областей культуры, Лампрехт пытался раскрыть соответствующий "дух века", который он называл "диапазоном". История, находящаяся, по Лампрехту, в значительной степени под воздействием внешней исторической, особенно экономически определяемой, "возбуждающей массы", проходит в своем развитии различные обусловленные психикой стили символизма, типизма, конвенционализма, индивидуализма, субъективизма. Это новое толкование понятия истории культуры вызвало спор о метода исторической науки, в котором Лампрехт принял участие, написав такие работы, как "Alte und neue Richtungen der Geschichtswissenschaft" (1896), "Was ist Kulturgeschichte?" (1897), "Moderne Geschichtswissenschaft" (1905), "Einfьhrung in das historische Denken" (1912) и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛАМПРЕХТ (Lamprecht) Карл (1856 - 1915)

- нем. историк. С 1882 - приват-доцент в Бонне, позже проф. в Марбурге, с 1891 - в Лейпциге.

Нем. истор. наука 18 и почти всего 19 в. была полит. и индивидуалистской, т.е. изучала отд. человека как неповторяющегося индивида, и уже из постоянного характера героя выводила его действия. Первой работой нового направления, сделавшего предметом истории культуру как коллективную деятельность нации и объективно выражающего идеологию герм. объединения, была работа "Гракхи и их время" (1847) К.В. Нича. Но только Э. Бернгейм (1889) и Л. в своей "Истории Германии" (1891-1909) осознанно стремились изучить нем. культуру как взаимосвязь всех социально-психич. факторов.

Теор. взгляды Л. непоследовательны и противоречивы. Его критика индивидуализма основывалась на том, что индивид не может быть объектом истор. науки, т.к. индивид не поддается полному определению, в крайнем случае он может быть доступен худож. апперцепции; индивидуальные мотивы слишком сложны и разнообразны, и история, на них основываемая, есть бесконечная и неразрешимая задача; даже если бы была возможна история всех, то она бы не имела значения, т.к. суть индивидов не в них самих, а в том обществ, состоянии, к-рому они содействовали. Лишь мысли и чувства, проявляющиеся во многих людях, обладают "генерическими свойствами". Именно из социальных отношений имманентно вытекают руководящие людьми идеи. "Сумма всех социальных факторов образует из себя в каждое время единство, и потому она может подлежать непрерывному, хотя и распадающемуся на периоды, изменению". Распад на периоды происходит по высшим духовным функциям: "Культурные периоды должны отделяться друг от друга и упорядочиваться не по корням, а по явлениям своего цветения".

Л. устанавливает эпохи, исходя из истории нем. нац. развития. В исходном варианте это была следующая модель: периоды духовного развития - естеств. символизм, типизм, конвенционализм, индивидуализм, субъективизм; в материальном развитии им соответствуют - залежное земледелие, натуральное хозяйство (в коллективной и индивидуальной стадиях), денежное хозяйство (в тех же двух стадиях). Каждый период из ряда индуктивно устанавливаемых однообразий характеризуется общим настроением, "диапазоном" всех жизненных проявлении. Внутр. движения "диапазона" полностью объясняют на основании закона причинности каждого индивидуума. Принципом последовательности эпох служит то, что "общее развитие, вследствие возрастающей духовной деятельности человека, совершается от первоначального, чрезвычайно сильно выраженного равенства всех индивидуумов в человеч. об-ве (духовной связанности) в направлении все большей и большей дифференциации этих индивидуумов (духовной свободы)".

"Культурные эпохи представляют из себя высшее понятие, под к-рое должны быть подведены все явления духовного развития человеч. об-в, явления истор. процесса вообще". Эпохи исчисляются для каждого нормального нац. развития и, с одной стороны, Л. утверждает, что они следуют друг за другом в неизменном порядке во всех странах во все времена. Но, с др. стороны, он признает, что народы проходят разл. развитие вследствие различия последовательности ступеней, основанном или на "мотиве пространства" или на "мотиве времени" (наиболее удачно он иллюстрирует эти мотивы различием культур континентальных и прибрежных стран). К тому же психич. приобретения одной нации в разл. культурных формах (напр., "возрождение") могут переноситься на другую нацию, в развитии к-рой становятся составными элементами новых форм.

Л. в своем творчестве - редкий для оказавшего столь значит, влияние ученого пример декларативного автодидакта. Он принципиально не знакомился с совр. ему лит-рой по философии истории и социологии и, в частности, игнорировал работы О. Конта, с к-рым его обычно сопоставляют.

Соч.: Deutsche Geschichte. Bd. 1-5. В., 1891-1904; История герм. народа. Т. 1-3. М., 1894-96; Собирайте рисунки детей! М.,1909.

Лит.: Бернгейм Э. Философия истории, ее история и задачи. М., 1910 (библиогр.); Малинин А.А. Старое и новое направления в истор. науке: Лампрехт и его оппоненты. М., 1900; Гутнова Е.В. Историография истории ср. веков.М., 1974.

А.А. Трошин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

Найдено схем по теме ЛАМПРЕХТ Карл — 0

Найдено научныех статей по теме ЛАМПРЕХТ Карл — 0

Найдено книг по теме ЛАМПРЕХТ Карл — 0

Найдено презентаций по теме ЛАМПРЕХТ Карл — 0

Найдено рефератов по теме ЛАМПРЕХТ Карл — 0