ЛАМЕТРИ Жюльен ОфредеЛаметтри Жюльен Офре де

ЛАМЕТРЙ Жюльен Офре

Найдено 2 определения термина ЛАМЕТРЙ Жюльен Офре

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ЛАМЕТРЙ Жюльен Офре

1709-1751) - франц. философ-материалист. Наряду с Д. Дидро, Гельвецием и Гольбахом дал последоват. изложение метафизич. и механистич. материализма. В главной своей работе «Человек-машина» (1747) обосновывал тезис о том, что человеч. организм представляет собой самозаводящуюся машину, напоминающую часовой механизм. Критиковал религ. мировоззрение, отвергал концепцию первотолчка, выступал против христ. этики терпения, покорности и аскетизма, противопоставлял ей положение о том, что человек должен сам устраивать свое счастье на земле. Однако Ламетри, как и мн. др. материалисты 18 в., полагал, что только просвещенные люди могут быть атеистами, что же касается народных масс, то для них религ. воззрения даже полезны.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ЛАМЕТРИ Жюльен Офре

(1709—1751) — фр. философ-материалист и врач. Род. в г.Сан-Мало, на зап. побережье Франции, в купеческой семье. Разочаровавшись в религии, отказался от карьеры священника. В 1727—33 гг. учился на мед. ф-те Парижского ун-та, окончив к-рый получил звание бакалавра, а затем и д-ра медицины. Неск. лет работал в больницах родного города, служил в армии полковым врачом. Подвергаясь преследованиям за свои взгляды, был вынужден переселиться сначала в Голландию, а затем в Пруссию, где стал врачом при дворе Фридриха II. Осн. соч:. «Трактат о душе» (1745), «Человек-машина» (1747), «Человек-растение» (1748), «Система Эпикура» (1751). Л. первым во Франции дал последовательное изложение системы механистич. материализма. Он рассматривал окружающий мир как совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, видами к-рой выступают неорганическое, растительное и животное (включая человека) царства. Человек, возможно, произошел от животных и отличается от них лишь б?льшим кол-вом потребностей, а след-но, б?льшим кол-вом ума. Тем самым Л. вплотную подошел к идее эволюции природы. Между растениями и животными могут существовать промежуточные существа (зоофиты), как и между животными и людьми. Процесс познания представлялся Л. след. образом. От чувственного восприятия вещей мы переходим к опытно-экспериментальному исследованию, а затем — к рациональному обобщению фактов, к-рые подвергаются эмпирич. проверке. Будучи сенсуалистом, Л. придавал большое значение опыту, на основе к-рого должны быть сделаны филос. обобщения. Человек — это своеобразный «мозговой экран», на к-ром отображаются внешн. предметы, однако зеркальное отражение предметов происходит лишь в хрусталике глаза; познание же действительности достигается в разуме. Л. выступал против положения Декарта о том, что животные лишены к.-л. чувствительности, полагая, что все живые существа обладают одинаковой способностью чувствовать. Хотя животные — машины, человек существенно отличается от мех. устройств, т.к. он машина особого рода, способная чувствовать, мыслить, отличать добро от зла. Чел. тело — это «часовой механизм», к-рый заводится посредством поступления в кровь питательного сока, образующегося из пищи. Л. утверждал, что человек от природы представляет собой вероломное, хитрое и коварное существо, а люди рождаются злыми. Добродетель — это результат воспитания, к-рое индивид получает в процессе жизни в об-ве. В этике Л. — гедонист. Поск. наше телесное бытие преходяще, стремление к чувственному наслаждению оправдано. Л. считал, что подлинная мораль должна быть сенсуалистической и жизнерадостной. Критику религии сочетал с обоснованием ее необходимости для простого народа. По Л., атеизм — вполне моральная система взглядов. Соч.: Соч. 2-е изд. М., 1983; Человек-машина. Человек-растение. М., 1998. Лит.: Богуславский В.М. Ламетри. М., 1977; Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII в. М., 1986; Lem?e P. Julien Offray de La Mettrie. P., 1954. Р.А.Бурханов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЛАМЕТРЙ Жюльен Офре — 0

Найдено научныех статей по теме ЛАМЕТРЙ Жюльен Офре — 0

Найдено книг по теме ЛАМЕТРЙ Жюльен Офре — 0

Найдено презентаций по теме ЛАМЕТРЙ Жюльен Офре — 0

Найдено рефератов по теме ЛАМЕТРЙ Жюльен Офре — 0